Рим в царский период

Основан в Лации – области на западе Средней Италии, в 23 км от устья реки Тибр, на его левом берегу, на холмах. Географическое положение Рима было выгодным во мно­гих отношениях: он стоял на судоходной реке, вблизи моря. По левому берегу Тибра, у самого подножия холмов, на которых заро­дился город, проходила древняя «соляная дорога», по которой в глубь страны везли соль, добываемую в устье Тибра. Холмы, особенно Капитолий и Палатин, имевшие обрывистые склоны, были удобны для обороны от врагов.

Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.

Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. Не удивительно поэтому, что Рим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей.

Поселения на территории Рима археологи прослеживают с 16 в. до н.э. Когда на их месте возник город, городская община? Основание Рима по Варрону 754/53 г. до н.э., 21 апреля.

Древнеримские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богини Афродиты (римской Венеры). Со своими спутниками он бежал из взятой греками Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. Сын Энея Асканий (Юл) основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правили его потомки.

Один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут своим братом Амулием. Боясь мести со стороны детей или внуков Нумитора, Амулий принудил его дочь Рею Сильвию стать весталкой. Весталки, жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага, не имели права вступать в брак. Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем. Чтобы избавить­ся от них, Амулий приказал бросить их в Тибр. Но младенцы были чудом спасены: волна выбросила младенцев на берег, где их вскор­мила волчица. Затем воспитателем детей стал пастух. В конце кон­цов братья узнали о своем происхождении, убили Амулия, восста­новили в правах своего деда, а сами основали новый город — Рим. При основании города между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, и город получил название от его имени: Рим по-латыни Roma. В со­ответствии с этой легендой римляне воздвигли позже на Капитолии бронзовую статую волчицы.

В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. Да и городом Рим еще в 8 в. не был. В 8 веке Рим был еще представлен маленькими хижинами и отдельными небольшими некрополями. 10-8 века – время раннего железного века в этом регионе, кода поселения на территории Рима (там жили латиняне и сабиняне) представляли собой родовые поселки. Но рубеж, когда Рим стал городом – 7 в. до н.э., а полисом он стал уже в республиканскую эпоху. Царская эпоха представляет собой длительный процесс развития Рима в направлении к полису. В царский период начался процесс формирование римского варианта полисной организации, римской гражданской общины – цивитас. Община Рима сложилась (синойкизм) из трех этнических групп – латинов, сабинов и этрусков (последние вливаются в состав Рима уже в 7 в. до н.э.). Даже в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков?). Истоки синойкизма традиция связывала с легендарным Ромулом. Легенда о похищении римлянами сабинянок возникла после слияния латинской и сабинской общин в Риме. Она рассказывает, что первыми жителями Рима были только юноши — спутники Ромула, его дружина. Соседние общины отнеслись к новым поселен­цам недоверчиво, считая Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замуж своих дочерей и не хотели выдавать за них своих дочерей. Тогда Ромул устроил праздник, на который пригласил своих ближайших соседей сабинян. Римляне похитили во время праздника дочерей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлян войной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне и сабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромула и сабинского правителя Тита Тация.

Данные археологических раскопок подтверждают факт слияния в одну общину латинян и сабинян. Согласно им древнее поселение на месте будущего Рима действительно находилось на Палатине и возникло в IX или VIII вв. до н.э. Его жители, судя по особенностям их погребального обряда и инвентаря они кремировали своих покойников, были латинами. Поселение состояло из круглых полуземлянок-полухижин со стенами из обмазанной глиной соломы. Никаких следов имущественной или социальной дифференциации и сколько-нибудь заметных связей с внешним миром у жителей этого поселения, так же как и у других современных им обитателей Лация, обнаружить не удалось.

Рядом с Палатином, на холме Квиринал, находилось другое поселение, столь же древнее, нищее и примитивное, однако с иным погребальным обрядом его жители хоронили тела умерших в земле, не предавая их кремации. Такой обряд был у соседних с Римом сабинов и у многих других италийских племен. Возможно, обитателями этого поселения были сабины. Никакой связи между жителями двух древнейших поселений на месте будущего Рима не прослеживается.

Судя по археологическим данным, к концу VII в. до н.э. небольшие деревеньки сливаются в одно крупное поселение, занимающее не только холмы, но и заболоченную прежде низину между ними. Ее к тому времени осушили с помощью целой сети дренажных каналов.

Поскольку жители этого поселения кремировали покойников и говорили по-латыни, можно предположить, что латинская община инкорпорировала и ассимилировала сабинскую. Правда, и в латинском языке имеется немало слов, заимствованных из сабинского, а некоторые из римских царей носят сабинские имена.

. Традиция говорит о семи первых римских царях:

1. Ромул (латинянин) - 753-717 гг. до н.э. по традиционной датировке

2. Нума Помпилий (сабинянин) - 717-673 гг. до н.э. Нума Помпилий был уже исторической личностью.

