Лекция 7. ИСТИНА КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ
1. Философские уровни понимания истины.
2. Основные концепции истины в философии.
3. Аспекты истины.
4. Продукты постижения истины людьми.
Основная литература
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С.366-369.
Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004. С. 305-309.
Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины. – М., 2005. С. 360-362.
Дополнительная литература
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Островский Э.В. История и философия науки: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2007. С.124-125.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов-100 ответов: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999. С. 72-73.
Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999 Гл. XII. § 8 «Что есть истина».
Экман П. Психология лжи / Пер. с англ. – СПб., 2003.
1. Философские уровни понимания истины
Категория истины является центральной в гносеологии. Однако само понимание истины многоуровневое, и каждый из этих уровней порождает специфику ее понимания.
Онтологический уровень. Истина рассматривается здесь как свойство самого бытия и даже как подлинное бытие, противостоящее бытию иллюзорному, не подлинному. В рамках религиозно-философских построений, мир платоновских идей или Царство Божие — истинны, ибо противостоят мнимому — телесному или греховному — чувственно воспринимаемому бытию. Истина здесь сопрягается с непосредственной духовной очевидностьюи религиозным откровением.
В реалистических доктринах и обыденном сознании истина сопрягается с законосообразным или идеалосообразным бытием. Когда мы говорим “настоящий ученый”, “истинный гражданин своей страны”, “типичный представитель своей профессии” и т. д., то везде подразумеваем, что нечто бытийствует в полном соответствии со своим эталоном или идеалом. Гегель бы сказал, что здесь предмет соответствует своему понятию, а потому он и истинен.
Логико-семантический уровень.Это уровень, в рамках которого функционируют дедуктивные науки и где истина фиксируется терминами ”правильность”, “корректность”, “достоверность”. Под этим понимается формальная безупречность доказательства теоремы или получения какой-то логической формулы на основе исходно принятых аксиом и правил вывода.
Ценностно-экзистенциальный уровеньфиксируется в русском языке словами правда, праведность, правота.Под правдой в экзистенциальном аспекте понимается личностно продуманная и прочувствованная ценность, которая принимается человеком всем его существом и искренне утверждается им в жизненных поступках. Человек может при этом заблуждаться, за что он подлежит объективному моральному и социальному осуждению, но в субъективном-то плане он поступает вполне искренне и правдиво.
На гносеологическом уровнекатегориальный смысл истины заключается в содержательной характеристике человеческих знаний,особенно философского и научного характера, которые фиксируются языковыми средствами и исследуются как языковые выражения. На этом уровне существует большое количество моделей понимания истины.
2. Основные концепции истины в философии
Современное понимание истины предполагает диалог различных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры. В истории философии сложилось несколько подходов к определению этой категории.
Априористская концепцияутверждает, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом индивиде через определенную методику, как бы заставляя человека “припомнить” заложенное в его сознании изначально. Таково учение индийской веданты о потенциальном всезнании человеческого атмана, тождественного брахману; античное понимание знания как припоминания того, что некогда видела и слышала бессмертная душа; христианское учение о потенциальном богоподобии человека, декартовская доктрина врожденных идей.
Конвенциональная модель истиныподдерживает идею, что истина — есть всегда продукт гласного (а чаще — негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях, профессиональных группах и т.д.) существуют разные “правила игры”, а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и в философии.
Когерентная теория истины. Существует несколько вариантов данной теории. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности. При всей частичной обоснованности такого подхода все-таки следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-то теории еще отнюдь не свидетельствует о ее истине; и, наоборот, наличие диалектических и антиномических суждений внутри теории еще не дает оснований заключать о ее ложности.
Второй вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.
Прагматическая версияистиныподчеркивает субъективный момент в составе человеческого знания, т.е. степень его пригодности на практике. Суть концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью.
Однако утилитарную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно же, не из утилитарных соображений, а из чистой любви к истине. Многие научные теории в момент их создания вовсе не имеют никакого экспериментального и технического применения. Более того, самые стратегически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны.
Экзистенциалистские концепциидостаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного истолкования истины.
Во-первых, может быть выдвинут тезис, что истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. В роли такового способно выступить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. При таком подходе подчеркивается значение именно творческого человеческого измерения знания, претендующего на истинный статус.
Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть открыт в ситуациях пограничных, зачастую на грани жизни и смерти. “Свет истины” как бы вливается в “трещины” его личной судьбы, порой заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы.
Наконец, третий ракурс экзистенциального видения истины смыкается с онтологическим ее аспектом. Истина в ее греческом значении (aleteia), по М. Хайдеггеру, означает несокрытость бытия, т. е. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо просто научиться видеть и слышать. Человек техногенно-потребительского общества, ориентированный на покорение природы и удовлетворение своих безмерных телесных потребностей, отгородился от истины системой своих научных абстракций, миром технических устройств и пустых слов. Отныне «свет истины» доступен лишь поэтам, философам, святым праведникам и подвижникам, созерцающим его «нетелесными очами сердца». Здесь идет последовательное возвращение к классической концепции истины в платоническом понимании и ее отождествление с откровениемкак атрибутом религиозного опыта.
