Вопрос 1. Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг.

Франки – это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франков с римлянами были достаточно дружественными. В битве на Каталаунских полях (451 г.) франки сражались на стороне римлян в качестве федератов. Племена франков делились на две большие группы: салические франки, жившие по побережью Балтийского моря, и береговые франки, жившие по обоим берегам Рейна. Наиболее сильными были салические франки. Они подчинили вначале береговых франков, и это был их первый шаг в завоевании новых земель. Особенно усиливаются салические франки при короле Хлодвиге (481 – 511). История франков отражена в двух источниках: в своде обычного права – «Салической правде», которая обязана этому племени своим названием, и в «Истории франков» епископа Григория Турского. Григорий Турский по происхождению был или галлом, или римлянином. Король Хлодвиг продолжил традицию Теодориха, приглашавшего к себе знатных и ученых римлян. Григорий Турский писал «Историю франков» во второй половине VI в., уже после смерти Хлодвига, но по живым воспоминаниям его детей, внуков, окружения и т.д. Интересны его описания королевского рода, с которым он был тесно связан. Франкский король V – VI вв. был еще очень похож на варвара. Григорий Турский пишет о том, что сам Хлодвиг и все члены королевского рода носили длинные волосы, и это не случайно. Существовало языческое поверье, которое сохранилось после христианизации франкского государства. Согласно этому поверью, в длинных волосах членов королевского рода пребывает некая мистическая сила, которая дает здоровье, силу, удачу, победы в сражениях и т.п. И когда франки хотели низложить короля, то первое, что они делали, - обривали его наголо, тем самым лишая его всех мистических свойств.
Хлодвиг был выдающийся деятель, с именем которого связаны все наиболее крупные события этого периода в жизни франкского государства, которое при нем быстро развивалось. В V в., когда германские племена франков приходят из-за Рейна на Запад, Хлодвиг завоевывает, прежде всего, романизированную Галлию. Независимой оставалась только центральная часть Галлии с центром в Париже, которой управлял римский магнат Сиагрий. Завоевав северную Галлию, Хлодвиг спускается южнее, т.е. идет к Парижу. Сиагрий не смог оказать сопротивления франкам и бежал к вестготскому королю (в то время на юге Галлии находилось вестготское королевство). Вестготский король выдает Сиагрия Хлодвигу, и тот его убивает. Завоевав большую и важную территорию в центре Галлии (бассейн Сены и Луары), Хлодвиг поселяет на ней франков и щедро оделяет их землей. Таким образом, центр будущей Франции становится территорией сплошного заселения франков. К концу своего царствования Хлодвиг уже значительно продвинулся на юг Галлии, дойдя до реки Гаронны. Здесь ему пришлось встретиться с вестготами. Хлодвиг завоевывает значительные территории вестготского Тулузского королевства. После смерти Хлодвига, отходя все дальше на юг, вестготы переходят Пиренеи и образовывают новое государство на территории будущей Испании с центром в г. Толедо.
