Лекция 5. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
1. Основные положения классического психоанализа.
2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм).
3. Структура психики. Функции бессознательного и его соотношение с сознанием человека
Основная литература
Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для технических вузов. – М., 2004. С. 200-203
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 412-414.
Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.С.223-229, 268-274.
Дополнительная литература
Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 2000.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М., 1990.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Рыков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов, 100 ответов: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 1999.
Спиркин А.Г. Философия. М., 1999. Гл. XI. § 6. “Сознание и сфера бессознательного”.
Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченко. – Минск, 1998.
Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. М., 1989.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Фромм Э. Кризис психоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. – СПб., 2000.
Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
Хрестоматия по философии: учеб. пособие / Сост. П.В.Алексеев. – М., 2006. С. 342-346.
Шерток Л. Гипноз. – М., 1992..
Юнг К. Психологические типы. – М., 1996.
Юнг К. Психология бессознательного. – М., 1996.
1. Основные положения классического психоанализа
Начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Такие авторы, как Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше, с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Современная философская антропология не закрывает глаза на проявления агрессивности, на скрытые и темные импульсы, на «ночного» человека. Она не рассматривает их как что-то случайное и второстепенное. Невозможность уклониться от теоретического признания темной стороны человеческой природы стала особенно очевидной после появления психоанализа — теории, автором которой явился известный психолог и философ 3. Фрейд (1856-1939). Он положил начало целому направлению в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования.
Исходный пункт развития фрейдизма состоял в открытии функционального бессознательного. Фрейд представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно 3. Фрейду, бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа, в том числе самых возвышенных и благородных. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.
Самый нижний и самый мощный слой — «Оно» (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи: кошмары, страхи, мечты.
Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» (Ego) человека, индивидуальное сознание человека, все его мысли, чувства, планы и воспоминания; эта — центральная в большинстве случаев поведения часть души действует по принципу реальности, руководствуясь инстинктом самосохранения.
Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, куда включена данная личность (семьи, профессии, сословия, этноса, конфессии и т.д.); эта часть психики формируется под влиянием норм и принципов религии (грех), морали (совесть), политики и права (обязанность, долг) и других областей духовной культуры общества; для нее главное — принцип долга, отступления от которого порождают чувство вины; сверхсознание образует своего рода защитный барьер между душой личности и всеми впечатлениями реальности; причем те из них, которые противоречат воспринятыми человеком заповедям добра и зла, приличного и безобразного, не пропускаются через этот барьер в сознание, а вытесняются в следующую часть психики; сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между неосознанными осуждаемыми побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я».
Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек— это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Именно либидо обусловливает собой творческую активность человека во всех сферах деятельности: искусстве, научном познании, в конечном итоге — во всех проявлениях жизни. Действие либидо не осознается непосредственным путем, но может быть выявлено специальными психологическими методами через анализ снов и других неконтролируемых проявлений психики (отсюда и название теории — «психоанализ»).
Драматизм человеческого существования у Фрейда усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.
Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.
По Фрейду, есть несколько возможностей преодолеть неизбежные в принципе противоречия названных частей психики. Пути разрешения душевного конфликта между над- и подсознанием разнообразны и дополняют друг друга.
1. Непроизвольное вытеснение травмирующей психику по причине запретов Super-ego информации в область бессознательного; на определенном возможностями темперамента этапе переполнения бессознательного вытесненными комплексами душевный конфликт предстает как невроз — функциональное расстройство психики в той или иной степени. С невротическим повреждением душа выходит из столкновения идеалов личности с реальной действительностью, в особенности при борьбе полового влечения (либидо) и чувства самосохранения.
2. Регрессия как защитный механизм поведения означает уход личности на более примитивный по сравнению с ее возможностями уровень мышления и деятельности. Распространенными проявлениями регрессии выступают алкоголизм, табакокурение, неоправданная агрессивность в мирных ситуациях, переедание, порнография, наркомания и т.п. формы возврата к прямолинейному удовлетворению животных инстинктов.