3. Тулл Гостилий (латинянин) - 673-641 гг. до н.э.

4. Анк Марций (сабинянин) - 641-616 гг. до н.э.

5. Тарквиний Приск (этруск) - 616-579 гг. до н.э.

6. Сервий Туллий (этруск) -579-535 гг. до н.э.

7. Тарквиний Суперб (этруск) - 535-510 гг. до н.э.

Ромул рассматривается в качестве основателя Рима, объединившего латинскую общину с сабинской. При первых царях римская община жила родоплеменным строем. Царь был выборным. Сенат, куриатные комиции. Ромулу приписывается учреждение первого триумфа – высшей почести, оказываемой победоносному полководцу. Ромула нельзя признать историческим лицом, его имя производное от названия Рима и означает «римский», «из Рима происходящий». В его образе слились воспоминания о целой плеяде аналогичных «царей», живших и до, и после него. Однако многие деяния, числящиеся за ним, действительно относятся к началу железного века и имеют значение исторических фактов (римско-сабинский синойкизм, войны с латинскими и сабинскими городами, с этрусским городом Вейи).

Нума Помпилий. Сабинянин из города Куры, уже историческая личность. Он не вел войн, создал ремесленные и новые жреческие коллегии. Важнейшее дело – учреждение коллегии из пяти понтификов, которую он сам сначала и возглавил. Понтифики ведали религиозным календарем и, таким образом, стали контролировать деятельность всех родовых и куриальных жрецов. Коллегия понтификов занимала центральное место в римском религиозном культе, поскольку осуществляла надзор за другими жреческими коллегиями, ведала составлением и применением календарей, погребальным культом, жертвоприношениями, сакральным правом. сохранением обычаев предков. Понтифики являлись руководителями всей сакральной организации Рима, во главе коллегии стоял Великий Понтифик. Верховными понтификами были сами цари латино-сабинского происхождения. Нума также построил на Форуме общеримский храм Весты (7 в. до н.э.), что находит теперь и археологическое подтверждение. При нем состоялось обожествление латинского царя Ромула под именем сабинского бога Квирина.

Тулл Гостилий известен как воинственный царь. Вел войну с Алтьба-Лонгой. которую в конце концов разрушил. Это подтверждается и археологическим материалом первой половины 7 в. до н.э.

Анк Марций – римляне овладели устьем Тибра, где добывали соль, был переброшен мост на правобережье Тибра, закрепили за собой холм Яникул. Одерживает победу над рядом латинских городов, переселяет их жителей в Рим, следы чего есть в классической латыни.

Как видно из данного перечня, три последних царя - этрус­ского происхождения. Сыном Тарквиния Приска (Древнего) был Тарквиний Суперб (Надменный), поэтому обычно говорят об эт­русской династии.

Тарквиний Древний. Собственное имя – Лукумон, переселился из этрусского города Тарквинии с женой Танакилью. Покинуть родину ему пришлось из-за того, что этруском он был лишь по матери, а отцом его являлся грек из Коринфа Демарат. Происходя от иноземца, Лукумон не мог осуществить честолюбивыечаяния, и жена посоветовала ему попытать счастья в Риме.Обосновавшись там, он назвался Луцием Тарквинием. Будучи богатым и умным, Тарквиний стал заметной фигурой, был приближен к Анку Марцию и назначен им по завещанию опекуном царских детей. После смерти Анка Тарквиний сам предложил свою кандидатуру народу и был единодушно избран в комициях царем. Воцарение Тарквиния знаменовало собой время перемен в Риме, Хотя он стал царем в установленном порядке, т. е. благодаря избранию, сенатом его кандидатура не обсуждалась и не выдвигалась. Таким образом, новый царь сразу же выказал свою ориентацию на народ, и это определило напряженность его отношений с родовой знатью. Стремясь обеспечить себе поддержку в сенате, он ввел туда сто новых Увеличил сенат на 100 человек, причисленных к патрициям. Ведутся войны с латинами и этрусками.

Этрускам принадлежала ведущая роль в создании из отдельных деревень настоящего, спланированного по архитектурным канонам, города и аппарата его управления Этрусское влияние в политической организации Рима наглядно отразилось во внешнем оформлении власти, ее символах – инсигниях. Вместе с тем Рим не был завоеван этрусками, как это предполагают некоторые исследователи. Этруски никогда не составляли в Риме большинства населения. Рим даже никогда не заключал военных или политических союзов с этрусскими городами. Наоборот, наиболее интенсивно воевал с ними «коренной», так сказать, этруск Тарквиний Древний, длительные кампании вел с ними сам Сервий Туллий.

С установлением этой династии исследователи связывают изменение характера царской власти в результате этрусского влияния.

