Лекция № 5. Крестовые походы.
В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против «неверных» (мусульман) и для освобождения из-под власти «неверных» Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли – Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры.
Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые походы продолжались с 1096 г. по 1270 г. В дальнейшем, т.е. после 1270 г., делались попытки возрождения Крестоносного движения. Конечно, эти поздние попытки возрождения Крестоносного движения были чистым анахронизмом. Невозможно возродить то, что когда-то родилось, достигло расцвета и ушло из жизни, было порождено определенным историческим периодом и условиями, имманентно присущими только этому времени. Поэтому те, кто пытался возродить крестоносное движение, воспринимали только чисто внешние его элементы: атрибутику, символику, которые, кстати, и в наше время используются в эзотерических обществах. Термин «Крестовые походы» появился в середине XV в., и стал общеупотребительным в XVII – XVIII вв. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои – паломничествами, или «священной дорогой». Причины Крестовых походов очень сложны, многообразны и столь же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI – XIII вв. Некоторые современные историки считают, что одной из главных причин Крестовых походов явился демографический взрыв, который Европа в это время переживала. Возможно, демографический взрыв и был одной из серьезных причин, но, конечно, не главной и не универсальной. Одной этой причиной нельзя объяснить такое сложное явление, как Крестовые походы. Более того, этот демографический взрыв можно рассматривать скорее не как причину, а как толчок к Крестоносному движению.
В Западной Европе с самого начала феодализма существовала система майората. Принцип майората соблюдался очень жестко, в отличие, например, от России. До конца феодализма юридические законы Западной Европы были в этом отношении незыблемы. По этим законам все движимое и недвижимое имущество феодала переходило только к старшему сыну, а остальные сыновья зачастую оставались в бедственном положении. Поэтому в Крестоносное движение активно и в огромном количестве включаются младшие сыновья феодальных родов. Кроме них, в первые Крестовые походы вливались обедневшие крестьяне и горожане. По своему социальному составу Крестовые походы очень отличаются друг от друга. Начало Первого Крестового похода можно назвать крестовым походом обедневшей части населения Западной Европы; это был, в какой-то степени, поход маргиналов – людей, которые не могли реализовать себя дома, в Европе.
В следующих походах резко изменяется их социальный состав. Они все более и более становятся рыцарскими, и их возглавляют уже, как правило, короли и государи. Но все без исключения походы организуются с благословения Ватикана, с благословения Римского папы. Крестовые походы Западной Европы осуществлялись при материальной и транспортной поддержке Венецианской республики. Венецианские суда перевозили паломников на Восток. Раннефеодализационные процессы, происходившие в Западной Европе, неизбежно вели к ее резкому обнищанию. Конец XI в. был временем волнений и голода. По выражению одного из хронистов, перед концом XI в. «было семь тощих лет». Это были годы страшной нищеты, эпидемий чумы, стихийных бедствий и т.п. Первый поход был вызван в значительной степени религиозным воодушевлением, его участники с религиозным рвением, фанатизмом стремились к освобождению Гроба Господня и Святой Земли. Это воодушевление было близко к религиозной экзальтации (Пушкин). Но тем не менее, с самого начала, уже в Первом Крестовом походе людей манило богатство Востока, о котором ходили сказочные легенды, и что их, конечно, не могло не привлекать. Сама католическая церковь, наряду с религиозной идеей, внедряла в сознание пилигримов мысль о богатстве. Тяжелая ситуация в Европе в эту эпоху порождала апокалиптические настроения. Население жадно внимало призывам проповедников посетить Святую Землю и этим религиозным подвигом достичь спасения. Проповедников было много, они ходили из города в город, из деревни в деревню, призывали, собирали отряды, т.