Хлодвиг пытался завоевать Бургундию, но это ему не удалось. Бургундия была завоевана его потомками. Тем не менее, Хлодвиг обладал сильным влиянием на Бургундское королевство. В середине 90-х гг. V в. Хлодвиг принимает христианство. По преданию, Хлодвиг долго не решался принять христианство, пока в одной из битв не потерпел крупное поражение и над его жизнью нависла угроза. Тогда он дал клятву, что если он выиграет битву и останется жив, то примет христианство. Битву он выиграл, остался жив и христианство принял. Однако была еще одна причина, заставившая Хлодвига принять христианство. У него была жена, вестготская принцесса, и она была христианкой, так что дело, возможно, не в одной только битве, опасной для жизни короля. Вместе с Хлодвигом принимает христианство и его дружина. Постепенно обращались в христианство и низшие слои франкского общества. Принятие христианства имело для франков чрезвычайно важные последствия, не только духовные, но и политические. В результате завоевания романизированной Галлии франки и сами постепенно романизируются, становятся все меньше похожи на варваров. Поддержанные духовенством, Хлодвиг и его преемники смогли более успешно проводить завоевания, как в Галлии, так и на востоке, где еще жили варварские германские племена – за Рейном, по берегам Рейна и т.д. Сам Хлодвиг завоевывает три четверти Галлии, остальная территория будет завоевана его сыновьями и внуками. Как это бывает после смерти крупного государственного деятеля, после смерти Хлодвига между его сыновьями и внуками начались междоусобицы. Они находились в постоянной вражде между собой, тем не менее, уже сказывался западный рационализм, и сыновья Хлодвига продолжали расширение франкского государства. В первой половине VI в. им удалось сделать то, чего не смог сделать Хлодвиг: они завоевывают Бургундию, а также захватывают последние владения вестготов в Галлии. За Рейном они подчиняют все больше и больше варварских германских территорий: Аллеманию, Тюрингию, Баварию. Франкам удается подчинить себе даже непокорных саксов. Во второй половине VI в. Франкское королевство является самым крупным из всех варварских королевств: оно объединяло всю территорию современной Франция и большую часть территории современной Германии. Это огромное государство становится государством-сюзереном для остальных варварских государств, для всего варварского мира.
Общественный строй франков V – начала VI вв. отражен в «Салической правде», сборнике судебных обычаев франков, записанных, по-видимому, при Хлодвиге (или чуть позже). «Салическая правда» отразила своеобразие перехода салических франков от родовых отношений к феодальным. Франки, обосновавшиеся в северной Галлии, в бассейне Луары, говорили на франкском наречии. Но так как многочисленное коренное население, состоявшее из романизированных галлов, вестготов и бургундов, говорило на латыни, франки постепенно усваивают этот язык. Соединение латинского языка и франкского наречия послужило основой для складывания старофранцузского языка. У франков существовала примитивная письменность. Они знали руническое письмо, которым пользовались, практически, все варвары. Согласно «Салической правде», основной фигурой франкского общества этого времени был свободный франк – полноправный член сельской общины, свободный землевладелец. После смерти Хлодвига у франков начинается процесс феодализации, который выразился в первую очередь в постепенном исчезновении свободного франка, свободного крестьянина. Крестьянин начинает терять свою независимость и все больше и больше превращается в крепостного крестьянина. Рост крупного землевладения, сопровождавшийся сокращением фонда королевских земель, исчезновение значительной части свободного крестьянства, которое зависело раньше только от короля и поставляло ему основные военные силы – все эти процессы привели к трагическим для королевской власти последствиям.
Династия, к которой принадлежал Хлодвиг, была первой королевской династией франков. Она известна под именем династии Меровингов (от имени легендарного предшественника Хлодвига, Меровея). После смерти Хлодвига династия Меровингов очень ослабла вследствие неизбежных усобиц: внуки и дети Хлодвига воевали между собой 40 лет. В этой жестокой и кровавой борьбе особенно выделились две королевы – Брунгильда, жена короля Австразии, по происхождению вестготская принцесса, и Фредегонда, жена короля Нейстрии. В борьбе за власть эти две неистовые женщины залили кровью Франкское королевство. Франкские короли не отличались супружеской верностью и имели большое число побочных детей. Этих детей, а также королевских родичей, которые могли бы претендовать на королевскую корону, королевы убивали. Ненавидя друг друга, они убивали также родственников и сыновей противоположной «партии». Особенно властолюбивой и жестокой была королева Брунгильда, не желавшая уступать престол ни сыну, ни внуку. Кровавая вражда королев длилась несколько десятилетий. Брунгильда пережила свою соперницу, но была убита сыном Фредегонды.