Если в первоначальной общине положение царя приближалось к положению греческих басилеев эпохи «тем­ных веков», т.е. к положению вождей, то в период правления эт­русской династии его статус существенно меняется. Римские цари стали обладать полнотой власти, безусловным правом при­каза. Несомненно, что это изменение, как и появление внешних знаков царского достоинства, связано с приходом к управлению римской общиной этрусских царей. Собственно, с этрусской ди­настии можно говорить о начале римской государственности.

При этрусских правителях Рим стал значительным центром ре­месла и торговли. В это время в нем поселилось много этрусских ремесленников, возникла Этрусская улица. Рим стал многолюдным городом, был обнесен мощной каменной стеной, с украшенными коропластикой храмами и домами на каменном фундаменте,в городе была устроена канализация; сооруженная при Тарквинии Гордом так называемая Большая клоака — облицованный камнем широкий подземный сточный канал — действует в Риме и поныне. При Тарквинии Древнем в Риме проводятся первые общественные празднества с состязаниями колесниц и кулачных бойцов. Для этих целей было отведено место для зрелищ между Палантином и Авентином, позднее известное как Большой цирк. На Капитолии этрусские мастера воздвигли храм Юпитера, который стал главной святыней римлян. Расширились римские земельные владения, выросли колонии, развилась торговля. Рим занял руководящее место среди латинских городов и включился в систему затибрских и даже заморских международных отношений.

От этрусков римляне унаследовали более совершенный вид плуга, ремесленную и строительную технику, технику межевания полей, традицию использования литых весовых бронзовых денег, позднее монет •—ассов. У этрусков было заимствовано и одеяние римлян — тога, форма дома с атрием (внутренним помещением с очагом и отверстием в крыше над ним), через этрусков попал греческий алфавит, ствший основой для латинского, так назыаемые римские цифры тоже связывают с этрускаии, способы гадания по полету птиц, по внут­ренностям жертвенных животных.

Рим перенял у этрусков знаки высшей власти – инсигнии. Древнейшие царские инсигнии – трон, высеченный из цельного ствола дерева и трабея – мантия красного цвета.

Этот плащ был атрибутом латинских царей; трон еще в царское время был заменен на переносное курульное кресло, украшенное слоновой костью – этот атрибут был заимствован у этрусков. В мирное время и на войне царь носил тогу претексту – тогу с широкой пурпурной каймой. Знаком царского достоинства были также башмаки – котурны. Символом власти была золотая корона, оформленная как венок из листьев дуба (не унаследована, в отличие от других инсигний, республиканскими магистратами) и царский жезл – загнутый авгурский жезл, служивший для обозначения участков небесного пространства. Римом были унаследованы и такие символы власти этрусских царей, как фасции – пучки прутьев с воткнутым в них боевым топором. Их несли специальные служители – ликторы. Военными инсигниями царей были vexilla – длинные копья с огненно-красными полотнищами на концах.

От этрусков же пошло оформление триумфа, т.е. торжественного въезда царя, одержавшего победы на войне. на Капитолий. Позднее триумф давался сенатом победоносным полководцам.

 

Общественная организация Рима в этрусскую эпоху – 300 родов, которые объединялись в 30 курий (по 10 родов в каждую). Курия – объединение родов. Римский род – совокупность входивших в него больших патриархальных семей. В каждой семье был глава, который распоряжался всем имуществом семьи. Курии – форма организации патриархальных родов, которую составляли мужчины-воины и через которую осуществлялось управление общиной. По куриям собирали в раннее время народные собрания. В свою очередь курии объединялись в трибы. Изначально трибы – объединения курий. В некоторой степени римская триба соответствовала греческой филе. В Риме вначале было три трибы ( в каждой трибе по 10 курий): Тиции, Рамны и Луцеры. фиксация при Ромуле количества административно-родовых единиц (ячеек) определялась прежде всего военными потребностями. Ибо именно по 30 куриям комплектовалось пешее войско, а по трем гентильным трибам — конница. Поэтому пресловутые «реформы Ромула» явились важнейшим шагом на пути создания раннеримской военной организации и знаменовали завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой «военной демократии», которую можно считать высшей стадией развития родового строя. в досервианский период (до VI в. до н. э.) курию правомерно рассматривать в качестве неразрывного, органического единства базиса комплектования куриатного ополчения и одновременно войсковой единицы. Именно она определяла структуру и способ построения воинских сил.

