Дальнейшее развитие традиций изучения сознания можно связать с именами В.Вундта и Ф.Брентано, каждый из которых предложил свою программу построения психологии как науки.
Непосредственный опыт как предмет психологии
Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная Вундтом. Уникальным предметом психологии (по Вундту) является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.
Интенциональные акты сознания как предмет психологии
Ф.Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты-действия, которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне данных актов объект не существует. Акт (в свою очередь) с необходимостью предполагает "направленность на", так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.
Изучение сознания в структурной школе Э.Титченера.
Структурная психология -направление, считавшее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции (самонаблюдения).
Структурная психология возникла в начале XX века. Ее научно-экспериментальные истоки относятся к опытам в лаборатории В.Вундта, однако данное направление приобрело статус самостоятельной школы благодаря американскому психологу Э.Титченеру и его последователям.
Один из самых «правоверных» учеников В.Вундта, англичанин Э. Титченер (1867—1927), приехал в США в 1892 г. после занятий философией и физиологией в Оксфорде, а затем двухлетней работы в вундтовской лаборатории. Он создал в Корнельском университете (США) оплот интроспекционизма, культивируя субъективный метод в такой изощренной форме, какая ни до того, ни после не встречалась в истории психологии.
Э.Титченер исходил из того, что психология должна строиться по образцу наук о природе, для чего необходимо определить с предельной точностью ее материал, найти исходные ингредиенты этого материала, а затем и всеобщие законы, по которым они объединяются в комплексы (структуры). Только после этого вопрос о психических функциях, т. е. о том, как эти комплексы работают, приобретает прочную основу.
Что же является первичным материалом психологии?
В этом пункте и таился источник злоключений структурализма, обрекший его на неудачу. Психология, согласно Э.Тиченеру, не может иметь своим объектом ничего, кроме сознания. Психическое совпадает с сознательным. Все, что находится за пределами сознания, относится к физиологии.
Разделение интроспекции и обычного самонаблюдения. Психологию Тиченер определяет как науку об опыте (experience) в его зависимости от испытывающей (experiencing) его личности. Поскольку же определение того, что относится к субъекту, и только к нему, — задача отнюдь не из легких (ибо требования жизни заставляют сознание сосредоточиваться на значениях вещей, а не на «опыте» в его зависимости от субъекта), то обычное самонаблюдение, не подготовленное к решению научно-психологических задач, нуждается в специальной тщательной тренировке, превращающей его в интроспекцию, способную описывать психологические факты в «чистом» виде (свободном от влияния культуры). Только такому натренированному наблюдению и может доверять психология, если она стремится познать свой реальный объект.
Под сознанием (учил Э.Тиченер) нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений, подобно тому, как от обычного, ненаучного взгляда скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. При обычном самонаблюдении, скажем, человек говорит о том, что он воспринял стакан. С точки зрения интроспективной психологии он совершает в данном случае «ошибку стимула», так как сообщает об объекте (стимуле), вызвавшем психические явления, а не об этих последних, т. е. не об ощущениях светлоты, пространственных ощущениях и т.п.
В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение (как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула», т.е. подмены испытуемым своих реально испытываемых ощущений знанием о вызвавшем их внешнем раздражителе.
Программа Э.Тиченера привлекла многих исследователей. Корнельская лаборатория стала крупным научным центром, где утвердилась высокая экспериментальная культура и было подготовлено большое количество американских психологов.
В последующем структурная психология была подвергнута критике гештальтпсихологией за трактовку сознания как устройства «из кирпичей и цемента» и функциональной психологией за игнорирование действенной роли сознания, в организации реальной деятельности человека.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 400;