Ранняя проза А.П.Чехова. Проблематика и поэтика.

Период раннего творчества А.П.Чехова относится ко времени с 1879года по 1885 год. История изучения этого чеховского периода необычайно сложна и противоречива. Дореволюционная критика (Шестов, Айхенвальд и др.) отрицала художественную ценность и общественную значимость ранних произведений Чехова. В 20-е – 30-е годы наметилась более объективная оценка. Отмечалась эволюция от «мелочишки» к серьезной прозе. В 40-е – 60-е годы ставится вопрос о своеобразии реализма раннего Чехова. Особенности художественного творчества объяснялись демократическим мировоззрением писателя (Ермилов, Бялый и др.). Работы последних лет рассматривают ранний период творчества как важнейший этап становления художественного метода и жанровой специфики раннего творчества Чехова.

Основные темы и проблемы: человек и иерархическая система; изображение быта, раскрываются черты современных нравов.

Темы:

1.Свадебная тема («Свадьба с генералом», «Брак по расчету»).

2.Сатирическое изображение остатков крепостничества. Добровольное рабство («Отставной раб»).

3. Тема рабов и господ: обличению подвергаются нравы, психология и духовный облик («Маска», «Добродетельный чиновник», «Смерть чиновника»).

4.Обличение реакционной печати.

5. Отклики на правительственные нововведения («Экзамен на чин»).

6. Высмеивание политики пресечения и предела («Философские определения жизни»).

7. Походы против просвещения и науки («Мыслитель», «Что лучше?»).

8. Сатирическое изображение преследования вольнодумства («Барин», «Либеральный душка»).

9. Быт и нравы чиновников.

В период 80-х годов Чехов работает в разнообразных жанрах:

юмористическая мелочишка (шуточные афоризмы, подписи к рисункам, пародийные календари, отчеты и т.д.), литературная пародия, фельетоны, рассказ-анекдот, повесть («Живой товар», «Цветы запоздалые»). Больше всего Чехов работает в жанре сценки. Сценка – короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.

Писатель выработал особые приемы краткости, сводящие к минимуму описания и пояснения:

1) простые, незатейливые заглавия, называющие место действия или действующих лиц, или предмет, вокруг которого строится действие («В бане», «Толстый и тонкий»), ироничные или пародийные заглавия («Злоумышленник», «Хамелеон», «Дипломат»);

2) говорящие фамилии (Хрюкин, Очумелов, генерал Булдеев и т.д.), тонко продумано сочетание фамилии с титулом, чином, профессией;

3) речь персонажей одновременно правдоподобно бытовая и смешная.

В основе юмора чеховских сценок лежит наблюдательность, меткость деталей, живость языка и столкновение несовместимого (разные представления, застывшие формы поведения, системы понятий, правил, мнений).

4) внимание писателя концентрируется на одном или двух персонажах;

5) образы персонажей однолинейны (одна черта определяет характер персонажа);

6) Деталь является у Чехова средством глубокого обобщения. С помощью детали создается портретная характеристика, она раскрывает социально-психологическую сущность характера, она формирует в подтексте авторский приговор изображаемому, с ее помощью уплотняется текст, и при этом сохраняется смысловая глубина, деталь стимулирует сюжетное развитие.

В организации чеховских рассказов выделяют три уровня: уровень персонажей, повествователя и автора.

Тема маленького человека. В рассказе «Смерть чиновника» показана парадоксальная ситуация, когда маленький человек преследует сильного. Чехов подчеркивает в маленьком человеке раба, не имеющего чувства собственного достоинства. Человек превращается в чин.

Другой тип маленького человека разработан автором в рассказах «Горе», «Тоска» и др. Это человек униженный, угнетенный, но сохранивший человеческое достоинство, например как старик извозчик Иона Потапов из рассказа «Тоска».

В период раннего творчества формируются основные темы и проблемы, Чехов обновляет жанр юмористического рассказа, юмористической сценки. Он заявляет о себе как серьезный крупный писатель.

 

«СТЕПЬ»

В 1886году А.П.Чехов получает письмо от Григоровича, который обращается к писателю и рекомендует ему взяться за крупное произведение. Чехов понял, что такая просьба обязывает его и задумывает большое произведение для «Северного вестника» - «Степь». В основу произведения легла поездка писателя в Таганрог в 1887 году.

«Степь» вышла в 1888г. В «Северном вестнике». Основные темы и проблемы повести: 1)тема Родины, ее бескрайних просторов, могучих людей; 2)человека и природы; 3)красоты и смысла жизни; 4) народного счастья, Счастье понимается как преодоление, обретение жизненного опыта, освоение жизненного пространства, единение с людьми; 5) а также становления человеческой личности.

Основное содержание повести – это передвижение 9-летнего Егорушки по бескрайней донской степи из маленького городка, где он до этого жил, в город побольше, где есть гимназия. В повести почти нет событий. Главное место в ней занимают впечатления. «Степные» впечатления Егорушки обрамляются его прошлой и будущей жизнью.