Классическая концепцияпод истиной понимает соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности, достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. Определяя истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью, Аристотель считал истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений. Коротко говоря, истиной с этой точки зрения может называться объективная информация. Эта точка зрения на истину легла в основу всей европейской цивилизации, в особенности классической науки, прежде всего естествознания. Классическая концепция всегда была и до сих пор остается наиболее влиятельной не только среди философов, но и среди ученых, ибо в наибольшей степени соответствует их интуитивной вере в то, что они не творят научные гипотезы и теории по своему собственному усмотрению, а познают нечто в самом бытии, и что полученное ими знание — не фикция, а вскрывает объективные закономерности мироздания.
Диалектико-материалистическая (марксистская) концепцияистины, принимающая аристотелевские идеи как исходные, создана на основе понимания познания как отражения. Истина понимается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Именно практика, обладающая такими чертами, как материальность (предметность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить идеальные знания и представления, воплотив их в материальную деятельность и объекты, подчиняющиеся объективным законам природы и общества.
Изложенная марксистская концепция истины требует сегодня конструктивного переосмысления, поскольку, основываясь на идеалах и нормах классической науки XIX века, она во многом не соответствует современным научным представлениям. Прежде всего, стало очевидным, что практика в ее материально-предметной форме не является универсальным критерием истины, поскольку в такой сфере, как логико-математическое знание, а также в различных областях гуманитарного знания, где объект исследования — тексты, применяются другие способы оценки - логические, семиотические, семантические, системные или культурно-исторические. Относительность такого критерия истины проявляется в том, что практика ограничена уровнем развития производственно-технических и экспериментальных средств и не всегда возможным завершением процесса проверки. Это означает, что как критерий истины материальная практика должна быть взята в процессе движения и развития.
Невозможно также принять традиционное понимание объективности истины как воспроизведения объекта таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Условием объективности истины в этой концепции является исключение субъекта, его деятельности из результатов познания, что не соответствует реальному познавательному процессу. Познание, как было показано ранее, не сводится к зеркально-отражательным процедурам получения чувственного образа как "слепка", копии вещи, а предстает сложными образами, формирующимися в системе творчески-проективной, интерпретирующей деятельности субъекта, содержащей компоненты социального и культурно-исторического опыта.
Субъект "творит" истину, преобразуя объект, себя и свое знание о мире и объекте. Условием получения истины являются личное творчество, поиск, риск, разработка способов проверки, обоснования, а главное - свобода ответственно, нравственно мыслящего и действующего субъекта.
Марксистская концепция истины учитывала сопоставление не знания с вещью, но упускала соответствие вещи знанию. Соответствие предмета, вещи своему понятию имеет различные смыслы. Для Платона это совпадение вещи с предшествующей идеей; в христианско-теологической интерпретации оно предстает как соответствие сотворенных вещей заранее мыслимой божественной идее; в кантовской философии оно существует как трансцендентальная идея: "предметы считаются с нашим познанием".
3. Аспекты истины
Как видно из перечисленных концепций истины, она многогранна. Прежде всего, следует выделить объективный и субъективный аспекты.
С этих позиций нам представляется вполне разумным определение истины как такого объективного содержания наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.Подобное понимание восходит к марксисту В.И. Ленину, но оно может разделяться мыслителями и совершенно иных философских взглядов — например, интуитивистом Н.О. Лосским. По Н.О. Лосскому, истина —это имманентное обладание идеей трансцендентной предметности.В обоих определениях подчеркнуты два важных момента: во-первых, знание, претендующее на истинность, необходимо субъективно (имманентно) по форме своего существования, т. е. имеет человеческое измерение. Без живого человека говорить об истине в гносеологическом плане бессмысленно. Во-вторых, истинное знание объективно (трансцендентно) в смысле отсутствия в его содержании субъективно-психологических примесей (субъективистских домыслов или, в просторечье, отсебятины).
В субъективном плане истины:
— способ формулирования истины, форма ее выражения; каждый участник познания (личность, малая группа, масса людей) адаптируют информацию “под себя”, в связи со своими собственными потребностями и целями;
— заблуждения, искажения, незнание, ошибки; причем заблуждение и незнание не всегда помеха на пути к истине, но и катализаторы ее выработки.
Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Это требует полноты анализа, учета существенных связей и отношений объекта с окружающим миром, включение его в исторические рамки и социально-культурную практику. Истина чаще всего имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность — заблуждение. Типичный пример заблуждений такого рода — это попытка 3. Фрейда объяснить культурные и социальные процессы на основе открытых им закономерностей бессознательной психической жизни индивида. Другой причиной заблуждений служит не экстраполяция полученных знаний на иные предметные области, а огульное отрицание существования последних, как якобы несовместимых с открытой истиной. К примеру, ученый-физик заявляет, что явлений телепатии не существует потому, что науке не известны физические взаимодействия, которые могли бы их переносить. Точно также долгое время ученые не могли поверить в делимость атома, поскольку это, по их тогдашнему мнению, вело к уничтожению материи.
Однако соответствие знания действительности не происходит сразу, одномоментно, оно есть процесс, который можно описать с помощью диалектических понятий относительной и абсолютной истины.
Абсолютная истинапонимается различно:
— некий идеал познания по тому или иному вопросу — исчерпывающий по точности и полноте ответ на него;
— достоверные знания, проверяемые практикой, не отвергаемые дальнейшим ходом познания (в некоторых учебных пособиях понятие ”вечные истины“ используется некорректно, поскольку истина – всегда процесс, то вечных истин быть не может. Это не научный термин а оборот повседневной речи. То, что называют ”вечными“ истинами охватывается понятием ”факты“;
— те элементы в составе наличного знания, которые остаются постоянными временно — внутри определенной парадигмы науки (вроде классической физики или квантовой механики) и практики.
Граниотносительной истины:
— неизбежная неполнота сегодняшнего знания;
— приблизительность нашей информации по глубине ее проникновения в сущность природных или социальных явлений;
— “информационный шум”, потери при производстве и особенно трансляции знания в зависимости от особенностей разных субъектов познания.
Т.о., абсолютная и относительная истины отражают разные степени - полную и неполную — соответствия знаний действительности. Абсолютная истина, по выражению Ф. Энгельса, складывается из суммы относительных; в целом объективная истина в реальном процессе познания существует как абсолютно-относительное знание о действительности. Однако, современные гносеологии подчеркивают, что положение "абсолютная истина есть сумма относительных истин" ошибочно, поскольку наука не развивается просто путем накопления, суммирования истинных знаний. Наряду с накоплением идет непрерывный процесс переоценки, переосмысления этих знаний, особенно с появлением принципиально новых концепций и открытий, как это было, например, после создания А. Эйнштейном теории относительности или в результате разработки концепций квантовой механики.
Т.о., истина процессуальна; это всегда процесс, а не просто результат познания. При нарушении этого процесса рост истины замедляется или прекращается. При гипертрофии момента устойчивости, абсолютности формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Абсолютизация относительности знания порождает скептицизм, агностицизм, релятивизм.
Процессуальность истины обнаруживается, по крайней мере,в трех планах:
Исторический план. Это постепенная кристаллизация истинного знания в истории, когда неполное и фрагментарное знание какого-либо предмета на эмпирической стадии познания сменяется построением его “теоретического образа”, обеспечивающего целостное понимание и предсказание.
Логический план. Истинное знание никогда не открывается сразу и целиком, а требует логико-процессуальных усилий мысли по своему изложению и, соответственно, усвоению.
Экзистенциальный план. Истинное знание требует для усвоения некоторой подготовки, а иногда и душевной зрелости. Ко многим важным истинам и ценностям бытия человек приходит отнюдь не сразу, а путем мучительных борений и раздумий.
Процессуальность истины, диалектика абсолютных и относительных, субъективных и объективных компонентов в ней так или иначе выводят нас на центральную проблему: а на основе каких критериев мы вообще расцениваем одно знание как истинное, а другое — как ложное.
4. Критерии истины
Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру исключительно внутри самого знания, то возникает парадокс, схваченный в свое время еще Секстом Эмпириком: для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь, критерий и так до бесконечности.
1. Общественно-историческая практика человека.Успешная объективация (или, грубо говоря, материализация) наших знаний в технических устройствах, хозяйственной и социальной деятельности — серьезное свидетельство в пользу того, что мы ничего субъективно не измыслили, а познали нечто объективно сущее и значимое.
Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т. е. строго описанная и, желательно, техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории. В связи с этим можно говорить о существовании эмпирических критериевистинности научного знания. Одним из таких эмпирических критериев (разрешающих процедур) служит верифицируемость теории, т. е. заключение об ее истинности на основании практического подтверждения выведенных из нее опытных следствий. Противоположный эмпирический критерий - фальсифицируемость, нацеленный не на подтверждение, а, наоборот, на опровержение теоретической модели через опровержение (фальсификацию) выводимых из нее эмпирических следствий. Обе эти процедуры успешно используются в науке.
