Фактура письменной речи
Мы наблюдаем в историческое время создание письменности у многих языков [2]. Однако эта письменность создается обычно по образцам уже существующих систем письма, письменности. Начало создания систем письма относится к доисторическому времени, поэтому скрыто от наблюдения. Автономно возникшие системы письма создавались, по-видимому, все же не без влияния уже существующих систем письма. Это значит, что если образована система письма и на ее основе сложилась письменность, то все последующие открытия и изобретения в этом направлении предопределены уже существующими системами письма, письменности*.
*(См.: Сорокина Л.Н. Четыре модели графической и морфологической ассимиляции заимствований на основе их классификации//Иностр. язык в школе. 1977. № 3.)
Семиотическая сторона системы письма состоит в том, что знаки, составляющие систему, обозначают знаки звучащей речи. При этом системы письма изобретаются так, чтобы передавать как звук, так и смысл устной речи. В принципе, передавать смысл устной речи можно, обозначив знаками письма одни звуки речи. Тогда прочтение речи вслух вызовет представление о ее содержании. Передавать смысл устной речи можно изображая ее смысл и при этом устанавливая чтение смысловыразительных элементов. Тогда прочтением текста по смысловыразительным знакам можно воспроизвести звуки речи. Наконец, можно зафиксировать на письме и звуки и смысл одновременно, соединив тем самым обе стороны устной речи в письменном изображении хотя бы частично*. Первый принцип реализует индийское письмо брахми и алфавит деванагари, второй принцип представлен в древнекитайской письменности, третий - в шумерском и египетском иероглифическом письме.
*(См.: Солнцев В.М. Общие сведения о китайской иероглифической письменности // Очерки по современному китайскому языку. М., 1957.)
Использование в актах письменности принятой системы письма приводит к ее осложнению, которое выражается: 1) в создании новых систем письма для новых языков по известным прецедентам; 2) в модификации знаков письменности под воздействием разного рода причин (смена материалов и орудий письма, изменение стиля начертания знаков, появление новых каллиграфических систем и школ); 3) в создании орфографии, т.е. в упорядочении написаний слов и их частей; 4) в реформировании орфографии; 5) в назначении новых знаков для изображения пауз, динамики и интонационного контура, для передачи синтаксических значений, т.е. во введении знаков пунктуации; 6) в назначении специальных знаков - диакритик для дополнительного различения звуков и-или значений слов и выражений.
Все эти семиотические действия обусловлены двумя факторами. С одной стороны, ни одна письменная речь не покрывает полностью устной, и наоборот; поэтому каждый вид речи имеет независимое жанрово-смысловое развитие. С другой стороны, в процессе развития письменной речи систему письменности необходимо дополнять новыми знаками, выражающими новые понятия (понятия математики, логики, картографии, геодезии, химии и т.п.), а также обогащать акты письменности орнаментальным, изобразительным содержанием. Действие обоих этих факторов отделяет письменную речь в ее содержании и знаковой форме от устной речи.
Устная речь имеет свои особенности развития. Она насыщается словами, неизвестными в письменной речи и не входящими в ее обиход. Интонационные, динамические конструкции устной речи изменяются и соответственно изменяются и звуки речи. Расхождение между устной и письменной речью существует всегда. Поэтому перечисленные виды усовершенствования письма применяются, в частности, для того, чтобы постоянно согласовывать устную и письменную речь, сближать их. Новые системы письма создаются тогда, когда некоторый устный язык попадает в сферу культурного влияния письменности и литературы на другом языке. При этом общество либо ощущает потребность выразить в письменной форме несколько иное содержание, чем на до сих пор применяемом литературном языке, либо испытывает трудности в организации просвещения на общенародном языке. Нередко при создании новых систем письма действуют обе причины [б].
Система письма создается либо путем заимствования знаков влияющего письменного языка (немецкая система письма), либо путем заимствования принципа знакообразования, но при изменении начертания знаков (армянская систем письма), либо путем частичного изменения принципов создания знаков письменности (тангутская и японская системы письма).
Модификация знаков письменности имеет два основных и, возможно, связанных между собой источника: это изменение материалов и орудий письма и изменение стиля начертания. Знаки письменности могут быть нанесены различными орудиями на совершенно разные материалы. Поэтому необходим выбор наиболее подходящих технологий для создания надписей с определенными целями.