е. взяли на себя функцию организаторов Первого Крестового похода. И куда бы они ни приходили – в замки, в деревни и города, - повсюду население воодушевлялось их проповедями. Самыми известными из многочисленных проповедников Первого Крестового похода были Петр Пустынник и Готье Голяк. Политическая ситуация этого времени на Востоке немало способствовала реализации идеи Крестовых походов, созревшей и обоснованной на Западе. Как раз в это время византийский император Алексей I Комнин обратился к европейским государям и к папе за помощью в борьбе против печенегов, норманнов и турок-сельджуков, активно наступавших в Малой Азии, Сирии и Палестине. И именно в это время турками-сельджуками был захвачен Иерусалим, который с VII по XI в. находился под властью арабов. Положение Византии было настолько тяжелым, что император Алексей решился на очень серьезный шаг – за помощь в борьбе с турками обещал папе соединение Западной и Восточной церквей на основе унии. Таким образом, политическая ситуация, сложившаяся на Западе и на Востоке, подготовила благоприятную почву для начала Крестовых походов. В 1096 г. в городе Клермоне (Франция) на соборе выступил папа Урбан II с призывом к Первому Крестовому походу. Призыв папы был услышан по всей Западной Европе. Гвиберт Ножанский, один из хронистов, который присутствовал на Клермонском соборе, в своем сочинении «Monodiae» или «Vita sua» полностью воспроизвел речь Урбана II. Другой хронист – Фульхерий Шартрский, написавший историю Первого Крестового похода, также поместил в ней речь Урбана II. Проповедь папы была настолько красноречива и проникновенна, что потрясла буквально всех. Папа Урбан очень живо обрисовал тяжелейшее положение христиан на Востоке, особенно в Палестине, и необходимость вернуть Гроб Господень христианам. «Становитесь на стезю Святого Гроба!» - говорил папа. «Исторгните эту землю у нечестивого народа, покорите себе ее, смойте скверну своей и чужой кровью!» За эту кровь, которая должна была неизбежно пролиться, папа провозгласил полное отпущение грехов всем христианам – участникам будущего похода. В объединяющем порыве: «Так хочет Бог!» со всех регионов Европы начали стекаться отряды пилигримов с нашитыми на одежде или на плаще крестами, как символом данного ими обета. Пилигримы стекались в Лотарингию, в Шампань, в область Рейна. Здесь отряды объединились и двинулись на Восток для обретения земли обетованной, для того, чтобы смыть свои грехи в водах Иордана, где принял крещение Спаситель. Эти отряды возглавили Петр Пустынник и рыцарь Готье Голяк. Беднота Первого похода абсолютно не была знакома с географией – во всяком случае, путь в Палестину был им не известен. Подходя к любому городу на своем пути, они простодушно интересовались у его жителей, а не Иерусалим ли это. Но, так или иначе, они шли на восток, и отряды Петра Пустынника и Готье Голяка прошли по берегам Рейна и Дуная и через Венгрию и Балканы вышли к Константинополю. Первоначально отряд, который собрали Петр Пустынник и Готье Голяк, насчитывал 50 тыс. человек – 50 тыс. бедняков, у которых не было с собой ни одежды, ни еды, не говоря уже об оружии и медикаментах. И чтобы одолеть такой длинный путь из Лотарингии до Константинополя, эти люди, несмотря на объединявший их религиозный порыв, на стремление освободить Гроб Господень от неверных и получить прощение грехов, по пути к этой прекрасной цели занимались элементарным грабежом, для того, чтобы выжить. Для жителей тех районов, через которые проходили первые отряды крестоносцев, они были хуже эпидемии чумы. За время пути отряд поредел в два раза, и до Константинополя добрались только 25 тыс. человек.