3. Сублимация — напротив, переключение энергии бессознательного на высшие цели духовного творчества в науке, искусстве, профессии, благоустройстве быта, всякого рода хобби и т.п. социально полезные задачи. По Фрейду, “сублимирование представляет собой переключение сексуального влечения с его непосредственной цели — любимого человека на более отдаленную и более ценную в социальном отношении цель”. Способностью к сублимации в принципе обладают все люди, но многие — в незначительной степени. Своего максимума эта способность достигает у представителей творческих профессий — художников, исследователей, менеджеров и т.п. Так, состояние очередной влюбленности у людей искусства выливается в новые художественные произведения (ср. хотя бы сонеты В. Шекспира, обращенные к смуглой леди; болдинскую осень А.С. Пушкина; стихи о прекрасной даме А.А. Блока; т.п. творения).
4. Трансфер, по Фрейду, означает перенос эмоционального отношения пациента к действительно значимым для него людям (родителям, родственникам, половым партнерам) на людей в общем посторонних (учителей, знакомых, сотрудников, героев литературы, кино, телевидения, звезд эстрады и т.п. кумиров толпы; ушедших из жизни близких человека; даже домашних животных; вплоть до предметов-фетишей) или же на врача-психотерапевта по ходу лечения психоанализом. При позитивном трансфере переносятся чувства любви, восхищения, уважения, доверия, привязанности и т.п., а при негативном — страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы и т.п. Перенося вытесненные эмоции, бессознательное частично и на время разгружается от их давления на сознание индивида, как бы перекладывает эту ношу на плечи другого человека.
5. Психоанализ как метод совместного поиска пациентом и врачом-психоаналитиком глубинных причин душевного конфликта у пациента, истинных обстоятельств причиненных тому психических травм. Сеанс психоанализа происходит в кабинете врача, который в комфортной (лежа на кушетке), конфиденциальной обстановке выслушивает искренний рассказ пациента обо всех обстоятельствах его жизни, его тревогах и заботах. Задача врача — догадаться об истоках невроза или невротической угрозы у данного пациента и довести это знание до его разума, с помощью которого тот переоценит свое отношение к проблеме и преодолеет тем самым невротические симптомы.
Основные приемы такого рода психоанализа:
· метод свободных ассоциаций — в ничем не ограниченном речевом потоке пациента тот высказывает всё, что приходит ему в голову; его слушатель-психотерапевт выбирает из речи пациента такие слова, которыми он невольно проговаривается об истинных причинах своей тревоги или заболевания;
· толкование сновидений, которые Фрейд считал символами вытесненных желаний индивида; универсальным прототипом невроза, общим для здоровых и больных неврозом людей; в этом плане Фрейд делил сны на а) выразители желания; б) страшные; в) ожидания наказания. По его мнению, во сне снимается барьер, отделяющий бессознательное от остальной психики и вспомнив сон наяву поподробнее, можно многое понять о содержании бессознательного в душе пациента. Одни сны выражают желания и тревоги человека напрямую, как бы продолжая реальность в виде своеобразного театра галлюцинаций (т.е. снятся знакомые спящему люди и ситуации, так что общение с ними как бы продолжается во сне). Другие (у взрослых людей они бывают гораздо чаще) выражают вытесненные желания в замаскированном, символическом виде. Задача психоаналитика — вместе с пациентом дешифровать такие сны и тем самым диагносцировать травматические обстоятельства душевного расстройства;
· расшифровка ошибочных действий, причины которых кроются в подсознании, его болезненных симптомах — уловить эти причины старается врач-психоаналитик; имеются в виду разного рода оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание и ошибки-заблуждения (например, неузнавание знакомых людей и наоборот); общим мотивом такого рода симптоматических ошибок Фред считал “тенденцию избегать неприятных чувств в связи с воспоминаниями или другими психическими актами, психическое бегство от неприятного”. Так, чего-то опасающийся председатель собрания, выходя на трибуну в его начале, неожиданно объявляет собрание закрытым; на траурной церемонии тревожащийся и за свою жизнь оратор скажет по адресу покойного “До свиданья!”
