Лекция 22. ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
1. Философия морали и этика.
2. Сущность и происхождение морали.
3. Структура морали.
4. Функции морали.
Основная литература
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 526-534.
Дополнительная литература
Гусейнов А.А. Этика: учеб. для студ. вузов. М.: Гардарика, 2002.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учеб. для студ. вузов. М.: Гардарика, 1998.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации: Хрестоматия. Минск, 2001.
Кэмпбелл А. Медицинская этика. – М., 2004.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Попов Л.А. Десять лекций по этике: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Ось-89, 2001.
Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М., 2001.
Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Эко У. Пять эссе на темы этики. – СПб., 2000.
1. Философия морали и этика
Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины – этики. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) как наука появилась еще в эпоху античности. Само слово "этика" впервые ввел в философский обиход Аристотель, он же написал по существу первый учебник по этике, носивший название "Никмахова этика". У стоиков (Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия) этика считалась центральной философской дисциплиной. Сравнивая философское знание с яйцом, стоики говорили, что физика – скорлупа этого яйца, логика – белок, а этика – желток. В центр своих учений ставили морально-нравственную проблематику и такие древние философы, как Конфуций, Будда, Эпикур, Цицерон, Боэций и др. Сегодня этика обычно определяется как учение (или наука) об исторически сложившихся правилах, нормах поведения людей, нравственных ценностях, в частности, о добре и зле, свободе и справедливости, долге и милосердии.
Вплоть до начала XX века считалось, что этика – единственная дисциплина, изучающая мораль. Однако оказалось, что при исследовании морали надо разделять сущее и должное, то, что есть, и то, что должно быть. Поэтому этика начинает нередко рассматриваться как нормативная наука, нацеленная к миру должного, к обоснованию того, что должно быть, тогда как изучение реального бытия морали в обществе отходит к сфере компетенции других "моральных" наук, в частности, истории, этнографии, социологии и психологии морали. Отсюда вытекает, что этика исследует не всю сферу морали, а только лишь ее, морали, нормативное бытие.
Важнейшей задачей этики является разработка категориально-понятийного аппарата для анализа морали. Центральным понятием этики является категория добра как высшего блага, как высшей положительной ценности. Этические учения отличаются между собой, прежде всего, пониманием высшего блага, которое разные мыслители трактовали по-разному. В частности, для Эпикура таковым является наслаждение (гедонизм), для И. Канта – следование долгу, для Дж. Милля – польза (утилитаризм), а в христианстве – милосердная любовь к ближнему как условие любви к Богу. К числу основных этических категорий относят также «справедливость», «долг», «идеал», «совесть», «свободу», «счастье».
Таким образом, становится ясным, что философия морали и этика хотя и тесно взаимосвязаны и во многом пересекаются, однако не совпадают. Философия морали изучает феномен морали в наиболее общем виде: ее сущность, структуру и функции, место морали в обществе, ее соотношение с другими формами духовной жизни и способами регуляции жизнедеятельности людей. Тем не менее, многие исследователи отрицают исключительно нормативный характер этики, полагая, что существует также дескриптивная этика, изучающая реальное бытие морали. При таком подходе философия морали оказывается либо частью этики, одним из ее разделов, либо полностью с ней совпадает.
2. Сущность и происхождение морали
Термин "моральный" ("moralis") был сконструирован римским философом Цицероном для точного перевода аристотелевского понятия "этического" на латинский язык. Он образовал его от слова "mos" (mores – мн. число), означавшего характер, моду, покрой одежды, обычай. Слово же "мораль" ("moralitas") появляется в латинском языке позже – только в IV в. В русском языке слову мораль соответствует термин "нравственность".
В философской литературе мораль трактуется по-разному. Она определяется и как способ самоосуществления и самоуправления личности, и как мера господства человека над самим собой, и как форма общественного сознания, отражающая мир с позиций добра и зла, должного и не-должного, справедливого и несправедливого. Однако чаще всего под моралью (нравственностью) понимаютспособ упорядочения (регуляции) отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра.
Моральная регуляция осуществляется с помощью системы норм и правил, которые суть либо предписания (напр., "Возлюби ближнего своего как самого себя"), либо запреты ("Не убивай"). Ненадлежащее соблюдение норм наказывается (напр., посредством бойкота, общественного порицания), а надлежащее, наоборот, поощряется (похвала, одобрение). Моральные наказания и поощрения образуют в совокупности систему моральных санкций. Таков в общем виде механизм моральной регуляции.