Такой странный сплав – можно грабить, но в сердце должен гореть религиозный огонь –был заложен еще в речи Урбана II, который говорил о Востоке, что «реки там текут млеком и медом», что это земной рай и земли там завещаны христианам, и все, что на ней, принадлежит христианам. Поэтому, пройдя на Восток, крестоносцы хорошо помнили слова папы о том, что все в этой земле завещано им. «Берите», - говорил папа, и они брали, не считая свои действия преступлением. Совесть их, религиозное сознание были чистыми – ведь они брали с благословения самого папы. И вот 25 тыс. человек, дошедшие до Константинополя, продолжали там делать то, что они делали на протяжении всего пути – грабить, разбойничать, поджигать... Чтобы как можно скорее избавиться от таких «гостей», императору Алексею пришлось обеспечить их дальнейшее продвижение – он собрал их и переправил через Босфор в Малую Азию. Он знал, что делал – за Босфором хозяйничали турки-седьджуки. Таким образом, отряды крестоносцев (нищих, практически безоружных, плохо организованных людей) были отправлены на смерть. Первые пилигримы «священной дороги» стали первыми ее жертвами. Около г. Никеи отряд Петра Пустынника и Готье Голяка был разбит турками, и в живых осталось всего 3 тысячи человек. Эти 3 тысячи вернулись в Константинополь, и их след затерялся в истории. Можно предположить, что кто-то из них погиб, кто-то как-то приспособился к жизни на чужбине, но на родину, скорее всего, не вернулся никто. Дочь императора Алексея, Анна Комнина в «Алексиаде» оставила описание этих трагических событий, когда к Константинополю подошли первые отряды бедноты, и затем, когда подошли уже отряды рыцарей. Наконец, из Европы выступило в Первый Крестовый поход рыцарское ополчение. Эти отряды были уже более подготовленными – они знали, куда шли и уже не спрашивали у каждого города в Европе, а не Иерусалим ли это. Вышли они из Лотарингии во главе с герцогом Лотарингским Готфридом Бульонским и шли через Венгрию и Болгарию. Затем выступили итало-норманнские рыцари, которые были заклятыми и непримиримыми врагами Византии. Их возглавил князь Боэмунд Тарентский. Они шли через Македонию, Фракию прямо к Константинополю. Выступили и французские рыцари во главе с графом Тулузы Раймондом. Таковы были основные, ударные рыцарские отряды Первого Крестового похода. Кроме этих отрядов, к Константинополю направились рыцари Средней и Северной Франции, Англии и Шотландии. Эти отряды выглядели совсем не так, как отряды бедноты, возглавляемые Петром Пустынником и Готье Голяком. Рыцари ехали верхом в окружении оруженосцев и слуг, их сопровождал обоз – повозки с продовольствием, одеждой и лекарствами, у них были запасы оружия. Но от Лотарингии до Константинополя путь не близок, и никаких запасов хватить не могло. И рыцари начинают делать то же самое, что делала беднота, шедшая ранее по этому пути. Вновь начались разбои и грабежи. Рыцари грабили уже более основательно. Дойдя до Константинополя, они точно также решили, что в Константинополе все принадлежит им, и начали грабить город. В столице империи переплелись религиозные и политические устремления Крестовых походов. Политические интересы, обусловленные хронической неприязнью, перманентным противостоянием Запада Востоку и Востока Западу, здесь брали верх над всеми остальными устремлениями Крестовых походов, которые были задуманы как походы со святыми целями. Таким образом уже в Первом Крестовом походе еще более затянулся узел непримиримых противоречий между Востоком и Западом.