Социальная структура. Патриции – потомки отцов – одно из архаических римских сословий. Это полноправные члены римской общины. Второе архаическое сословие – плебеи. Эти сословия начали складываться в царский период, но только с конца 6 в. плебеи оказались вне патрицианской родовой организации. В архаический период плебс еще не выделился из общей массы клиентов – обедневших членов общины, вступавших под покровительство богатых и знатных однообщинников. Клиенты находились в патриархальной зависимости от патрициев, их покровители назывались патронами. От патрона клиент получал землю, при необходимости – защиту в суде, сам прислуживал патрону, сопровождал его в военных походах. Рабство в римской общине только зарождалось. Уже при Ромуле существовала общественная казна и, вероятно, общественное поле – ager publicus. Видимо, завоеванная земля превращалась в общественное поле, а движимое имущество, захваченное у неприятеля, переходило в разряд общественной казны. В городе в царский период стала формироваться община, историческим ядром ее стала куриатная организация.

Царская власть.Царь – rex. В догородскую эпоху так назывались вожди поселений. Должность царя была выборной и ненаследственной. Только власть Тарквиния Гордого не была утверждена ни сенатом, ни народом и рассматривается в традиции как тираническая. Избрание Рекса происходило в народном собрании, но кандидатура царя предлагалась патрицианским сенатом, им же и утверждалось избрание. Царь сам вносил в комиции куриатный закон о наделении царя империем (lex curiata de imperio), а курии голосовали этот закон.

Цари обладают империем – высшей военной и гражданской властью, сопряженной с правом приказа. Применение империя делилось на две сферы – военную (militae) и гражданскую (domi) (применительно к мирному времени). Царь обладал верховной военной властью – право набирать войско, предводительствовать на войне, распоряжаться военной добычей. Воинские контингенты в виде родовых ополчений, видимо, существовали и до Ромула, но в его время они были упорядочены, было введено новое, более совершенное вооружение по греческому образцу. Ромул создал подразделения. игравшие роль гвардии. телохранителей - корпус целеров (по Дионисию комплектовались по 10 человек от каждой из 30 курий), всего 300 человк. Это лейб-гвардия из пехотинцев, пользовавшаяся при случае конями, либо отряд телохранителей, имевших в своем составе и пехоту, и конницу.

В его руках было верховное управление государством: право созывать сенат и народ. председательствовать на этих собраниях, вносить на утверждение этих собраний законы, заведовать казной, государственным имуществом, устанавливать подати и повинности, назначать и смещать должностных лиц, поддерживать порядок в государстве, охранять его безопасность, заботиться о благосостоянии населения и благоустройстве города, устанавливать отношения с другими государствами. Царю принадлежало право законодательной инициативы, но законодательная власть принадлежала комициям.

Он обладал верховной юрисдикцией, т.е. судебными полномочиями, распространявшимися на мирную и военную сферы жизни. Судебные решения царя имели силу законов, поскольку у него было право вершить правосудие именем Юпитера (судебный процесс имел форму совещания с богами). Вынося судебные решения, царь опирался не только на законы и обычаи предков, но и на собственную их интерпретацию, на свое понимание божественной справедливости.

Царь обладал верховной религиозной властью как верховный жрец. Он стоял над всеми жрецами. Его сакральная власть включала право общения с божествами от имени общины, совершения богослужений и жертвоприношений, право общественной дивинации – интерпретации знаков божественного происхождения. Наиболее распространенный вид дивинации – ауспиции – наблюдения за поведением птиц. Ни одно сколько-нибудь значительное дело не совершалось римлянами без ауспиций. Цицерон называет ауспиции основой римской религии. Со временем образовалась специальная экспертная коллегия для общих ауспиций в лице жреческой коллегии авгуров. В обязанности авгуров входило наблюдение за птицами и интерпретация различных знамений.

Сенат. Сопровождал всю историю Рима от его истоков. Сенат был организован согласно традиции Ромулом. В него вошли сто отцов. Когда римская община слилась с сабинской сенат составил 200 человек, в этрусскую эпоху - 300. Сенат – совет старейшин. Сенаторы – главы больших патриархальных семей, из которых состоял род. Сенат – судебные функции, рекомендовал кандидатуру царя.

Комиции – римские народные собрания (у греков –экклесия). Виды комиций. Куриатные – появились первыми - собрания патрициев по куриям. Их важнейшая функция – избрание царя, кроме того, религиозные, осуществление принятия в родовую организацию чужаков и др. Каждая курия имела один голос. Центуриатные – появились благодаря реформе Сервия Туллия.

Пожалуй, ни один римский деятель не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Традиционные даты его правления — 578-534 гг. до н. э. По преданию, он был сыном пленницы-рабыни Окризии из городка Корникул. Этим объясняли его имя Сервий (от лат. servus — «раб») и латинское происхождение. Иные римские авторы стремились «облагородить» его, изображая мать знатной женщиной, избавленной от рабства и взятой в царский дом, где она и родила мальчика. Далее античные авторы согласно рассказывают о том,что царь Тарквиний вместе со своей женой воспитали одаренного мальчика и сделали его своим зятем, а после убийства Тарквиния Танаквиль возвела его на царский трон. Важно отметить, что, исходя из всех версий

предания, Сервий Туллий воцарился в Риме, не будучи ни рекомендован сенатом, ни избранным комициями, т. е. как узурпатор. Как бы то ни было, Сервий Туллий воспринимался потомками как царь-народолюбец. Плебеи считали его своим первым заступником и чтили его память. Легенда рассказывает, что патриции составили заговор против Сервия Туллия и убили его. Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города. Эти границы сохранились вплоть до I в. н. э. Рим становится настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращается в царя государства. Но главным делом его жизни стала реформа римского войска и всего общественного устройства, вошедшая в историю как центуриатной реформа.