В начале VII в. во главе Франкского королевства становится сын Фредегонды Хлотарь II (613 – 629). По своим качествам государя он уступал своему предшественнику Хлодвигу и не обладал сильной властью. Королевская власть несколько усилилась при его сыне Дагоберте (629 – 639). Период VII – первой половины VIII веков получил в истории название «время ленивых королей». Меровинги VII – VIII вв. были королями только номинально, реальной власти они не имели. Из некогда обширных земельных владений у них осталась самая незначительная часть. Административную, судебную и военную власть во Франкском королевстве захватили крупные земельные магнаты. В Нейстрии, Бургундии, Австразии выделились значительные и влиятельные фамилии, которые обладали в своих краях всей полнотой власти – королевские майордомы. Эта должность стала высшей административной должностью государства и существовала в каждой отдельной части распавшегося Франкского королевства. Нейстрия находилась на северо-западе современной Франции, Австразия – на востоке, Бургундия – на юго-востоке. Наиболее сильным из трех майордомов (Нейстрии, Австразии и Бургундии) был майордом Нейстрии. Он подчинил себе даже такого влиятельного майордома, как майордом Бургундии. Со временем майордомы Нейстрии столкнулись с сильной оппозицией майордомов Австразии, которые опирались на крупные военные силы.
Войска в Австразии формировались из свободного крестьянства, которого там было много и которое поддерживало своих правителей. И еще один благоприятный момент для усиления местной власти: в Австразии была очень слабая знать. В конце концов, майордом – герцог Австразии из фамилии Пипинов, Пипин II Геристальский, разбил своего соперника, майордома Нейстрии, в битве при Тертри (687) и стал правящим майордомом во Франкском королевстве. Создалась ситуация двоевластия: Франкским королевством фактически управлял Пипин II Геристальский, но при этом сохраняется и призрачная власть королей из династии Меровингов. Пипин Геристальский положил начало новой королевской династии, получившей в дальнейшем название династии Каролингов. Но, несмотря на победу, Пипина Геристальского магнаты Нейстрии и Бургундии продолжали чувствовать себя достаточно независимыми от центральной власти. В VII – VIII вв. отделилась Аквитания, не признававшая власти Пипина II. Зарейнские племена (аллеманы, фризы, саксы, бавары) также отпали от Меровингов и их преемников. В это время на юго-западе Франкского государства возникает серьезная опасность: началась арабская конкиста Пиренейского полуострова. Наступление арабов шло по всему Средиземноморью, они вторглись на территорию Византии. В ситуации двоевластия во Франкском королевстве невозможно было сконцентрировать военные силы. Существование Франкского государства оказалось под угрозой. Однако новая династия сумела организовать отпор арабам. Чтобы остановить центробежные процессы в государстве, Каролинги сумели ограничить влияние феодализирующейся франкской знати, опираясь на мелкие и средние военно-служилые слои. Таким образом, Пипину Геристальскому и его наследникам удалось добиться централизации Франкского государства. Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл («Молот») правил еще в качестве герцога-майордома (715 – 741 гг.). Это был энергичный и способный полководец, которому удалось окончательно разбить аристократическую оппозицию в Нейстрии. Карл Мартелл восстановил франкское государство за Рейном, совершил удачные походы на восточногерманские племена и вновь обложил их данью в пользу франков. Карл Мартелл провел реформу войска: он ввел боевую конницу и при этом сохранил пехоту. Эта реформа позволила франкам победить арабов. Но, как известно, арабы никогда не останавливались на полпути: они прекращали свои завоевания только тогда, когда бывали окончательно разбиты. Поэтому в первой половине VIII в. они совершают второе нападение на Франкское государство. Арабский полководец Абдеррахман вступил в Аквитанию, разорил ее и по старой римской дороге направился в Париж. Карл Мартелл встретил Абдеррахмана недалеко от г. Пуатье и здесь, в октябре 732 г., нанес арабам сокрушительное поражение, при этом в руки франков попал богатый обоз. Арабов удалось оттеснить к Пиренеям (конница Карла Мартелла в течение недели гнала их в этом направлении). Еще одна попытка арабов завоевать Галлию также закончилась неудачей. Военная реформа Карла Мартелла, которая помогла сохранить независимость Франкского королевства, носила двойственный характер. Во внутренней жизни государства она сыграла менее положительную роль. Основой войска франков был свободный крестьянин, а после реформы Карла Мартелла решающая роль стала принадлежать коннице. И основной фигурой франкского войска становится уже не пеший крестьянин, а конник, всадник – рейтер, или рыцарь. Такая ситуация не могла не повлиять на процесс закрепощения ранее свободного франкского крестьянства.