Всех, кто приходил с Запада, византийцы называли латинянами или франками, вкладывая в этот термин уничижительный оттенок. В свою очередь западные европейцы считали византийцев, «эллинов», хитрым, лукавым и лживым народом. Рыцари, пришедшие в Константинополь, были приняты во дворце василевса. Среди них был граф Роберт Парижский, ставший впоследствии одним из любимых героев западной литературы, который в глазах эллинов вел себя как дикарь: во Влахернском дворце византийских императоров, где Алексей Комнин принимал рыцарей-пилигримов, он сел на трон василевса. При тщательно разработанном византийском церемониале, когда в присутствии императора никто не мог позволить себе сесть, никто не мог выйти из императорской залы, повернувшись к императору спиной и т.п., этот поступок графа Роберта был недопустим. Это был скандал. Когда потрясенные придворные указали Роберту Парижскому на недопустимость его поведения, он ответил (имея в виду императора): «Ну что за деревенщина! Он будет сидеть один, когда столько славных рыцарей стоят!» Вполне вероятно, император Алексей I проклинал тот день, когда он обратился за помощью к Западу. Вероятно, в характеристиках, которые латиняне и византийцы давали друг другу, все же была определенная доля правды. Конечно, утонченность и дипломатичность византийцев с полным основанием могла показаться хитростью воинственным, малообразованным и грубоватым западным рыцарям, и такое отношение западного человека к восточному закрепилось надолго. Алексей I решил избавиться от рыцарей уже проверенным способом: он переправил их через Босфор в Малую Азию, в Никею, к туркам. Но в отличие от бедноты, возглавляемой Петром Пустынником, рыцари-крестоносцы были представителями высшего слоя западного общества, и отделаться от них византийскому императору было не так просто. Ему пришлось взять на себя определенные обязательства, оказывать им военную, дипломатическую и материальную помощь. Поэтому, когда крестоносцы переправились в Малую Азию, с ними были и довольно многочисленные, хорошо укомплектованные отряды византийского войска. Никея сдалась византийскому войску. Это вызвало недовольство европейских рыцарей. Общая атмосфера недоверия сгущалась. По мере продвижения европейских рыцарей по территории Малой Азии сокращалась им помощь со стороны Византии. В то же время рыцари-крестоносцы одерживали победы над турками-сельджуками. Войска крестоносцев вошли в Сирию. Был захвачен богатый город Эдесса, и в 1098 г. основано первое государство крестоносцев – Эдесское графство во главе с Бодуэном Фландрским. После долгой и трудно осады первоклассной византийской крепости Антиохии крестоносцы захватили ее. Однако после взятия Антиохии они сами же оказались в ней осажденными подошедшими свежими силами турок-сельджуков. Существует предание, что в этот критические момент, когда крестоносцы оказались в трудном положении, к Боэмунду Тарентскому пришел не то крестьянин, не то монах и говорит, что ему в снах являлся апостол Андрей, утверждавший, что в Антиохийской церкви св. Петра зарыта величайшая реликвия – копье, которым пронзили распятого на Кресте Иисуса Христа, и если воины Христовы найдут его, то спасутся от врагов. Начались поиски, и под плитами церкви св. Петра в Антиохии был найден проржавевший кусок металла, напоминавший наконечник копья. Находка воодушевила рыцарей настолько, что им удалось отбить Антиохию от турок. После этого Боэмунд Тарентский основал второе государство крестоносцев – Антиохийское княжество. Начавшийся раздел завоеванных земель в Малой Азии и связанные с ним раздоры между рыцарями-крестоносцами, казалось, отвлекли участников похода от их первоначальных и главных целей – освобождения Иерусалима, который в то время принадлежал египетскому султану. Однако крестоносцы все же продолжили поход, и в 1099 г. Иерусалим был взят. Это событие вызвало необыкновенное воодушевление не только среди крестоносцев, которые находились на Востоке, но и в Западной Европе.
В Первом Крестовом походе рыцари отвоевали у турок-сельджуков некоторые области, важнейшие крепости (в частности, Анкару), которые ранее принадлежали Византии, и возвратили их ей. Таким образом, несмотря на моральный и материальный ущерб, причиненный византийцам пребыванием крестоносцев в Константинополе, империя извлекла из Первого Крестового похода определенную для себя выгоду, вновь обретя некоторые свои утраченные земли. В 1099 г., после взятия Иерусалима, было создано третье государство крестоносцев – Иерусалимское королевство во главе с Готфридом Бульонским, который носил также титул «защитника Гроба Господня». Готфрид принес вассальную присягу римско-католической церкви. В Иерусалимском королевстве было введено патриаршество, епископат. Там был построен целый ряд церквей и монастырей. Папа через своих легатов осуществлял строгий контроль за религиозной и духовной деятельностью Иерусалимского королевства, а также за его дипломатической и политической деятельностью. С 1099 г. Иерусалимское королевство становится сюзереном всех государств латинского Востока – Латинской Романии. Вассально-ленная структура феодальной Западной Европы была перенесена на латинский Восток.