Целей, с которыми создаются надписи, всего четыре: 1) надписи, содержание которых имеет общий характер, не связанный с данными предметами или ситуациями; для таких надписей изобретаются специальные писчие материалы (пергамент, бумага) и соответствующие им орудия письма (калям, перо и т.п.); 2) надписи, содержание которых стандартно и должно быть воспроизведено в большом количестве экземпляров; в этом случае орудие письма - штамп или чекан - приобретает главное значение, так как на него наносится надпись, которая целиком переносится на материал; 3) надписи, которые могут удостоверять лицо, сделавшее надпись, - это печати; 4) надписи, которые могут удостоверять однотипность и достоинство предмета, - это все виды надписей на денежных знаках, документах, на регалиях.
Это значит, что семиотические изобретения в области письменности объясняются смысловой дифференциацией надписей. Соответственно этим изобретениям меняются взаимоотношения слова и вещи, слова и человека, его создателя:
Значения | Палеография и неография | Эпиграфика | Сфрагистика | Нумизматика |
Знак отделен от денотата | + | - | + | + |
Содержание надписи ситуативно | - | + | + | + |
Создатель надписи не обязательно назван в надписи | + | + | - | - |
Надпись наносится на другой знак | + | + | + | - |
Как видим, изобретения в области материалов и орудий письма выделили следующие свойства знаков языка: способность не отрываться от денотата, или денотативное значение; способность нести информацию о создателе знака, или экспрессивное значение; способность разрешать предметную ситуацию, или прагматическое значение; и наконец, способность объяснить один знак другим знаком - сигнификативное значение. В устной речи эти свойства знаков раскрываются только в комплексе; в письменной речи, благодаря разнообразию ее фактур, эти свойства знаков оказались функционально выделенными, а следовательно и осознанными.
Семиотика письменной речи изучает дифференциацию содержания знаков под влиянием постоянно изобретаемых новых орудий и материалов письма, таких, например, как ЭВМ.
Динамика письма
Другая проблема, относящаяся к модификации знаков письменности, - это стиль начертания надписей. Изучение стилей начертания знаков - одна из традиционных и важнейших проблем, исследуемых прикладной семиотикой.
Стиль начертания надписей зависит от многих факторов: от материалов и орудий письма, от каллиграфии и особенно от каллиграфических школ, от функциональных и исторических различий в стиле начертания знаков, от отношения стиля начертания знаков письменности к стилю орнаментов и живописи, от индивидуальных особенностей почерка писавшего (характер его образования, возрастные особенности, уровень навыков в письменной речи и т.п.).
Модификацией знаков письменности занимается несколько прикладных филологических наук: археография, палеография, книговедение, дипломатика, графология, текстология. Каждая из этих наук изучает свой аспект проблемы изменения начертаний знаков. В задачу археографии входит изучение памятников письменности и литературы с точки зрения их сохранности, систематизация этих памятников, возобновление пришедших в ветхость памятников, публикация памятников.
Палеография изучает знаки письменности в их исторической эволюции, формулирует правила прочтения букв, слов и предложений и тем самым способствует верной интерпретации содержания и формы письменных источников.
Графология занимается изучением почерков и с этой точки зрения представляет собой отрасль палеографии - обеспечивает палеографическое исследование особенностей индивидуальных почерков, связанных с антропологическими, психологическими особенностями писавшего, а также характером его образования и степенью обученности.
В задачу книговедения входит история книги, а это значит учет книг, изучение техники исполнения и издания книг, история авторства и книгоиздательства, сохранение редких книг.
В задачу дипломатики входит изучение документов в их истории, т.е. изучение структуры документов как текстов, установление и объяснение их формуляра, роли в нем каждой части - клаузулы (или реквизита), установление истории документальных жанров, установление отношения текстов документов к действительности и друг к другу.
Все эти знания содействуют художественной практике создания новых шрифтов и начертаний букв. В этом качестве вспомогательные науки о знаках письменности соседствуют с практикой искусствознания.
Знаки письма - основа письменности, исторической последовательности текстов. Письменность только в общем плане предопределена звуковым и-или смысловым составом записанного устного слова или высказывания. Правила записи слов и высказываний даются орфографией. Центральным вопросом теории орфографии является установление принципов начертания последовательностей знаков для передачи звуков и значений слов и выражений. В иероглифическом письме начертание последовательности знаков понимается как последовательность написания частей иероглифа. В буквенном письме начертание последовательности знаков понимается как последовательность букв в графическом слове и правила обозначения слогоразделов, которые даются либо как пробелы, либо как особые знаки (например, лигатуры, точки и т.п.). Для единообразного и правильного начертания последовательностей знаков письменности необходимо: 1) установление принципов начертания последовательностей знаков; 2) создание правил начертания слов, включая и объединение всех случаев начертания в словарь; 3) установление тех или иных мер предотвращения ошибочных (т.е. не соответствующих правилу) начертаний.
