Понятие этики как науки, ее предмет и основные функции.
Культура человека, этикет его взаимоотношений с окружающими, а тем более стиль управленческой деятельности - неотъемлемая часть его духовной культуры. Не в последнюю очередь это касается работников органов власти. Духовность, культура и интеллигентность - неотъемлемые составляющие профессионализма современного государственного служащего, залог его высокого авторитета и достойного имиджа. Ведь в представлении людей государственный служащий - это не просто специалист, не просто работник. Это человек, олицетворяющий власть, выступающий от имени власти. Это человек, стоящий на страже интересов государства и народа. Это выразитель и защитник интересов каждого человека.
Сегодня далеко не каждый чиновник способен соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Поэтому для многих граждан государственный служащий - всего лишь функционер, пишущий бумаги и выдающий справки, столоначальник, принимающий по личным вопросам или обеспечивающий, скажем, правопорядок. Но даже в рамках такого представления особое значение приобретают внешние характеристики его поведения, проявляясь во внимательном или невнимательном, доброжелательном или безразличном, участливом или формальном отношении к посетителям и сослуживцам.
Поведение чиновника, его отношение к людям и делу, его речь и внешний облик во многом определяют не только личный авторитет, но и авторитет власти, с которой он ассоциируется у населения.
Специфика каждого учреждения и даже профессии, особенности возникающих служебных ситуаций и традиционно складывающихся деловых отношений порождают свои, характерные именно для данной среды нормы поведения. Впоследствии они закрепляются в различных правилах поведения, кодексах, требованиях служебного этикета, негласных правилах и неписаных законах. В полной мере это касается государственной службы и государственных служащих, несмотря на то, что, казалось бы, в этой сфере все четко регламентировано, зафиксировано в законах, инструкциях, методических рекомендациях.
Сегодня наличие профессиональных знаний, умений, навыков и способностей - обязательное, но не единственное требование, предъявляемое к должностному лицу любого ранга или уровня. Также не менее важны нравственные качества, проявляющиеся в культуре поведения, отношении к своему профессиональному долгу.
Человек живет среди себе подобных, вступает во взаимодействия с ними, строит отношения, совершает поступки, участвует в совместной деятельности. Все эти ежедневно, на протяжении всей жизни человека совершаемые акты оформляются и регламентируются, регламентируются и программируются, контролируются и оцениваются с помощью различных социальных норм, которые «задают» определенный, должный и ожидаемый тип поведения и его форму, соответствующий характер отношений и взаимодействия людей в социальной среде. С их помощью общество и каждая социальная группа формирует, поддерживает, защищает, воспроизводит необходимые стандарты общения и поведения, обеспечивающие существование, воспроизводство и развитие данной социальной среды в определенных условиях.
Многообразие отношений социальных групп и людей обусловливает и разнообразие регулирующих эти отношения социальных норм, в числе которых и правовые, и моральные, и политические, и религиозные, и культурные, и этнические, и иные виды социальных норм.
Одни нормы — правовые — регулируют внешние формы поведения, осуществляя внешний контроль и обеспечивая их действие установленными санкциями. Они вырабатываются и утверждаются законодательным путем, закрепляются в правовых актах, за их исполнением следят специальные институты, их нарушение неумолимо влечет за собой наказание, осуществляемое специальными органами.
Другие нормы — нравственные (этические, культурные, религиозные) — носят характер моральных, а не юридических императивов, их соблюдение гарантируется не властью, а силой морального давления общественного мнения и внутренней, личностной системой ценностных ориентации, включающих ценности, интересы, мотивы, потребности, установки. Воздействуя на более глубокие слои сознания, стимулы и мотивы, эти нормы адресуются к внутренним саморегуляторам — чести, совести, чувству долга.
Нравственность и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях о должном, справедливом и т.д. Эти нормы имеют всеобщий характер и распространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений.
Главными же различиями между ними являются способы, которыми они регулируют поведение людей.
Нормы права:
а) однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах;
б) их исполнение обеспечивается (при необходимости) мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия;
в) правосудие осуществляется должностными лицами (прокурор, судья и др.) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.).
Нормы нравственности:
а) как правило, четко не определены;
б) поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека;
в) имеют неофициальный, рекомендательный характер, их нарушение не наказывается, но вызывает моральную санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.
Соотношение правовых и этических механизмов регулирования поведения людей не является постоянной величиной. Оно зависит от многих причин политического, экономического и социального характера. [Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 380 с.,c.10]
Обращение к нравственным аспектам поведения человека вызывает потребность в уточнении этимологии и границ понятий «этика», «мораль», «нравственность». [Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 380 с.,c.11]
Понятие этики как науки, объектом которой являются мораль, нравственность, складывались исторически.
Понятие «этика» было образовано Аристотелем (4 в. до н.э.) от слова «этос», которое имело несколько значений. Под «этосом» первоначально понималось привычное место обитания, дом, очаг, жилище. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент. [Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М. 2005. С. 9.]
