Политическое устройство могольской империи. Ко времени
правления внука Бабура Акбара (1556—1605), наиболее талантливого военачальника и государственного деятеля могольской империи, в стране сложилась централизованная система управления;
шах обладал неограниченной властью. Делами управления ведали первый министр — вакиль — и главы нескольких подчиненных ему ведомств, наиболее важным из которых было финансовое ведомство (дивани). Оно занималось налогообложением и распределяло джагиры (земельные пожалования на условиях военной службы). Второе по значимости ведомство возглавлял главный интендант и казначей войска, который следил за выполнением джагирдарами их военных повинностей и сдачей в казну захваченной ими военной добычи. Функции хозяйственного ведомства ограничивались контролем над казенными мастерскими и надзором за дворцовым имуществом и строительством. Специальное ведомство ведало назначением церковнослужителей, судей, а также раздачей земель мусульманскому духовенству.
Войско состояло из отрядов джагирдаров. Все государство было разделено на управлявшиеся губернаторами провинции, которые в свою очередь делились на области и округа. При этом параллельно существовали гражданское и военное управления, действовавшие независимо друг от друга.
В отличие от правителей Делийского султаната Великие Мого-лы нередко назначали на административные и военные должности индусов. В провинциях вся полнота власти находилась в руках наместников шаха — губернаторов.
Аграрные отношения. При Великих Моголах значительная часть земли находилась в государственной собственности. Шах жаловал лены-джагиры на условиях несения службы, главным образом военной, а также раздавал земельные пожалования мечетям, святым местам, служителям культа. С земель, находящихся в непосредственном владении казны, налоги собирали государственные чиновники. Большие джагиры жаловались военачальникам. Размеры джагиров колебались от нескольких гектаров до целой области. Владетелей крупных джагиров часто перемещали из одной области в другую, чтобы не допустить превращения их в независимых феодалов.
Размеры и способы налогообложения в джагирах определялись государством. На получаемые от джагира доходы военачальник должен был содержать и снаряжать определенной численности военные отряды и выставлять их по первому требованию падишаха.
В империи Великих Моголов существовала также частная феодальная собственность на землю. Ее владетели — местные индусские феодалы, заминдары — не несли военной службы, а ежегодно уплачивали в казну установленную государством дань. Заминдары сами устанавливали размеры, норму и форму взимания ренты со своих крестьян. Земли заминдаров были наследственными. Наследники вводились во владение землей специальной грамотой правителя. Другой безусловной наследственной формой феодального землевладения были сойюргалы, которые жаловались отдельным мусульманским служителя?." культа, мечетям, святым местам (а на практике их наследственным хранителям). Существовало также и индусское храмовое землевладение.
Крестьяне, как и прежде, были объединены в общины и платили поземельный налог. На государственных землях и во владениях джагирдаров поземельный налог совпадал с феодальной рентой. Кроме поземельного налога, крестьяне были опутаны целой сетью поборов и повинностей, таких, как налог с немусульман — джизья, сбор на оплату сборщиков налогов, за продажу скота, за выпаривание соли, за рыболовство, налог с жатвы. Население обязано было выполнять трудовую повинность на государственных строительных работах, содержать проезжающих чиновников и гонцов и т. д. При взимании налогов повсеместно царили произвол и насилие.
В деревнях проживали ремесленники — кузнецы, плотники и др., обслуживавшие сельские общины и получавшие за это вознаграждение в виде земельного участка или установленных в данной местности отчислений от урожая.
Городские ремесленники объединялись в профессиональные
касты, которые зависели от местных феодальных властей. Производство и сбыт товаров строго регламентировались. Среди индийских ремесленников особенно славились ткачи, вышивальщицы, ювелиры, чеканщики, инкрустаторы. Ремесленники, эксплуатиро'-вались купцами, которые авансировали их деньгами, а затем гго заниженным ценам скупали товары. Казенные ремесленные мастерские специализировались главным образом на производстве различных предметов для правителя и войска (тканей, ковров, повозок, оружия, одежды и т. п.).
В XVI в. в монгольском государстве наблюдалось значительное развитие внутренней торговли — караванной и речной; процветали сельские и городские рынки. Внешняя торговля сосредоточивалась главным образом в прибрежных областях. В некоторых из них обосновались португальцы, вытесняя индийских купцов. Процветавший ранее порт Камбей в Гуджарате с захватом португальцами Гоа пришел в упадок, а связи Малабара с заморскими странами были прерваны, многие портовые города разрушены. Завоеватели убивали жителей, жгли их поселения. После тяжелых сражений португальцы утвердились в Сальсетте, Варду, Дамане, на Коромандельском берегу. Однако опорные пункты португальцев находились на значительном расстоянии друг от друга, и удерживать их они могли, лишь сохраняя господство на море. Это было возможно до тех пор, пока в конце XVI в. здесь не появился голландский и английский флот.