Помимо названных выше государств, в результате Первого Крестового похода было создано еще одно, четвертое государство – графство Триполи. Во всех созданных крестоносцами государствах были установлены феодальные порядки по северофранцузскому образцу. Все эти государства оказались недолговечными, в силу многочисленных причин. Во-первых, они были непрочными изнутри вследствие непрерывных внутренних раздоров между их создателями и участниками похода. Во-вторых, они постоянно подвергались военной угрозе со стороны внешнего врага – турок-сельджуков. Византия относилась к ним не только осторожно, но и настороженно. Таким образом, в самом начале создания государств крестоносцев уже было заложено начало их обреченности. Так как Запад был далеко и не мог оказать новым государствам реальной помощи, в них начинают создаваться духовно-рыцарские ордена для помощи крестоносному движению и государствам Латинской Романии. Ордена были призваны совместить два идеала – рыцарский и монашеский. Рыцарь, вступающий в такой орден, приносил четыре обета: бедности, послушания, целомудрия и борьбы с неверными. В отличие от монаха, рыцарь ордена не только имел право, но обязан был сражаться за веру с оружием в руках. Эти духовно-рыцарские ордена подчинялись только папе, капитулу и великим магистрам самих орденов. С момента создания ордена были очень богаты, им даровались земли и замки. Ордена играли не только важную религиозную, но и военно-политическую роль. Во время Первого Крестового похода больных и раненых крестоносцев лечили в странноприимном доме – Hospitalis, который был построен купцами еще до Первого Крестового похода. Этому дому дали имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII в. Монахи этого дома не только лечили больных воинов, но и сами участвовали в сражениях. Вскоре папа утвердил орденский устав, и в 1113 г. был основан первый латинский орден на Востоке – орден Госпитальеров, или Иоаннитов, призванных воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами госпитальеры переселились на остров Родос в Эгейском море. В XVI в. они перебрались на остров Мальту в Средиземном море, и там получили уже новое наименование. Госпитальеры, или Иоанниты, стали называться Мальтийским орденом, и сохраняют это название до сих пор. Орден Тамплиеров, или Храмовников, возник в начале XII в. Это название он получил благодаря своей резиденции, расположенной близ храма царя Соломона (храм по-французски Temple). Этот орден также подчинялся папе, который делал на него свою основную ставку. Тамплиеры получили огромное количество замков, земель и привилегий – больше, чем другие ордена. Этот орден сумел накопить сказочные богатства. После окончания Крестовых походов, в XIII в. орден Тамплиеров переселяется во Францию. С этим орденом связывают новшество в банковском кредитном деле Европы – вексель, привезенный тамплиерами с Востока. Богатство ордена Тамплиеров вызывает зависть не только французских феодалов, но и самого французского короля Филиппа IV Красивого. Но всеобщая неприязнь по отношению к тамплиерам была вызвана не только их финансовым процветанием: они представляли реальную опасность для Западной Европы и в области религиозной. Во время пребывания на Востоке тамплиеры обратились к восточным учениям – тантрическими учениями, монофизитству и др. Поэтому представление о спасении у них было совершенное иное, противоречащее тому, которое проповедовала римско-католическая церковь. Когда начались гонения на тамплиеров, последний магистр ордена, Жак де Моле, напутствовал пытавшихся скрыться тамплиеров: «Клянитесь, клятвопреступничайте, но не открывайте правду». Орден был предан суду и уничтожен.
Но не все его члены были казнены. Некоторым из них удалось влиться в другие ордена, например, в испанский орден Калатравы, в португальский орден Иисуса Христа, в шотландский орден св. Андрея и в орден «Шотландского Чертополоха».