Во второй половине 6 века он провел реформу государственного управления и общественной жизни в целом. Все мужское население Рима, включая плебеев, было разделено на 6 имущественных разрядов. На первом этапе эволюции реформы Сервия Туллия ценз проводился на основе оценки общего состояния общинника, включая земельный надел, количество скота и другого движимого имущества.

1 разряд – наиболее состоятельные лица, имущество которых оценивалось не менее, чем в 100 тыс. медных ассов. 2 разряд – люди с достатком в 75 тыс. медных ассов, 3 – 50 тысяч медных ассов, 4 – 25 тысяч медных ассов, 5 – 11 или 12,5 тысяч медных ассов, 6 – пролетарии, ничего не имевшие, кроме своего потомства – proles. Преобразование Сервия Туллия означало включение плебса в войско и в центуриатные комиции. Была создана новая военная организация. Военные силы римлян стали набираться из двух сословий и явились важным элементом их консолидации в единый народ – populus. Каждый имущественный разряд выставлял определенное количество центурий (сотен) воинов. 1 класс – 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников; 2 класс – 22 центурии воинов в облегченном вооружении, 3 класс – 20, 4 класс – 22; 5 класс – 30 центурий легковооруженных воинов.

Центурии каждого разряда делились поровну по возрастам. Военнообязанные общинники от 18 до 46 лет входили в центурии юниоров (младших), а пожилые, старше 46 лет, образовывали центурии сениоров (старших). Кроме того, членам каждого разряда предписано было определенное вооружение, количество которого с уменьшением величины ценза убывало. Это определяло место пехотинцев в боевых порядках войска. Так, воины 1-го разряда носили панцирь, шлем, поножи, круглый щит, а из наступательного оружия — копье и меч.Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского снаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах войска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит. В бою источники отводят им место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил продолговатые щиты мечи и по два копья — длинноеи метательный дротик; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча. В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую линию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных. Центурии различных разрядов были, несомненно, разной величины. Фаланга тяжеловооруженных гоплитов составляла ядро и основную ударную силу сервианского войска, потому и комплектовалась из наиболее состоятельных граждан в наибольшее количество центурий. Все же остальные общинники, не способные приобрести гоплитское вооружение, оставались вне рядов фалангии первоначально не делились на разряды. Но поскольку фаланга не может действовать без поддержки вспомогательных войск и легковооруженных отрядов, эти общинники также были обязаны нести воинскую службу, но в меньшем количестве воинских отрядов-центурий.

На основе центуриатной организации Сервий Туллий создал собрания воинов по центуриям – центуриатные комиции. Голосование в центуриатных комициях происходило по центуриям, одна сотня обладала одним голосом. Опрос начинался с граждан первого разряда, который имел 98 голосов, в то время как остальные разряды имели в совокупности 95 голосов. Таким образом, превосходство в количестве центурий обеспечивало всадникам и членам 1-го разряда преимущество при решении любых политических вопросов. Это бросалось в глаза уже древним авторам и приводило их к выводу, что Сервий Туллий таким способом «перехитрил народ», предоставив ему формальные политические права, но на деле исключив народ от участия в управлении общественными делами.

Политический вес членов того или иного разряда в центуриатных комициях источники напрямую связывают с их правом и одновременно обязанностью нести военную службу в общинном ополчении. Регулярность же военной службы, в свою очередь, определялась величиной ценза. Дионисий Галикарнасский дает этому стройное обоснование. Оно сводится к тому, что: 1) лучший воин тот, кто владеет собственностью, ибо он заинтересованв эффективной защите ее, а значит, и всей общины; 2) так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен и получить наибольшее влияние в государстве; 3) наконец, все эти опасности службы компенсируются большей долей в военной добыче.

Военная добыча включала главным образом не столько награбленное имущество — оно в те времена было более чем скромным, — сколько отнятую у врага треть территории, которая поступала в фонд общественной земли (agerpublicus).

Куриатные комиции потеряли свое прежнее монопольное значение единственного вида народных собраний. Центуриатные комиции созывались для выборов, законодательной деятельности и решения вопросов объявления войны.