В связи с развитием торговли возрастала роль ростовщичества. К услугам ростовщиков прибегали как крестьяне и ремесленники, так и феодалы. Изестно даже, что сын Бабура Хумаюн в 1540 г. вынужден был занимать деньги у ростовщиков, чтобы создать отряды воинов-наемников.
Антифеодальные движения. В XVI в. в различных частях Индии вспыхивали антифеодальные народные движения, проходившие обычно под лозунгами различных религиозных учений. В Пенджабе возглавили движение сикхи, выступавшие против кастовых различий и религиозной обрядности, в Северной Индии — последователи Тули Даса, автора известной поэмы «Рамаяна», которые тоже боролись против кастовости и угнетения народных масс, проповедуя единение с богом Рамой. Активизировалась деятельность некоторых мусульманских сект. В Доабе распространилось учение махдийцев, требовавших всеобщего равенства; в Афганистане выступавшие за равенство всех людей перед богом рошаниты призывали к борьбе против Великих Моголов и местной афганской верхушки. Все эти движения были жестоко подавлены.
Реформы Акбара. Акбар (1556—1605) значительно расширил территорию государства, совершив успешные завоевательные походы в Раджпутану, Бенгалию, Гуджарат, Кашмир, Ориссу, Восточный Афганистан и ряд других областей.
Больш&е внимание он уделял упрочению государственной вла-
сти и борьбе с сепаратизмом феодалов. Акбар стремился также укрепить государственную собственность на землю. Не позволяя придворным группировкам в какой бы то ни было степени влиять на управление государством, он разделил огромный штат своих придворных на три отдельных разряда. В целях укрепления своей власти он решил провести ликвидацию джагирной системы, назначив денежное жалованье вместо предоставления джагиров. Эта реформа вызвала сильное сопротивление джагирдаров. В 1580—1582 гг. они подняли восстание против Акбара. Усмирить феодалов удалось лишь после новых указов о пожаловании
джагиров.
При Акбаре были твердо установлены размеры поземельного
налога и способы его взимания. В пользу государства взималась треть урожая с пахотных земель, причем все обрабатываемые земли делились на три категории: земли, возделываемые ежегодно, засеваемые после пятилетнего перерыва и целина; при сборе налогов с последних двух категорий делались скидки. По указу Акбара в центральных областях государства натуральный оброк был заменен денежным; только на окраинах и в землях, населенных афганскими племенами, этот налог по-прежнему взимался натурой. Кроме выплаты налога, крестьянин должен был выполнять трудовую повинность. Введение денежного налога вынуждало крестьян продавать продукты своего хозяйства и вовлекало их тем самым в рыночные отношения, ставя в зависимость от купцов
и ростовщиков.
Естественно, что все это ухудшало положение крестьян.
Участились крестьянские восстания, на подавление которых направлялись войска. Понимая, что одними репрессиями улучшить положение невозможно, Акбар в ряде случаев был вынужден уменьшать налоговые ставки.
При Акбаре был проведен ряд мер, направленных на поощрение ремесла и торговли: отменены сборы с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров, снижены внутренние пошлины на переездах и речных пристанях. Кроме того, во всем государстве были введены единые денежные единицы и единая система меры и веса; были улучшены караванные дороги, построены караван-сараи и рынки.
В целях расширения социальной опоры своей власти Акбар привлекал на службу в государственном аппарате и при дворе индусскую знать. Большое значение он придавал вопросам религии, поставив своей целью провести в жизнь принцип «один государь — одна религия». Проводя политику веротерпимости, Акбар предоставлял земельные пожалования индусским религиозным учреждениям наряду с мусульманскими, был отменен специальный налог с немусульман — джизья. Стремясь к прекращению религиозных разногласий между своими подданными, Акбар пытался утвердить в Индии новую веру, объединявшую многие религии, исповедовавшиеся тогда в его государстве. Взяв за основу
ислам,он использовал идею сикхов о беспрекословном подчинении учеников своему верховному наставнику — гуру, от бхакты — призыв к примирению мусульман и индусов, от ортодоксального индуизма — ношение брахманских знаков и запрещение есть говядину, от огнепоклонников (парсов) — поклонение солнцу и огню,от махдийцев — учение о праведном правителе и т. п.