Третий орден, созданный в Палестине в XII в. – орден Св. Марии, или Тевтонский орден. Он назывался так потому, что в него принимались только немецкие рыцари. В XIII в. после окончания Крестовых походов этот орден был переведен в Прибалтику. Через некоторое время он начинает экспансию в Прибалтике, с дальней целью покорения Руси. В 1242 г. орден потерпел поражение в битве на Чудском озере с войсками св. блгв. князя Александра Невского. В 1410 г. Тевтонский орден участвует в Грюнвальдской битве, в 1558 – 1583 гг. – в Ливонской войне. Внешне рыцари этих орденов отличались друг от друга. Иоанниты носили плащ сначала черный, затем красный с белым крестом. Тамплиеры — белый плащ с красным крестом. Тевтонцы – белый плащ с черным крестом. Все эти ордена, как крупная религиозная, военная и политическая сила сыграли чрезвычайно серьезную роль во всей системе Крестоносного движения. В середине XII в. мусульманские правители объявили священную войну газават против христиан. Были разгромлены войска графа Триполи и захвачено одно из первых крестоносных государств – графство Эдесское. После этих событий над латинскими государствами в Малой Азии нависла серьезная угроза, особенно со стороны турок-сельджуков. В 1145 г. папа Евгений III призывает ко Второму Крестовому походу. Проповедь к нему была написана Бернардом Клервоским, который обратился с ней к европейским государям. Второй поход, который возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад III, начался в 1147 г. и закончился в 1148 г. Он был недолгим и безуспешным. Более того, этот поход способствовал усилению противоречий между крестоносцами и Византией. Во второй половине XII в. положение латинских государств на Востоке становится еще более шатким, особенно после того, как в 1187 г. египетский султан Саладин вступил в Иерусалим, захватил в плен короля Иерусалимского, великого магистра Тамплиеров и присоединил к Египту часть Сирии – Месопотамию. Саладин захватил не только все Иерусалимское королевство, но также и часть графства Триполи и Антиохийское княжество. Эти события вызвали панику в Европе. Поэтому в этом же 1187 г. папа объявляет Третий Крестовый поход (1189-1192), который возглавил король Англии Генрих II Плантагенет. Во время похода Генрих II скончался, и поход возглавил его сын Ричард Львиное Сердце. Этот поход возглавили также король Франции Филипп II Август и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса.
Всеми этими венценосными вождями Третьего Крестового похода владела одна общая идея: они мечтали создать единое латинское универсальное государство на Востоке, как форпост Запада на восточных землях. Но этому не суждено было осуществиться, т. к. среди самих участников похода не было настоящего единства, как не было его прежде и как не будет в дальнейшем. Фридрих I Барбаросса пытался захватить Константинополь, что способствовало усилению противоречий между Западом и Византийской империей, но потерпел неудачу. Фридрих I Барбаросса перебрался в Малую Азию и утонул там при переправе через горную речку. Часть его войска присоединилась к Антиохийскому княжеству, остальные вернулись на родину. Английские отряды вмешались в борьбу сицилийских феодальных группировок – врагов Византии. Затем они переправились на о. Кипр, который им удается захватить у мусульман. Главная заслуга в этом принадлежит Ричарду Львиное Сердце. В результате активных действий Ричарда сталкиваются интересы англичан и французов. Король французов Филипп II уезжает со своим войском во Францию, и поход завершается, а в Европе начинается англо-французская война. Ричард пока остается в Палестине и пытается захватить Иерусалим, но ему это не удается, как не удалось Фридриху Барбароссе. Тогда он подписывает союз с египетским султаном Саладином. По условиям этого союза за крестоносцами сохраняются некоторые области в Малой Азии. После этого Ричард возвращается на родину, но по пути в Англию он был схвачен соперником английской короны – австрийским герцогом Леопольдом, и заключен в тюрьму германского императора, где он провел два года. Ричард Львиное Сердце оставил по себе долгую память на Востоке. Арабы называли его Малик-Рид, т.