Сервий Туллий вместо кровнородственного деления ввел деление территориальное (как Клисфен в Афинах). Теперь Рим разделялся не по прежним трем родовым трибам, которые были объединениями курий и их сельских владений - пагов, а по территориальным трибам. Они объединяли всех жителей того или иного региона, а не только членов курий. Ливий сообщает о создании четырех городских триб и оговаривается, что они не имели никакого касательства ни к распределению по центуриям, ни к их числу. Количество сельских триб при Сервии не известно. Но по мере расширения римской территориик концу IV в. до н. э. число всех триб достигло 35. Триба стала теперь единицей территориального деления.

Современная историография преодолела гиперкритическое отношение к римской письменной традиции об архаическом Риме. Но даже самые благожелательно настроенные ученые убеждены, что в том виде, в каком Сервианская реформа предстает в описаниях римских и греческих авторов, либо никогда не существовала на практике, либо сложилась только в III в. до н. э. Наиболее беспощадной критике в науке подвергаются следующие элементы традиции: 1) денежное исчисление ценза граждан; 2) тщательная регламентация древними вооружения разных имущественных разрядов; 3) изначальное число учрежденных Сервием 193 центурий.

Рим воспринял выпуск монет под греческим влиянием в конце IV в. до н.э. Но использовались бронзовые бруски с изображением, орнаментом, это уже aes signatum (слайд).

Что касается регламентации вооружения, то с самого начала существования центуриатной системы за основу классификации ее членов брался самый простой критерий — способность гражданина-ополченца вооружать себя самостоятельно.

Поэтому важно было не имущество как таковое, а количество и качество оружия, которое военнообязанный человек был в состоянии приобрести. А поскольку такая способность была обусловлена степенью состоятельности индивида, то она закономерно со временем в качестве производной компоненты стала закладываться в ценз.

Что касается широкого употребления гоплитского оружия в Центральной Италии и в Этрурии, то можно привести в качестве примера чернофигурную керамику из Тарквиний, где изображены шеренги воинов в шлемах греческого типа, с круглыми щитами во главе с трубачом, а также одиночные воины и всадники в полном гоплитском вооружении с круглыми щитами и длинными копьями. К IV в. до н. э. относится известная статуэтка двух воинов, несущих третьего, раненного товарища. Все они в шлемах с продольными гребнями, подъемными забралами, поднятыми вверх нащёчниками, панцирями греческого типа с наплечниками и поножами. Обильные археологические материалы из Рима и Лация принадлежат к VII—VI вв. до н. э. и доказывают распространение в то время всех элементов гоплитского вооружения, включая панцири, круглые щиты, шлемы и т. д.

Историки в большинстве своем считают, что создание римской государственности следует связать именно с реформами Сервия Туллия. Родовое деление сменилось территориальным, родовая община как социальная ячейка – территориальной общиной. Территориальное деление – признак государства. Уже из территориальных соседских общин в республиканское время оформился полис. Введение организованного по сословно-цензовому принципу гоплитского войска, где тяжеловооруженные состоятельные общинники получали преимущество независимо от родового происхождения, явилось одним из важнейших признаков формирования государства полисного типа. Само центуриатное собрание, будучи собранием войска, объективно заняло место собрания всей civitas. Именно в нем воплотилось военно-политическое единство раннереспубликанской общины, ибо оно объединило патрициев и плебеев в одних цензовых разрядах и центуриях независимо от сословной принадлежности. Поэтому реформирование войска означало неизбежно и переустройство всего общества, а введение территориального деления первоначально для чисто военных целей знаменовало переход от гентильной организации к полисной. сам факт существования куриатной организации в качественно иной центуриатной системе породил объективное противоречие, которое являлось источником и побудительным мотивом развития «борьбы сословий», — между юридическим равенством патрициев и плебеев в военной организации и пропастью в социально-политическом и родовом отношениях.

Причины проведения деления по имущественным разрядам? Одни историки делают упор на военные или фискальные цели. Другие считают главным, что это деление явилось результатом острой политической борьбы между патрицианской аристократией и плебейскими низами. Античная традиция рисует Сервия Туллия едва ли не создателем республиканских порядков. Режим сменившего Сервия Туллия Тарквиния Гордого был реставрацией старых порядков, существовавших до Сервия Туллия. Видимо, реформы Сервия Туллия вызвали недовольство среди римского патрициата. Воспользовавшись этим недовольством, Тарквиний Гордый низверг и убил своего предшественника.

Последним царем Рима, согласно античным писателям, был Тарквиний(535—510 гг.), прозванный Супербом, т. е. Гордым. В обрисовке его образа смешались в традиции как патрицианская, антицарская, так и антиэтрусская версии. Тарквиний считается сыном (или внуком) первого Тарквиния, который получил в историографии прозвище Приск, т. е. Древний. Женат он был сначала на старшей дочери Сервия Туллия, а потом женой его стала вторая царская дочь, Туллия, прозванная за свои злодеяния Свирепой. Распаляемая жаждой власти, она спровоцировала захват мужем трона и убийство отца.