Орфография как учение о последовательности знаков графики при записи звучащей речи развивается: с одной стороны, знаки письменности сближаются с устной речью, с другой - отходят от них. Сближение с устной речью происходит путем введения новых знаков и уточнения применения существующих.
Новое в письменности - это организация речи с помощью разных видов пробелов и средств пунктуации. Посредством пробелов различают слова, прозаические периоды и стихотворные строки, а также особые промежуточные структуры, важные для выражения логических и поэтических значений (например, выделение пробелами правил и примеров, прозаических строк и т.п.). Пробелы в письменной речи отвечают актуальным или потенциальным паузам в устной речи.
Внутри пробелов могут помещаться знаки препинания: точка, запятая, многоточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, дефис, тире, тильда и др. Эти знаки характеризуют пробелы с семантической стороны, с точки зрения модальности предложения, логического или поэтического деления речи на психологические суждения, организации частей суждения и т.п. Обычно знаки препинания ориентированы на разные виды периодов, их частей.
Еще одним видом сближения графики и устной речи является разнообразие применяемых шрифтов. При этом возможно различение шрифтов в разных рукописях и внутри одной рукописи. В обоих случаях шрифты как бы имитируют динамические характеристики речи.
Развитие орфографии, направленное на сближение с устной речью, идет, таким образом, по линии отображения на письме все более высоких уровней звучащей речи. "Отдаление" от материала звучащей речи в орфографии происходит следующим образом: из системы звучащей речи путем выведения существенных дифференциальных признаков звучания отвлекаются фонологические единицы. Фонологические единицы должны лишь различать значения слов и морфем. Поэтому дифференциальные признаки звучания определяются как минимальные и достаточные для выполнения смыслоразличительной функции. При этом учитываются позиционные возможности смыслоразличения и за их счет сокращается число дифференциальных признаков звучания. Так выводится минимальное число единиц плана выражения, которые достаточны для различения смысла (обычно только ассоциативного содержания) слов и морфем.
Это минимальное число звуковых единиц - фонем - может быть поставлено в соответствие с существующим числом графем (смыслоразличительных частей графического языка) и правилами их использования. Так могут устраняться буквы, избыточные с фонологической точки зрения. Чисто фонологической графики не бывает, но сокращение числа графем в направлении сближения с числом фонологических единиц представляется общей тенденцией всех изменений письменности нового времени. Эта тенденция существовала не всегда: в средние века и ранее в письменность вводились либо дополнительные знаки и диакритики, либо сочетания букв как дополнительные графические символы. Сейчас же вводятся графические сокращения и другие виды сокращенных записей иероглифического характера.
Классическим способом отделения письменной речи от устной являются сокращения. Сокращению подвергаются слова, часто употребляемые и потому известные читателю или предполагаемые им из контекста. Для сокращенных написаний устанавливаются соответствующие знаки. Они бывают либо специальными (как знак "титло"), либо трансформированными из знаков препинания.
Сокращения корреспондируют с символами, употребляемыми в специальных языках. Символы могут происходить от начальных букв слов (например, log - сокращение слова логарифм), могут иметь характер рисунков - пиктограмм (например, - символ угла или - символ диаметра) или идеограмм (например, - 'точка зрения') и т.п.
Символика позволяет строить формальные и формализованные языки. Эти языки подчиняются своим правилам, аналогичным правилам орфографии, но организованным в логическую систему. Элементы формального и формализованного языка могут попасть в текст, тогда они выступают как отдельные словесные символы. Символика имеет свои фонетические отображения: это может быть произносимое вслух название символа или прочтение его в тексте (нередко они не совпадают).
Две тенденции письменной речи - сближение с устной речью и отдаление от нее - действуют каждая в своей сфере. На словесном ярусе и выше сильна тенденция сближения с устной речью, тогда как ниже словесного яруса действует противоположная тенденция.
Отношения между письменной и устной речью сложны, исторически изменчивы и только сейчас начинают исследоваться. Соотношение этих двух подсистем языка является центральной семиотической проблемой.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 508;