Наряду с моралью выделяют два других способа регуляции взаимоотношений людей - обычай и право. Первый отличается от морали тем, что не требует от индивида осознанного выбора поступков, ведь обычай – это стереотипный способ поведения, привычный для членов группы. Право же отличается от морали своим принудительным характером: нормы права носят писаный характер, фиксируются в юридических документах (законах, кодексах и пр.), а потому обязательны для исполнения. Соответственно и поддерживаются правовые нормы не силой общественного мнения, а силой государства, и за их нарушение налагаются правовые санкции (штраф, тюремное заключение и пр.). Таким образом, специфика моральной регуляции в том, что она требует от индивида свободного подчинения высшим ценностям, принципам и идеалам, что держится не на традиции и принуждении, а на свободном убеждении человека в верховенстве Добра, иных высших ценностей (Справедливости, Милосердия, Любви).
Важнейшими императивными механизмами морали выступают долг и совесть. Первый представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом. В самом общем виде, долг – это следование пути добродетели, обычно вопреки собственной выгоде. Неисполненность долга приводит в движение совесть, которая есть важнейший механизм нравственного самоконтроля личности. Совесть предполагает умение критически оценивать свои поступки, мысли и желания, требует от человека быть честным «во мраке», т.е. когда никто другой не может проконтролировать его действия и побуждения. Долг и совесть тесно взаимосвязаны: поступок по совести – это поступок из чувства долга.
По вопросу о происхождении морали существуют три основные точки зрения, ни одна из которых не является общепризнанной.
Согласно первой из них, обосновываемой в рамках монотеистических религий (в частности, в христианстве), нравственность рассматривается как Божий дар, как совокупность правил и норм, ниспосланных человеку Богом в уже готовом виде, в частности, в форме заповедей. Другую позицию защищают сторонники биологизаторского подхода (К. Уилсон, этолог К. Лоренц, Р. Докинз). По их мнению, мораль – простое продолжение (хотя и более сложное) форм регуляции взаимоотношений между животными, ибо у последних обнаружены такие «зародыши» нравственности, как альтруизм, групповая солидарность, запрет на убийство сородичей и др. Наконец, в марксизмекак наиболее известной социоцентристской теориинравственность выводится из совместной трудовой деятельности, которая нуждалась в кооперации и регуляции с помощью определённых правил.
Тем не менее, ясно, что мораль – достаточно позднее образование даже в человеческом обществе, если, конечно, под моралью понимать не просто систему предписаний и запретов, регулирующих поведение (такие правила есть уже у животных), а систему осознанных и свободно выбираемых правил и норм поведения. При таком видении мораль возникает лишь при переходе от родового строя к цивилизованному образу жизни, т.е. на заре первых цивилизаций (древнеегипетской, шумерской и др.). Именно в это время мораль отделяется от права, артикулируются представления о добре и зле, должном и не-должном, справедливом и несправедливом, кристаллизуются понятия долга, патриотизма, совести и пр.
В первобытном обществе мораль ещё не отделялась от обычая и права, все они существовали в синкретическом единстве: то, что не соответствует обычаю, то и аморально, и противоправно. Иными словами, мораль, право и обычай образовывали в первобытности единый, нераздельный комплекс норм и правил, регулирующих поведение человека. Это значит, что дикарь не имел представлений о моральном и аморальном, а лишь о дозволенном и запретном. И этим он мало отличался от животных, ведь у последних тоже есть зачатки подобных представлений, но морали, по-видимому, нет.
Таким образом, мораль может рассматриваться трояко: либо как установление Бога, и тогда заповеди морали абсолютны, не подлежат критике и пересмотру, либо как более усложненная и витиеватая форма регуляции отношений между людьми, наследующая традициям животного стада, либо как человеческое установление, а потому и исторически изменчивое явление, не знающее незыблемых, вечных норм и правил (моральный релятивизм).
3. Структура морали
Мораль состоит из трёх основных компонентов: нравственных отношений, нравственной деятельности и нравственного сознания, которые также можно назвать подсистемами морали.
Нравственные отношения-этоотношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Своеобразие нравственных отношений в том, что они вездесущи, вплетены в структуру всех видов деятельности человека – экономику, быт, семью, политику, науку, образование, медицину. Также можно сказать, что все отношения между людьми в той или иной степени морально окрашены.
Нравственные отношения носят преимущественно субъект-субъектный характер, т.е. это отношения между людьми, выступающими носителями моральной активности (деятельности). Правда, в последние десятилетия с появлением экологической этики, рассматривающей отношения между человеком и природой, в сферу морально-нравственной регуляции попали объекты живой и даже неживой природы. Происходит своего рода возврат к язычеству, где отношение к природным объектам зачастую носило сакральный, нередко и персонифицированный характер (отсюда, например, такое словосочетание как «мать-земля»).
