Политика советской власти по расколу РПЦ
Борясь с православной церковью, власть проводила политику по расколу духовенства на несколько конфликтующих группировок. Так, в 1922 г. началось становление «обновленческого движения» в РПЦ, которое включало в себя «Живую церковь», «Союз общин древне-апостольской церкви», «Союз церковного возрождения».
Обновленчество — раскольническое движение в православном христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.
С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией (второй такой организацией в 1926 году стал григорианский Временный Высший Церковный Совет), в отдельные периоды пользовалось признанием некоторых других поместных Церквей. В период наибольшего влияния — в середине 1920-х годов — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.
Обновленчество в начальный период своего существования не было строго структурированным движением; между собою обновленческие структуры нередко находились в прямой конфронтации. С 1923 по 1935 год существовал Священный Синод Православной Российской Церкви, во главе которого стоял Председатель. После вынужденного самороспуска Синода весной 1935 года единоличное управление перешло Виталию Введенскому, а затем к Александру Введенскому.
По данным историка церкви Д.Шиленка, первые мероприятия по созданию обновленческих церковных организаций в Гомельской губернии состоялись в 1922 г. Собрание местного духовенства большинством голосов поддержало идею обновленчества. Лидерами нового течения были протоиереи А.Зыков, В.Зубарев и П.Гинтовт. Однако обновленчество, с его лояльным отношением к советской власти, не получило значительного распространения среди верующих, которые в основной массе оставались приверженцами традиционной «тихоновской» церкви.
В 1924 г. возрастает влияние гомельской Преображенской церкви – оплота местного «тихоновского» движения. К середине 1930-х гг. обновленчество на Гомельщине пришло в упадок. Власть, с конца 20-х гг. начавшая отходить от политики поддержки обновленцев, с середины 30-х гг. подвергла репрессиям и священников-обновленцев. Обновленческая церковь прекратила свое существование. Ее епархии вернулись под власть Московского патриархата.
Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 294;