Античные авторы (Ливий, Дионисий, Цицерон) не жалеют красок для описания тиранического правления Тарквиния Гордого. Он правил самовластно, презрев комиции и сенат, с помощью близких себе людей, опираясь по примеру Ромула на целеров, отряд своих телохранителей, который он возродил. Близкие царю люди из числа его родственников и членов младших родов составили узкий круг спаянных клятвой друзей

и сподвижников Тарквиния, оставшихся по большей части верными ему даже после его свержения. Тарквиний жестоко изгонял и истребляльзнатных людей, затевая против них судебные процессы, которые вел сам, а имущество репрессированных прибирал к рукам и раздавал своим приспешникам.

Обогащался он и за счет военной добычи, и за счет захвата земли из фонда ager publicus, т. е. общественной земли, посвященной богам, между городом и Тибром. В результате число патрициев старших родов, наиболее знатных и богатых, сократилось, а вместе с тем уменьшилось и число членов бездействующего сената. Такая ярко выраженная направленность Тарквиния против патрицианской верхушки обеспечивала ему если не симпатии, то отсутствие враждебности со стороны простого народа, прежде всего плебеев. Эти настроения упрочивались благодаря царским раздачам из военной добычи и колонизации, удовлетворявшей насущные потребности римлян в земле.

Все эти богатства были результатом многочисленных войн, которые велись по инициативе царя и его приверженцев. Римляне начали войну против вольсков, захватили богатую добычу и покорили Свессу Помецию, вели тяжелую войну с латинским городом Габии, который удалось взять с помощью хитрости. Тарквиний свирепо расправился с габинской верхушкой, разделив ее имущество между простыми габинцами и римлянами.

В Южном Лации римляне овладели городами Сигнией и Цирцеями, куда послали колонистов. Захват Цирцей вывел Рим к Тирренскому морю.

Царь укреплял положение Рима в международных делах не только войнами, но и дипломатическим путем. Так, он заключил мир с эквами и возобновил договоры с этрусками, упрочил добрососедские отношения с крупным латинским городом Тускул, выдав свою дочь за знатного тускуланца Мамилия, налаживал отношения со знатью других латинских городов, состоявших между собой в союзе. Общесоюзным святилищем,

помимо храма Дианы в Риме, издревле была Ферентийская роща.

Тарквиний заявил претензии на созыв там собраний от своего имени ижестоко пресек возражения против такого своеволия со стороны города Ариции, организовав вероломное убийство арицийского вождя Турна Гердония. С побежденными городами Тарквиний заключил договоры. Если с латинами отношения Рима строились «с позиции силы», то с этрусками — на основе равенства. Вхождение Рима в круг этрусских городов, связанных с Карфагеном, способствовало установлению торговых связей римлян с карфагенянами. Косвенное подтверждение сведений о заключении первого римско-карфагенского договора получено благодаря находке надписей в этрусском порту Пирги. Захват материальных ценностей и рабов позволил Тарквинию вести широкую строительную деятельность. На Капитолии был воздвигнут храм Юпитера, для чего были разрушены старые святилища более скромных божеств. Постройка была поручена этрусским мастерам.

Вейентскому скульптору Вульке было заказано главное украшение фронтона храма — колесница бога с четверкой коней. Фундамент здания VI в. до н. э. и фрагменты терракот, обнаруженные археологами на Капитолии, подтверждают достоверность античных рассказов. Храм был разделен на три целлы — центральная Юпитера Всеблагого и Величайшего, Юноны и Минервы, покровительницы войны. Посвящение храма великим латинским божествам служило идее централизации власти царя и возвеличению Рима среди латинских городов. Кроме того, при Тарквинии Гордом сооружался Величайший цирк, расширялась сеть осушительных каналов и была создана главная подземная канализационная труба (cloaca maxima), которая служит Риму и поныне. На эти работы в принудительном порядке сгонялись римские плебеи и, вероятно, рабы. Неимущие получали хлебные выдачи из царских закромов. Тяготы труда на строительстве вызывали ропот простолюдинов, но не они были главными противниками царя.

Традиция изображает Тарквиния Гордого тираном, в основном за узурпацию власти и убийство Сервия Туллия. Однако главный грех Тарквиния состоял в нарушении им обычая советоваться по всем вопросам с сенатом и присвоении себе права единоличного решения уголовных дел, особенно сопряженных с тяжкими наказаниями и конфискацией имущества, что также считалось прерогативой сената.