Карл Мартелл провел еще одну важную внутреннюю реформу, на этот раз в земельной политике. Он практиковал широкую раздачу земель из государственного фонда, который пополнялся благодаря конфискации земель на завоеванных территориях или земель знати. Из этого фонда Карл Мартелл раздавал поместья своей коннице – рыцарям. Эти поместья получили название бенефиций. Земельная политика Карла Мартелла заложила основы для развития будущего мелкопоместного и среднего рыцарства, которое представляло собой низшую и среднюю, наиболее многочисленную прослойку оформляющегося класса феодалов. Раздавая бенефиции, Карл Мартелл не ограничивался изъятием только тех земель, которые принадлежали светским феодалам. Чтобы вести успешные войны, ему нужно было заботиться об увеличении конницы и укреплении положения рыцарства, поэтому он посягнул и на церковные земли. При Карле Мартелле происходит, впервые в истории, секуляризация церковных земель. Впоследствии, сын Карла Мартелла Пипин Короткий был вынужден возвратить Церкви земли, конфискованные его отцом, но с условием, что эти земли будут находиться во владении рыцарей, а за это рыцари обязаны платить своеобразную церковную десятину монастырю или Церкви. Пипин III Короткий (741 – 768 гг.) тоже носил титул майордома, а номинально королевством все еще правили Меровинги. Пипин III решил положить конец этой двусмысленной ситуации. Он устроил государственный переворот, низложив бессильную и абсолютно никому не нужную династию Меровингов. В этом перевороте его горячо поддерживал римский папа, с которым Пипин III с самого начала своего правления установил дружеские отношения. Он не только провел своеобразную десекуляризацию церковных земель, но и оказывал всяческую поддержку папским миссионерам, направляющимся в зарейнские области. Выгода этого союза была обоюдной: папство приобретало за Рейном новых христиан, а франкскому королю было легче ими управлять. Сближению Пипина Короткого и папы римского в немалой степени содействовала ситуация в Лангобардском королевстве. В 751 г. во французском г. Суассоне Пипин Короткий официально был провозглашен французским королем. Вскоре после этого по приказанию папы архиепископ Майнцский Бонифаций, возглавлявший деятельность папских миссионеров в западно-германских землях, совершает над Пипином Коротким особый обряд миропомазания на царство. Таким образом, при Пипине Коротком новая династия Каролингов получает необходимую духовную церковную санкцию. Последний из «ленивых королей» династии Меровингов, Хильдерик III, был пострижен в монахи и умер в монастыре. В благодарность папе за помощь в устранении династии Меровингов Пипин Короткий совершает два похода против лангобардов, которые не признавали папу и угрожали захватить Рим. Пипин Короткий разбивает лангобардов и дарит папе Равеннский экзархат, а также Римскую область (еще более щедро одарит римских пап землей Карл I Великий). В VIII в. папы становятся владельцами довольно значительных территорий в Средней Италии. Так возникло папское государство. Усилившееся папство сыграло большую роль в истории Западной Европы на протяжении всех Средних веков. Характерно, что в переговорах с франкскими королями папы обычно ссылались на то, что Римская область была им подарена еще раньше, в IV в. самим Константином I Великим. На самом деле этот «Константинов дар» был политической выдумкой: папы не хотели быть обязанными и зависимыми от Каролингов и представляли дело так, что франкские короли не способствовали созданию папского государства, а всего лишь помогли папам вернуть земли, принадлежавшие им издавна и по праву. В XV в. ученый эпохи Возрождения Лоренцо Валла доказал подложность «Константинова дара».








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 642;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.