е. царь-Ричард, а арабские матери пугали этим именем своих непослушных детей: молчи, а то придет Малик-Рид и тебя заберет. Итак, Третий Крестовый поход закончился неудачей, и он также усилил противоречия между Западом и Византией. Но был один положительный результат этого похода. Третий Крестовый поход укрепил положение латинских государств на Востоке, и более того – было создано новое крестоносное государство, Кипрское королевство. К XIII в. становится совершенно очевидным, что судьба Святой Земли зависит от Египта и от египетского султана. В начале XIII в. папа Иннокентий III объявляет Четвертый Крестовый поход, в котором приняли участие рыцари-крестоносцы Западной Европы и огромную роль сыграла Венецианская республика: венецианские корабли перевозили крестоносцев через Средиземное море. Поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г. Официально этот поход был направлен против Египта (как было объявлено в папской булле), а фактически – против Византии. В изменении курса Четвертого Крестового похода сыграли роль папа Иннокентий III, дож Венеции Дандоло и император Священной Римской империи. Внутренняя нестабильность Византии серьезно способствовала этому. Уже во время предыдущих походов основная цель – освобождение Св. Земли – отходила на второй план, а на первый выдвигались различные политические амбиции и экономические интересы. Так получилось и на этот раз, только еще более обостренно. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, а в 1204 г. они создали на территории Византийской империи Латинскую империю. Византийская империя свелась к Никейской и Трапезундской империям и Эпирскому государству. Латинская империя просуществовала до 1261 г., когда Византийская империя была восстановлена никейским императором Михаилом VIII. Сами крестоносцы называли ее не Латинской империей (это название было дано ей позднее), а Римской империей, считая себя наследниками великих римлян, а созданное ими государство – преемницей Римской империи. После взятия Константинополя и создания Латинской империи (или Римской империи) уже не было речи о Святой Земле – крестоносцами всецело овладели совсем другие интересы. Четвертый Крестовый поход оказался последним крупным Крестоносным движением, и его можно рассматривать как глубочайший кризис этого движения вообще и самой крестоносной идеи. Жертвой Четвертого Крестового похода становятся уже не «неверные», осквернители Св. Земли и Гроба Господня, а христиане г. Задара в Венгрии и крупнейшее христианское православное государство – Византийская империя. Четвертый Крестовой поход обнаружил истинные цели Запада и окончательно расставил все политические и религиозные акценты. Перипетии Четвертого Крестового похода можно проследить по сочинениям Жоффруа Виллардуена, маршала Шампанского, рыцаря Робера де Клари. Они переданы византийским хронистом Никитой Хониатом, русской Новгородской летописью и многими другими источниками. В то же время Запад не мог примириться с тем, что восточные земли уходят из его рук, поэтому начинаются поиски новых форм Крестового движения. На Западе получает распространение идея, что Четвертый Крестовый поход не добился конечной цели – освобождения Гроба Господня – по грехам его участников, взрослых рыцарей, и что такой подвиг под силу только чистым безгрешным детским душам. В 1212 г. на севере Франции и в области Кельна начали собираться отряды подростков для похода в Святую Землю. Поначалу некоторых из них сопровождали родители, но затем детей вел проповедник или монах. Существует множество изображений этого похода детей, оборванных и голодных, бредущих по диким непроходимым местам. Дети со всех сторон Европы собрались на севере Франции, чтобы отправиться в Святую Землю. Но путь их разделился. Одни отряды отправились в Марсель, портовый город на юге Франции, чтобы плыть оттуда в Святую Землю. Этот маршрут закончился трагически: вместо Св. Земли дети попали в руки работорговцев. Другой отряд двинулся в Геную, и там следы его теряются. Так трагически закончился детский крестовый поход. Несмотря на это, папству