Лекция №7. Классификация операторов
Алгоритм решения любой задачи состоит из отдельных шагов. В программе для каждого шага алгоритма записывается отдельная инструкция (команда). Отдельные инструкции записываются также для организации ветвлений и циклов. Эти инструкции в программировании называются операторами.
Операторы языка ТР можно разделить на простыеисложные. Простые не содержат внутри себя других операторов. Сложные– представляют собой конструкции, содержащие простые операторы. К простым операторам относятся: присваивания, перехода, операторы ввода-вывода. К сложным операторам относятся: составной оператор, оператор условного перехода, оператор выбора, оператор присоединения в записях.
Операторы могут объединятся в более крупные конструкции – составные операторы, процедуры и функции. Такие конструкции состоят из нескольких элементарных операторов.
Оператор присваивания
Для изменения значения переменной используется оператор присваивания. Оператор содержит операцию присваивания, которая обозначается двумя символами :=. Слева от операции присваивания указывается имя переменной, которой нужно присвоить новое значение, справа – значение, которое следует присвоить указанной переменной. Один оператор от другого отделяется точкой с запятой. Оператор присваивания имеет вид:
ИмяПеременной:= выражение;
Знак ‘:=’читается, как "присвоить значение".
Например:
Sort:= 1; cena:= 12.34; x:= x+1; y:= x; name:= 'модель 1';
Оператор присваивания можно считать основным языком языка ТР, т.к. именно в нем выполняются практически все действия по обработке данных.
Следует знать:
Оператор присваивания используется для изменения значений переменных. Он предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, стоящей в левой части;
Имеется три вида выражений: арифметические, логические, символьные;
Тип результата, полученного при вычислении выражения, должен быть совместим по типу с переменной, которой он присваивается.
Необходимо следить за тем, чтобы тип переменной совпадал с типом выражения. Если переменная REAL, а выражение INTEGER, то оператор выполнится успешно, в противном случае компилятор выдаст сообщение об ошибке.
Например:
Var
X: integer; Y: real;
Begin
X:= 5;
Y:= 0.5;
Y:= Y + X; ------ так можно!
X:= Y;------------ так нельзя!
Нельзя с помощью оператора присваивания присвоить нескольким переменным одно и то же значение.
Например:
I:= J:= K:= M:= 0; ------------ так нельзя!
I:= 0; J:= 0; K:= 0; M:= 0; ------- нужно так!
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 899;