С течением времени значение слова «этос» меняется. В наше время существуют, по крайней мере, два основных значения слова «этос». Первое связано с культурной антропологией и этнографией, в рамках которых «этос» означает нравы, привычки, обычаи, присущие определенному этносу, как особому, исторически возникшему виду социальной группировки людей, представленному племенем, народностью, нацией или другими образованиями. [Российская социологическая энциклопедия. М. 1998. С. 644].
Второе значение слова «этос» сложилось в традиционной этике и связано с характеристикой конкретного человека, его характера, судьбы, нравственного опыта и нравственных проблем.
Этика – это важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль. Этика как наука о морали, базируясь на научной, философской основе, занимается изучением социальной сущности и роли моральных норм, причин трансформации нравственного сознания. Этика не просто изучает свой предмет – мораль, она призвана обосновывать морально должное и морально необходимое принципы, ценности и нормы.[См. подробнее Канке В.А. Современная этика: Учебник. М.: Омега-Л. 2008.]
Этика в теоретической форме решает практические нравственные проблемы, возникающие в жизни человека, что такое добро и зло, счастье и любовь, как должен поступать человек в той или иной ситуации. Этика призвана формулировать нравственные нормы, принципы, ценности, главная задача этики заключается в выведении должного, в разрешении проблем цели и смысла жизни, о человеческом назначении, проблем нравственного существования личности.
Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Термин «мораль» (moralitas) появляется в IV веке н. э. в латинском языке как аналог греческого термина «этика». Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон вводит термин «moralis» (моральный) для перевода аристотелевского понятия этического с греческого на латинский язык.
В процессе развития этического знания, по мере выявления своеобразия этики как области знания под этикой начинает подразумеваться соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью и нравственностью – ее предмет. Таким образом, в большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали.
Однако в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность. Этот самобытный российский термин впервые появился в 1798 г. в словаре Российской академии наук.
В научной литературе далеко не все однозначно с использованием понятий «мораль» и «нравственность. Одни ученые используют понятия мораль и нравственность как синонимы, другие разделяют их значение. Нравственность (от слова нравы) раскрывает общепринятые требования к поведению человека как члена социума. В основу нравственных норм положены общечеловеческие ценностям и традиции. Формат нравственного человека – это поведение, согласующееся с общепринятыми образцами поведения, выступающими показателями добродетели и нравственности того или иного индивида.
Мораль предстает в двух аспектах, как характеристика личности, совокупность моральных качеств и добродетелей, и как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм. [Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М. 2005. С. 12.]
Мораль является таким свойством социума, которое присутствует во всех сферах общественной деятельности, во всех видах общественных отношений. И все-таки мораль – это не просто то, что есть, скорее, мораль – это то, что должно быть. К тому же мораль не всегда связана с материальными отношениями, являясь своеобразной формой общественного сознания, мораль может иметь ярко выраженный идеологический характер. Мораль считается сложным понятием, в отношении которого научный мир на протяжении всего развития этического знания ведет дискуссии и пытается определить научную принадлежность и предмет морали, задачи морали и моральные императивы. Моральные императивы, ценности и нормы не представляют собой научного знания. Сравнение моральных взглядов происходит не с точки зрения их научной истинности, а с точки зрения их значимости и ценности. А значимость и ценность того или иного морального императива проявляется на основе постижения целей и смысла, направленности развития общества и личности, взаимоотношений между личным и общественным.
В процессе развития европейской культурной традиции и научной мысли понятия мораль, этика, нравственность то отождествлялись, то разводились, отражая различные подходы к их осмыслению. Однако в современной мировой науке единых позиций так и не выработано и эти термины широко используются как синонимы.
Долгое время в научной литературе велась дискуссия о необходимости выведения из лона этической философии самостоятельного научного направления – моралеведения и придания ему иного содержательного смысла, проблематики и соответствующего понятийно-терминологического аппарата. Однако данные попытки остались на уровне академических дискуссий, а в общекультурной лексике понятия «этика», «мораль» и «нравственность» зачастую употребляются как близкие по значению.
Предмет этики менялся, менялись подходы и акценты этического знания, но, в общем и целом в основе проводимых исследований всегда оставалась мораль.
Выделяют основные социальные функции морали: регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, познавательную. [Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих (социально-философский аспект). М. 2006. С. 18–19]
Регулятивная функция. Через функцию регуляции выражается императивный характер морали. Предписания, нормы, оценки, мотивы и стимулы превращают мораль в вид социального управления.
Воспитательная функция обеспечивает передачу нравственного опыта от поколения к поколению, формирует определенный тип личности. Воспитательная функция морали реализуется через целостную систему воспитания, учитывающую чувственный и теоретический уровни морального сознания и соответствующие им средства воспитания.
Ценностно-ориентирующая функция заключается в выработке норм, принципов, правил поведения, обеспечивающих становление личности с твердыми нравственными установками и убеждениями.
Познавательная функция позволяет человеку приобретать знания в вопросах морали и нравственного опыта, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность.
Отсюда вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.
Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.
Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.
Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.
Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.
Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.
Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.
Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.
Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».
Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.
Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.
Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания верными, а какие то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 177;