Большинство шейхов и феодалов не поддержало Акбара в вопросах религии и продолжало оказывать сопротивление его реформам. Восстания противников религиозной реформы жестоко подавлялись. Особое недовольство феодалов и верхушки мусульманского духовенства вызвала раздача Акбаром земельных пожалований индусам-раджпутам и немусульманским священнослужителям. Проводя эти акции, Акбар прежде всего преследовал цель укрепить власть падишаха в государстве, где основная часть податного населения не исповедовала ислам, а являлась приверженцами других религий.
Индия в XVII в. Преемники Акбара Джехангир (1605—1627), Шах-Джехан (1627—1658) и Аурангзеб (1659—1707) вели постоянные захватнические войны и подавляли все учащавшиеся мятежи непокорных феодальных владетелей. Все это требовало огромных средств. Возрастали чиновничий аппарат и число военачальников; земель для раздачи джагиров не хватало. Государство и джагирдары усиливали налоговый гнет. Нормой поземельного налога становилась уже не треть урожая, а половина.
Крестьяне, разорявшиеся в результате постоянных войн и междоусобиц, были не в состоянии выплачивать налоги по новым завышенным ставкам. Неурожаи и голод усугубляли их и без того тяжелое положение. Крестьяне покидали свои деревни, поднимали восстания.
Упадок сельского хозяйства отразился и на состоянии ремесла и торговли. По указу Аурангзеба с немусульман стали взимать налог — джизью, начались гонения на индуизм, разрушались индусские храмы. Аурангзеб стремился подчинить всю жизнь в стране нормам ортодоксального ислама, что вызвало острое недовольство немусульманского населения.
В ответ на преследования индусов против могольской власти восстали маратхи под предводительством своего вождя Шиваджи. В 1674 г. они образовали независимое государство в Махараштре. Одновременно восстали раджпуты. Во второй половине XVII — начале XVIII в. выступили крестьяне Пенджаба, движение которых было связано с религиозной сектой сикхов. Тысячи крестьян и ремесленников поднялись на вооруженную борьбу против мусульманских и индийских феодалов за установление идеального царства без эксплуатации. Продолжали борьбу против власти Мо-голов и афганские племена. Все эти восстания были следствием социальных противоречий и явились важным этапом многовековой борьбы народовза свою национальную независимость.
В XVII в. усилилось проникновение европейцев в Индию. Англичане и голландцы основали в 1600 и 1602 гг. Ост-Индские торговые компании и постепенно оттесняли португальцев. Торговые базы голландцев находились на Коромандельском берегу, в Бенгалии, Бихаре, Гуджарате. Однако постоянные междоусобные войны в этих областях и главным образом конкуренция с англичанами привели к ослаблению позиций голландских купцов в Индии.
Основав в 1600 г. Ост-Индскую торговую компанию, англичане с помощью интриг, подкупов, вооруженных нападений доби-. вались все новых и новых торговых привилегий. В 1612 г. они разбили португальскую флотилию у Сурата (Гуджарат) и получили от Джахангира разрешение на открытие там фактории. После трехлетнего пребывания при могольском дворе в Агре Томаса Роэ, официального посла английского короля, англичане получили право торговать и с Бенгалией. Они скупали главным образом индийские ткани, индиго, пряности, селитру, привозя в Индию фарфор, шелка, кораллы, шерсть и жемчуг из стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, районов Персидского залива и Красного моря. В результате деятельности этой компании индийские купцы были оттеснены и смогли сохранить в своих руках лишь каботажную торговлю на индийском побережье. Англичане открыли ряд факторий во многих городах и селениях, построили форт св. Георга, вокруг которого вырос г. Мадрас, создали торговую базу в Бомбее, где поселили ткачей из Сурата и организовали производство тканей.
Свои фактории в Индии создали французские, а также датские торговые компании. Опорным пунктом французов был порт Пондишери.
С проникновением европейцев в Индию в XVII в. обострились противоречия между различными слоями индийского общества — ремесленниками и скупщиками, купцами и феодальными властями. Преследуя свои корыстные цели, европейцы также вмешивались в феодальные междоусобицы и борьбу между индийскими феодалами и монгольскими властями, снабжая и тех, и других оружием и посылая на помощь свои военные отряды.
После смерти Аурангзеба в 1707 г. обширная империя Великих Моголов распалась на ряд отдельных феодальных владений, правители которых постоянно враждовали между собой. Воспользовавшись распадом империи и вытеснив французов, англичане в 60-е гг. XVIII в. расширили свои владения в Индиии затемпревратилиее в свою колонию.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 451;