Повесть состоит из 8 глав. Содержанием является описание степной природы, людей, дум и настроения повествователя. Образ степи реалистичный, конкретный, но вместе с тем пейзаж позволяет догадаться о мыслях писателя, этому способствует ассоциативность образов. Героев можно разделить на две группы: хозяева степи и народ. Особняком стоят образы Соломона, Егорушки и повествователя. Варламов присутствует незримо, он почти внесценический персонаж: все его ищут, но появляется он на короткое время один раз. Он – хозяин степи, богатый купец. Ему не до поэзии. Красота жизни и счастье ему недоступны. Это недоступно и для Драницкой, дяде Ивану Ивановичу, их жизнь заполнена суетой. Соломон больше их похож на человека, но он несчастный чудак. Мужики – люди темные, недалекие, почти все сознают, что их жизнь не сложилась. Все несчастны по-разному. Несчастны не только герои, но степь. Таким образом, в основе повести лежит конфликт между высокими идеалами и ничтожными целями реальной действительности.

Своеобразие сюжета заключается в том, что в рассказе текут, сложно переплетаясь, две сюжетные линии: жизнь человека и жизнь природы. Пейзаж стал самобытным: мы видим степь с включенными в нее людскими судьбами. То есть степь – это целостный образ-персонаж. Автор использует прием соотнесения героя с природой (поющая крестьянка – поющая трава, Драницкая – черная птица, Соломон – общипанная птица). В повести подчеркивается глубинное родство человека и мира, и показывается разлад между ними в реальности. Повесть условно можно поделить на три части: прошлая жизнь Егорушки, данная ретроспективно, в воспоминаниях, очень коротко; будущее Егорушки, которое пока неясно. В настоящем – голая степь, живущая своей жизнью. Степь – это пространство перехода, иной мир. Движение по степи происходит ночью, ночью мир приобретает фантастические черты. Каждый персонаж, встречающийся с Егорушкой, оставляет след в судьбе мальчика и исчезает. Таким образом, в повести представлены разные жизненные позиции, разные точки зрения на жизнь, которые обогащают мир Егорушки.

Тема Родины в повести

Особенности композиции: каждая глава составляет особый рассказ. Мотив путешествия определяет цепочную композицию. Новаторским является соотнесение героев произведения и повествователя. Повествователь оказывается многоликим: сначала это балабол, а в 8-ой главе – это человек который воспринимает мир глазами мальчика. Его наблюдения оценочны. Лирический герой – один из центральных образов. Отчасти он – выразитель авторского восприятия.

Художественные особенности:

1) стремление автора к максимальному обобщению (степь – это образ тоскующей Родины);

2) ассоциативность;

3) звукопись;

4) своеобразный хронотоп: в степи настоящее и прошлое накладывается друг на друга, происходит уплотнение времени. Егорушка проходит путь от патриархальной старины в мир цивилизации. Дорога в произведении – это дорога из одного пространственно-временного плана в другой. Это русская история, история пути России.

 

 

Мысль о личной ответственности легла в основу повести «Палата № 6», написанной в 1892 году.

Повесть еще в большей степени, чем «Огни», развенчивает виртуозов и их теорию пессимизма. Главный герой доктор Рагин был молодым энтузиастом, пока не уверил себя в том, что его личные усилия ничего не меняют в мире, а раз так – стоит ли их предпринимать? Чехов создает обобщение огромной силы, где за отдельными человеческими характерами угадываются типы, а флигель для умалишенных символизирует всю страну, с бесчеловеческими нравами и социальным устройством. Нравственный обман поощряет социальную несправедливость. В повести дан образ больницы – тюрьмы.

Рагин убежден, что больница приносит вред. Но палата № 6 – это не просто самое страшное отделение больницы, это место, где гибнет свободная мысль, человечность и т.д. Обитатели палаты № 6 – душевно больные. Но, показывая, как человек попадает туда, Чехов продолжает мысль Пушкина, Гоголя, Достоевского о том, что не человек безумен, а безумен мир. Главным оппонентом доктора Рагина является пациент палаты – Иван Дмитриевич Громов, одержимый манией преследования. Он так остро чувствует несправедливость окружающего его мира, что у него рождается мысль о том, что его обвинят в этой несправедливости. Он боится, что его арестуют и посадят в тюрьму за преступление, которое он не совершал.

Абсолютная достоверная клиническая картина болезни становится у Чехова поводом для размышлений о судьбе интеллигенции, которая принимает на себя всю боль мира и ответственность за него. Таким образом, в палату Громова приводит доброта и порядочность. Доктор Рагин, напротив, не видит никакого смысла в своей профессии, которую Чехов считал самой гуманной, способом проявить человеколюбие. Навещая Громова в палате, доктор беседует с ним. Выявляется две жизненные позиции: Громов хочет изменить мир, но не может и от этого сходит с ума; Рагин же может влиять на мир, но не видит в этом смысла. Герои вступают в полемику, и постепенно в сознании доктора наступает перелом: он проникается мыслями Громова и вскоре становится пациентом палаты №6. Такой выход в повести является неизбежным: умный и честный человек отторгается миром и воспринимается как безумец. Но в отличие от Громова, Рагин сам виноват в своей судьбе: при его полном попустительстве рядом с ним существовали только люди, похожие на его помощника доктора Хоботова, который, чтобы занять его место, упек его в палату № 6, или сторож Никита, который бил его, как и других пациентов. В финале повести доктор Рагин умирает. На его похоронах два человека. Жизнь прошла бесследно. Таким образом, в повести изображается трагическая судьба русского интеллигента, не выполнившего своего предназначения.

 








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 6803;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.