Основные отрасли психологии.
Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т.е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют категориальный строй.
Категория - предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.
Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение психологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими, в конечном счете, ее структуру:
- дифференциацией отраслей психологии;
- оформлением и развитием научных направлений и школ.
Первое направление тесно связано с онтологическими характеристиками объекта психологического исследования, второе – с гносеологическими предпосылками формирования самого психологического знания. В первом случае речь идет о различных сферах человеческой деятельности, во втором – о возможных методологических подходах к изучению психического.
При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направлений имеет принципиально иные механизмы. Так, специфика функционирования психики людей в различных сферах человеческой деятельности, особенности возникающих при этом проблем, требующих привлечения для их решения научного знания, служат объективным основанием для выделения различных отраслей психологии. Эти отрасли можно классифицировать по различным основаниям.
Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус “полноценных” научных дисциплин.
Отрасли психологии выделяются по множеству оснований:
а) по цели деятельности (получение или применение нового знания):
а1) фундаментальные (общая психология, методологические основы психологии) и
а2) прикладные науки;
б) по предмету исследования: психология развития и возрастная психология, творчества, личности и т. д.;
в) по виду связей психологии с другими науками: психофизиология, нейропсихология, математическая психология;
г) по связям с различными сферами практики: организационная психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, педагогическая психология, политическая психология, юридическая психология, социальная психология, военная психология и ряд других.
д) по объекту и специфике развития – психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), в том числе возрастная психология, патопсихология.
Таким образом, дифференциация психологии на отдельные отрасли отвечает практическим задачам, стоящим перед наукой и имеющим свою специфику.
Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией -дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности.
К основным вопросам, которые рассматриваются в ее рамках, относятся:
Ø Что такое психика?
Ø Каковы ее структура и функции?
Ø По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе?
Ø Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить?
Ø Как соотносятся психика и мозг?
Ø Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное?
Ø Каковы критерии различения нормального и аномального развития
психики?
Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные проблемы, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально.
Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологической науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании условий эффективности образовательного процесса.
Военная психология исследует особенности функционирования психики человека в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влияние на человека и т.п.
Инженерная психология рассматривает процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.
Возрастная психология, изучающая закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста, нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе.
Проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются всравнительной психологии и зоопсихологии(сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология - наука о психике животных; иногда их объединяют под названием «эволюционная биопсихология»).
Соотношение мозга и психикиявляется одной из ключевых проблем психофизиологии и нейропсихологии. Проблемы аномального развития психики изучаются специальной психологией, закономерности трудовой деятельности - психологией труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.
Так, в возрастной психологии выделяются: детская психология (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости (геронтопсихология).
Специальная психология включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых: тифлопсихологию (психология слепых), сурдопсихологию (психология глухих).
Закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп исследует социальная психология, которая в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.
Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся: инженерная психология, изучающая деятельность человека в системе «человек - машина», авиационная психология, психология управления и др.
Вопрос № 2. Душа как предмет психологии.
И в наше время, и много лет назад было принято для объяснения поведения других людей ссылаться на проявления их “души”. Тем самым в первую очередь признается наличие некоторых факторов, значимых для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступных для непосредственного восприятия. Это само по себе уже положительно, поскольку вносит в анализ той или иной ситуации признание некоторых факторов, не поддающихся точному учету. Однако только признания недостаточно. От научного критерия требуется и определенная прогностическая функция - как поведет себя эта “душа” в ходе изменения ситуации. Тогда и возникают определенные трудности, связанные с уровнем научной разработанности самой этой научной категории.
Ситуация взаимодействия
“Внешнее”
Душа
Другой
человек
Рис. 4. Представления о психическом как проявлении “души”.
А. Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки.
В Древней Греции можно встретить следующие взгляды на душу:
- душа – искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит);
- душа, как соединение атомов (Демокрит);
- душа, как результат смешения трех жидкостей – крови, желчи и слизи (Гиппократ). Впоследствии это дало начало учению о темпераментах (латинский термин);
- душа, как целостное образование, возникшее благодаря «НУСу» – разуму (Анаксагор);
- душа, как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);
- душа, как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);
- душа, как модификация перво огня – пневмы (стоики во главе с Зеноном);
- душа, как соединение движущихся атомов (Эпикур, Лукреций и др.).
Таким образом, уже в Древней Греции наметились подходы:
- идеалистический и материалистический к пониманию сущности души;
- целостный и атомистический к пониманию структуры психики;
- статический и динамический к пониманию формы существования души.
Б. Период средних веков характеризуется влиянием на представления о душе религиозных учений – христианства и ислама. Вместе с тем, арабо-язычная наука, например, вобрала в себя достижения и древних греков, а также ученых Индии и других стран.
На заре средних веков (VI – XVI в.в.) творил христианский мыслитель Августин (IV - V в.в.). С его точки зрения душа – это орудие, которое правит телом, а ее основу составляет воля, как отражение божественной воли («Исповедь»: одиннадцать томов данного труда хранятся в Киеве).
Наиболее яркие представления арабо-язычной науки IX – XIII вв. о психике связаны с именами:
Авиценны (Абу Ибн-Сина, 985 – 1037),
Альгазена (965 – 1084),
Аверроэса (Ибн-Рушд, 1126 – 1198).
Они отстаивали точку зрения об обусловленности психических явлений телесным субстратом. По мнению Аверроэса (великий комментатор Аристотеля), душа смертна, как и тело. Бессмертен лишь разум, который имеет божественное происхождение.
Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении Фомы Аквинского (1225 – 1274), католического мыслителя (томизм). Однако Фома отстаивал одну истину – божественную, а не две по Аверроэсу – божественную и земную. Поэтому душа – бессмертна и является чистой формой, которая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и источник существования тела.
Принципиальный недостаток представлений о душе заключается в том, что душа признается первопричиной всех движений (см. рис. 4). А это значит, что все воздействия на тело являются для души лишь поводами, на которые она может отвечать "как хочу". А почему душа хочет так или иначе, это зависит только от нее самой, от ее природы и далее не подлежит объяснению. Таким образом, в качестве первопричины (даже материально представляемая) душа радикально и систематически нарушает причинные связи не только внутри тела, но и в окружающем мире. И когда в конце ХVII века в естествознании окрепло строго причинное мировоззрение, спекуляции о «природе души» утратили свою значимость, а душа как объяснительная сила, скрытая за наблюдаемыми психическими явлениями, была исключена из науки.
Вопрос № 3. Сознание и опыт его изучения в психологии.
Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было понятие сознание. Явления индивидуального сознания в XVIII веке пришли на смену представлениям о душе и были призваны построить психологическое знание на основе собственных переживаний ученого. То есть имеются в виду мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый знает по личному опыту, и которые как факты этого опыта кажутся чем-то несомненным и реальным. Это явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Отсюда и единственно возможным методом исследования была признана интроспекция- самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания.
Предполагалось, что человек, исследуя мир своих (и только своих) психических образов, на основе выявленных у себя свойств и процессов может судить о свойствах психики всех других людей. Тем самым процесс объективного познания психики других людей подменяется процессом приписывания другим свойств собственного сознания.
Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка, который считал, что (в отличие от души) явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
Дальнейшее развитие взглядов на природу сознания и его изучение связывается с психологией ассоционизма. В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоционистская психология (Д. Гартли).
Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж.Ст.Милля, А.Бэна, Г.Спенсера.
Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Д.Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.
Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.
Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.
Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Э.Торндайка, У.Джеймса.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 850;