Субъектамиморали могут выступать не только отдельные индивиды, но также большие и малые группы людей, общество в целом и даже всё человечество. Активность субъектов проявляется не только в том, что они совершают моральные (аморальные) поступки, но также и в том, что они могут оценивать (одобрять или осуждать) поступки, обосновывать и создавать новые моральные нормы. Необходимым качеством всякого субъекта морали является свобода (точнее, свобода морального выбора), наличие же свободы предполагает и моральную ответственность за совершённые деяния.
Во-вторых, в мораль входит нравственная деятельность как совокупность действий субъектов морали, подлежащих нравственной оценке и моральному регулированию. Единицей, элементарной, далее неразложимой клеточкой нравственной деятельности выступает поступок,т.е. любое нравственно окрашенное действие человека, действие, подлежащее моральной оценке. Соответственно, все действия человека можно разделить на аморальные (безнравственные), моральные (нравственные), внеморальные (нейтральные).
Третьим компонентом (подсистемой) морали является нравственное сознание– форма общественного сознания, отражение (восприятие, объяснение, оценка) моральной деятельности и отношений в сознании людей.
Основными элементами морального сознания выступают моральные представления (о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о должном и не-должном), принципы (например, принцип справедливости), идеалы (напр., идеал милосердной любви, символизируемый личностью Иисуса Христа), ценности (Свобода, Демократия, Деньги, Любовь, Истина, Власть и др.).
Верховная роль в структуре нравственного сознания принадлежит ценностям, причём в каждом обществе, культуре, равно как и в каждом этическом учении в качестве важнейших признаётся свой особенный набор ценностей, которые могут считаться либо равноправными, либо более или менее важными.
В целом же, и моральные отношения, и моральная деятельность, и нравственное сознание образуют неразрывное единство и в совокупности составляют то, что мы называем словом мораль (нравственность).
4. Функции морали
Вопрос о функциях морали – это вопрос о том, зачем, для чего нужна мораль, какова её роль в обществе? Несмотря на то, что выше мы определили мораль как способ регуляции отношений между людьми, её общественная роль к этому не сводится. Мораль многофункциональна,т.е. выполняет различные взаимосвязанные функции. Отметим следующие функции морали: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную, ориентирующую, мотивационную, мировоззренческую, воспитательную и гуманистическую.
Большинство отечественных философов считают важнейшей функцией морали регулятивную:с помощью гибкой системы норм (предписаний и запретов) и санкций (наказаний и поощрений) мораль регулирует (управляет, ограничивает) поведение людей во всех сферах общественной жизни – в быту, на производстве, в политике и т.п.
Специфика морального регулирования состоит в его оценочно-императивном характере, и этот характер отличает нравственную регуляцию от иных форм регуляции (прежде всего, от права). Суть оценочно-императивной функциив том, что в нравственном освоении человеком действительности органично сливаются оценка и повеление (императив). Причём оценка осуществляется не с позиций «истинно-ложно» (как в науке), «прекрасно-безобразно» (как в эстетике и искусстве), а с позиций добра и зла.
Но, оценивая окружающий (прежде всего, социальный) мир, мораль в то же время и познаёт (как можно нечто оценивать, не зная объекта оценки?), но познаёт не беспристрастно, а, напротив, заинтересованно, ангажированно, эмоционально.
Полученное таким образом знание используется людьми для ориентированияв мире (например, для принятия решений в ситуациях морального выбора). Иными словами, нравственность выполняет своеобразную роль "компаса" поведения.
В плане выполнения мотивационной функциимораль позволяет оправдывать людям своё поведение с помощью нравственной мотивации, т.е. апелляции к возвышенным мотивам, связанным с утверждением идеалов Добра, Справедливости, Милосердия и пр.
Мировоззренческая и воспитательная функцииморали состоят в том, что нравственность поставляет образцы должного в поведении, побуждает подражать им и, тем самым, формирует нравственные убеждения человека, его представления о моральном и аморальном.
Подытоживая разговор о функциях, снова вернёмся к вопросу о том, что же самое главное в морали. На наш взгляд, главная функция морали – гуманистическая, её предназначение – делать человека человечнее. Конечно, человечнее, гуманнее призвана сделать человека не только мораль, но также и философия, и религия, и искусство, но философия учит человека любить истину, религия – Бога, искусство – прекрасное, а мораль учит любить человека, любить деятельно, делая Добро и избегая Зла.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 8803;