Кроме явных ошибок, к числу того же рода мелких симптомов бессознательного относятся случайные или симптоматические действия (те или иные манипуляции с одеждой, частями тела, предметами и т.п., например — жевание жвачки, использование экстравагантных аксессуаров одежды, макияжа, украшений, татуировки, жаргонных, нецензурных выражений молодежью часто выдает ее стеснительность, неудовлетворенные пока претензии).
6. Любовь как нормальные отношения мужчины и женщины.
Фрейда считают отцом сексуальной революции XX в. Не стоит видеть в ней только полного падения нравов, однозначного кризиса семьи, окончательной деградации морали. Скорее, фрейдизм всего лишь поставил довольно точный диагноз новому этапу развития общественных отношений; преодолел устаревшие представления о половой любви как грехе, покончил с мифом о сексуальности как проклятии рода человеческого. Фрейд не только декларировал, но и теоретически обосновал половую любовь как необходимое условие человеческого счастья, гармонии и здоровья в межличностных отношениях.
2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
(А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм)
Последователи классического фрейдизмаво многом реформировали его теорию и методологию. Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.Г. Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». Юнг выделил в нем помимо «личностного бессознательного» как отражения в психике индивидуального опыта еще и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по нему, общечеловеческие первообразы — архетипы (греч. arche – начало + typos – образ), т.е. первообразы, отдаленные образцы, возникшие в прошлой истории культуры и передающиеся от поколения к поколению принадлежащих к ней людей, с определенными инновациями (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Архетипы — своего рода гены культуры, с помощью которых она воспроизводит те или иные структуры человеческой психики. Они заключаются в языке, символах искусства, ритуалах религии, мифах, политических доктринах, т.п. формах духовного творчества. Человек представляет не только себя. Но и расу, народ, общину, землячество, конфессию, партию и др. социальные группы. Интересы и цели этих групп в свою очередь довлеют над бессознательной психикой индивида. Основная задача психотерапии, по Юнгу, — восстановление нарушенных жизнью связей между различными уровнями психики.
А.Адлер, австрийский врач и психолог,подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека, создал собственный вариант психоанализа, названный индивидуальной психологией. Ее основными положениями являются формулировки комплекса неполноценности и принципа компенсации. Решающим фактором развития личности Адлер считал постоянный конфликт между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, возмещению собственных дефектов, реальных и мнимых. В отличие от своего учителя полагал главной движущей силой бессознательной психики не сексуальность, но агрессивность, стремление личности к успеху, самоутверждению, превосходству, совершенству, чувству общности. Именно недостатком чувства общности человека с другими людьми Адлер объяснял отклонения от социальных норм поведения и психопатологию. Неврозы возникают при недостаточной или извращенной компенсации чувства неполноценности. Последняя компенсируется стремлением к власти и достижением общности с окружающими людьми.
Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э.Фроммподверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. По его собственному признанию, его точка зрения является «не биологической, и не социальной». Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет «экзистенциальной дихотомией». Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что, порождает тревогу и беспокойство. Поэтому «цена, которую человек платит за сознание», — это его неуверенность.
Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское понимание данной проблемы. Однако вместе с тем у Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали в другую крайность. В изображении 3. Фрейда человек предстал как существо, руководимое исключительно низменными устремлениями. Это произошло потому, что его теория производит низведение (редукцию) всех высших проявлений человеческого духа до низших. У 3. Фрейда вольно или невольно получается, что за всякими возвышенными устремлениями следует подозревать нечто примитивное и низменное. Собственно говоря, ничего возвышенного как такового и не существует: есть только психологическая иллюзия или непроизвольный самообман.
3. Структура психики.
Функции бессознательного и его соотношение с сознанием человека
Т.о., учение З.Фрейда, его последователей и оппонентов сформировали современные представления о психике человека.
Структура психики иллюстрируется рисунком:
Психика индивида
Бессознательное Сознание Сверхсознательное
Процессы восприятияОтношение к окружающемуОсознание самого себя
и переработки информации
Ответственность
Ощущения, восприятия Мир чувств Рефлексия
Память Отражение
Воображение общественных
отношений
Оценки Оценки своих
действий других действий
Прогнозирование последствий
Основные характеристики сознания и бессознательного приведены в табл.:
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 899;