2. В случае, когда знание невозможно проверить на практике в науке используются логические критерииистины. Важнейшим из них является непротиворечивость, т. е. запрет на одновременное наличие суждений «А» и «не-А» внутри научной гипотезы или теории. Формально-логическая противоречивость означает, что теория абсолютно не информативна, ибо из противоречия следует все, что угодно — бесконечный ряд суждений. Другой важный логический критерий истины — критерий независимости аксиом, т. е. не выводимость одних исходно принятых допущений (аксиом, постулатов) теории из других. Обнаружение факта нарушения этого принципа — серьезное свидетельство в пользу ошибочности данной теории. Кроме этого говорят еще о критерии полноты теории. Семантическая полнота означает, что все суждения внутри данной теоретической модели являются доказанными, а не произвольно введенными. Критерий синтаксической полноты гласит, что теория является истинной (или точнее— корректной), если присоединение к ней произвольного суждения (формулы) делает ее противоречивой. Признавая необходимость логических критериев, мы, исходя из вышеуказанной диалектики познавательного процесса, должны понимать их относительность и ограниченность эффективного применения.
3. Поэтому в естественных и обществоведческих, а отчасти и гуманитарных, науках используется целый спектр собственно теоретических критериевистины. Одним из них является критерий внутренней и внешней когерентности знания, т. е. требование системной упорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории (гипотезы), а также желательность ее согласования с фундаментальным и бесспорным знанием в науке. Другим важным теоретическим критерием истины является принцип простоты теории. Он означает, в частности, что из двух конкурирующих в науке гипотез скорее всего будет избрана та, которая решает проблему наиболее экономным и рациональным способом, использует меньшее количество исходных аксиом при том же объяснительном и предсказательном потенциале, опирается на более простой математический аппарат, не привлекает сложной терминологии и т. д.
Наконец, в науке используется еще один критерий, пожалуй, наименее прозрачный и рациональный, но часто оказывающийся решающим в ситуации выбора. Имеется в виду критерий красоты научной теории. Многие крупные ученые, в первую очередь, ориентируются именно на него. Эстетический критерий гармонии, изящества, завершенности научных построений оказывается особенно популярным среди логиков, математиков и представителей естественных наук, хотя он не чужд ученым и из других отраслей знания. Все это свидетельствует, с одной стороны, о недопустимости жесткого противопоставления друг другу различных форм рационального постижения бытия, а, с другой, о глубинной связи рациональных и внерациональных видов опыта.
1. Продукты постижения истины людьми
Истина и мнение,
истина и правда
В греческой философии истина устойчиво противополагается мнению. Платон в своих диалогах показывает, что мнение есть знание субъективное, полное психологических и разного рода иных предрассудков. В мире мнений причудливо перемешаны истина и ложь. Но даже если мнение и истинно, то это всегда — истина в себе, т. е. необоснованное и крайне проблематическое знание. Мнение же, перешедшее из ранга истины в себе в ранг истины для нас, представляет собой знание доказанное, т. е. удостоверенное в качестве независимого от наших субъективно-психологических особенностей и домыслов.
Мнение можно сознательно формировать и не только у отдельного человека, но у целого общества или его части. Благодаря, например, современным средствам массовой информации создается своеобразный мир мнений, в котором доказательство подменено психологическим убеждением и даже целенаправленным внушением.
Истина и правда близки, но не тождественны. Если истина – это максимально объективная информация, то правда – субъективно воспринимаемая как истина, личностно значимая информация, с большой примесью веры в истинность. Т.е. истина по какому-то вопросу может быть одна-единственная, а вот правд относительно него же — несколько, множество.
Истина и ложь,
истина и заблуждение
Поиск истины неотделим от заблуждений и появления разного рода ложных представлений. Афористичное выражение подобной позиции можно найти у русского писателя Леонида Андреева, обронившего фразу, что «истина — это ложь, которую еще не успели доказать». Однако между ложью и заблуждением существует фундаментальная разница.
Ложь представляет собой преднамеренноевозведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет, связанный с прагматичным использованием (сокрытием) знания в собственных целях. Социально-политической формой существования лжи является целенаправленная дезинформация, когда для обмана отдельного человека, со стороны какой-то особой социальной группы используется специальный набор знаний и технических средств. От лжи и дезинформации следует отличать заблуждение. Под заблуждением можно понимать непреднамереннуютрактовку истинного знания как ложного, а ложного — как истинного, что вытекает как из сложности и неисчерпаемости объекта, так и из исторической ограниченности субъекта познавательной деятельности. Ложь следует непримиримо дезавуировать, а от заблуждений терпеливо и методично избавляться, зная, что они воспроизведутся вновь. Без заблуждений невозможно нахождение истины и ее кристаллизация.
Ошибка — личная неосведомленность в том, что вообще-то хорошо известно. Это, к примеру, когда вместо нужного препарата провизор по невнимательности, халатности выдает вредный данному пациенту.
После этих замечаний мы можем уточнить данное выше определение истины. Истина— это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходum за границы своей применимости и не претендует на окончательный и завершенный характер.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 5367;