Жестокость Тарквиния, прежде всего избиение части сенаторов и прекращение пополнения сената новыми членами, была направлена скорее против патрициев, нежели плебеев. По мнению В.Н. Токмакова, без достаточно сильной социальной опоры Тарквиний Гордый не сумел бы удержаться на троне в течение 25 лет. Обеспечить себе поддержку патрициата он едва ли мог. Напротив, Тарквиний всячески ограничивал роль сената, не только упрочивая тем самым царскую власть, но и объективно подрывая родоплеменные устои и облегчая формирование государства. традиция свидетельствует и о поисках Тарквинием опоры в плебсе: известно, что царь сам активно раздавал захваченные земли, причем из разряда agerpublicus, среди бедноты. После взятия Суэссы Помеции он роздал войску захваченную там добычу. Из этих денег царь финансировал крупные общественные работы по сооружению храма Юпитеру на Капитолии и подземной Великой клоаки, для чего привлекал плебейскую бедноту, которая, хотя и жаловалась на тяжесть работ, получала таким образом средства к существованию. Земельный голод, возросший благодаря принятию в гражданство масс плебеев, Тарквиний удовлетворял также выведением плебеев в колонии Сигнию и Цирцею. Политика Тарквиния была направлена на расширение состава римского гражданства путем привлечения в войско новых масс населения Лация, что продолжало сервианскую политику, но противоречило интересам патрициев, так как подрывало их право единолично распоряжаться ager publicus и снижало роль сената в управлении общиной. Впрочем, это ущемляло и преимущества римских плебеев, деятельности Тарквиния явно просматривается попытка найти опору своей власти вне патрицианской куриатной общины, создать широкий политический союз с латинами и при этом расположить к себе плебеев.

Но такая, пусть и вполне авантюрная, программа означала не только подрыв господства патрицианского сената, но и умаление значения народного собрания, особенно центуриатного, где большинство еще составляли патриции с клиентами. Отражение этого проскакивает в упоминании Ливия о том, что Тарквиний практически не собирал ни сенат, ни народ (populus).

После злодеяния, содеянного царским сыном Секстом, обесчестившим Лукрецию, добродетельную супругу своего товарища и родственника Тарквиния Коллатина, против Тарквиния вспыхнуло возмущение патрициев. В 510 г. население Рима, восстав против царя (организатором этих действий выступил Луций Юний Брут), изгнало его из города. Письменная традиция представляет свержение царской власти как заговор группы военных командиров-патрициев Юния Брута, Публия Валерия, Тарквиния Коллатина и других, которые возглавили восстание войска и поход его на Рим. Организаторами и главной силой в борьбе с тираном оказались патриции, отождествлявшие себя с «народом»и поведшие за собой плебеев. Когда вооруженная толпа явилась в Рим, повсюду возникли страх и смятение. Сначала Брут созывает народ на сходку на Форуме. Право на это ему дает обладание важнейшей и почетнейшей жреческой должностью трибуна целеров. Там, воспламенив народ перечислением злодеяний царя, он побуждает его отобрать у последнего власть и вынести постановление об изгнании его с супругою и детьми. Затем Брут, как передает Ливий, самолично «проводит набор младших возрастов — причем записывались добровольно — и, вооружив набранных, он отправился в лагерь поднимать против царя стоявшее под Ардеей войско». Лишь после отказа царя от сопротивления и удаления в изгнание проводятся центуриатные комиции, на которых префект города Спурий Лукреций «в согласии с записками Сервия Туллия провел выборы двух консулов» — Луция Юния Брута и Луция Тарквиния Коллатина.

Тарквиний бежал в Этрурию и опираясь на помощь царя города Клузия Порсенны, попытался восстановить свою власть в Риме. Порсенна осадил Рим. По преданию, юноша Муций отправился в лагерь этрусков с целью убить Порсенну. Будучи схвачен, он сжег на огне свою правую руку, чтобы показать презрение к пыткам и смерти. Изумленный стойкостью римского воина, Порсена не толь­ко отпустил Муция, но и снял осаду с Рима. Муций получил про­звище «Сцевола», что значит «Левша», которое стало передаваться по наследству. Имя Муция Сцеволы стало нарицательным: оно обозначает бесстрашного героя, жертвующего всем для отечества. Другие античные авторы пишут, что Порсенна все-таки взял Рим. Так или иначе, видя твердость римлян Порсенна в 509 г. отступил от города, отказавшись от восстановления в нем режима Тарквиния Гордого. Однако по миру с Порсеной 509 г. до н. э. римляне уступали все территории за Тибром. Сам Тарквиний умер в Кумах в 495 г. до н.э. Падение власти этрусских царей в Риме и ослабление ее в Лации произошло также из-за поражения, нанесенного этрусскому флоту греками у берегов Кампании. В результате падения царской власти в Риме была установлена республика. Управление было объявлено общим делом –res publica, но поначалу реальная власть оказалась в руках патрициев.

Значение царского периода – из отдельных поселков сложился город Рим, возникло государство, которое еще не было полисом. Но предпосылки полисной организации были заложены именно в этот период, в том числе возникли некоторые важнейшие органы управления римской общиной.

Лекция 3








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 2295;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.