по-прежнему трудно было отказаться от идеи Крестоносного движения. В 1217 г. был объявлен Пятый Крестовый поход, который продолжался до 1221 г. Как и предыдущий, этот поход также был направлен против египетского султана. Его возглавили король Венгрии и правители крестоносных государств. Поход не увенчался успехом: единственным его достижением было взятие важной крепости – Дамьетты. Во главе Шестого Крестового похода (1228 – 1229) стоял германский император Фридрих II Гогенштауфен, отлученный в то время от Церкви. Он оказался ловким дипломатом, которому удалось добиться союза с султаном и заключить с ним договор, по статьям которого Иерусалим возвращался христианам. Казалось, доступ в Святую Землю был открыт, но тут вмешался Римский папа. Он объявил, что король, находящийся под отлучением от Церкви, не имеет права подписывать договор с египетским султаном. Папа наложил на договор вето и более того – запретил проведение церковных служб в иерусалимских храмах. В середине XIII в. Иерусалим был вновь захвачен мусульманами. Седьмой Крестовый поход (1248 – 1254) готовился французским королем Людовиком IX Святым. Людовик понимал, что бороться с султаном, обладающим огромной армией, ему будет трудно. Он вступил в переговоры с монголо-татарским ханом, надеясь на военную помощь против Египта. Крестоносцы взяли в Северном Египте несколько стратегически важных крепостей. Однако на этом закончились их военные удачи. Король и многочисленное рыцарство попали в плен.
В 1270 г. Людовик IX организовал Восьмой Крестовый поход против Египта. Этот поход оказался неудачен с самого начала. После высадки крестоносного войска в Тунисе, вспыхнула эпидемия чумы, жертвой которой стали многочисленные крестоносцы и король Людовик IX. Новые попытки Запада освобождения Святой Земли успеха не имели. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке к концу XIII в. перестали существовать. Закончилась эпоха Крестовых походов, длившаяся 74 года. В общий контекст Крестовых походов на Восток вписываются Северные Крестовые походы в Восточную Прибалтику рыцарей Тевтонского ордена, а также датских и шведских рыцарей. Результатом Северных Крестовых походов явилось образование новых государственных структур: немецкого герцогства Мекленбургского, маркграфства Бранденбургского. Были определены владения Тевтонского и Ливонского орденов в восточной Прибалтике, где начался интенсивный процесс окатоличивания автохтонного населения. Тевтонские, датские, шведские рыцари на территории Прибалтики построили ряд городов, среди которых самыми значительными были Рига, Берлин (построены тевтонцами), Ревель (Таллин) (построен датскими рыцарями), Выборг (построен шведскими феодалами). Эти города стали мощными форпостами католической церкви, резиденциями католических архиепископов, форпостами для завоевания Прибалтики. Крестовые походы не достигли своих целей. Они привели к гибели миллионов человеческих жизней, к уничтожению культурных ценностей, была непоправимо подорвана мощь Византийской империи.
Истины ради следует отметить ряд положительных моментов Крестовых походов. Они привели к расширению западноевропейской ойкумены – orbis terrarum. В какой-то мере стали более теплыми отношения Запада и Востока, что способствовало интенсификации торговли между ними. Крестоносцы принесли на Запад некоторые технологические новинки, заимствованные на Востоке. Ветряная мельница становится привычным атрибутом сельского пейзажа Западной Европы. На Западе узнали и о новых восточных сельскохозяйственных продуктах – гречихе, арбузах, абрикосах, лимонах и др. Европейцы познакомились с производством сахара. Элементы восточного быта (правила гигиены) постепенно завоевывали западный мир. Восточная наука и культура становятся достоянием Европы. Но все это не решило проблем Запада и Востока. После Крестовых походов усиливается западно-восточная конфронтация. Походы активизировали идеи Священной войны мусульман против христиан. Четвертый Крестовый поход в большей степени, чем Великая схизма 1054 г., разделил католический и православный мир.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 738;