Для его превосходительства г. Недоума
Сей вельможа ежедневно имеет горячку величаться своею породою. Он производит своё поколение от начала вселенной, презирает всех тех, кои дворянства своего по крайней мере за пятьсот лет доказать не могут... Тотчас начинает его трясти лихорадка, если кто пред ним упомянет о мещанах или крестьянах... Он желает, чтобы на всём земном шаре не было других тварей, кроме благородных, и чтоб простой народ совсем был истреблён; о чём неоднократно подавал он проекты, которые многими ради хороших и отменных мыслей были опорчены для того, что изобретатель для произведения в действо своей выдумки требовал наперед трёхсот миллионов рублей. Вельможа наш ненавидит и презирает все науки и художества и почитает оные безчестием для всякой благородной головы. По его мнению, всякий шляхтич может всё знать ничему не учася; философия, математика, фисика и прочие науки суть безделицы, не стоящие внимания дворянского... Для излечения г. Недоума от горячки.
Рецепт
Надлежит больному довольную меру здравого привить рассудка и человеколюбия, что истребит из него пустую кичливость и высокомерное презрение к другим людям; ибо знатная порода есть весьма хорошее преимущество: но она всегда будет обесчещена, когда не подкрепится достоинством и знатными к отечеству заслугами. Мнится, что похвальнее бедным быть дворянином или мещанином и полезным государству членом, нежели знатной породы тунеядцем, известным только по глупости, дому, экипажам и ливрее.
Новиков Н.И. Избранные произведения. М; Л., 1951. С. 136-137, 139-140,
184-187.
------------------------------------------------
ТЕМА XI
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1796-1801 гг.
------------------------------------------------
План.
1. Личность Павла I и отечественная историография.
2. Замыслы, проекты и реформаторская деятельность императора Павла I.
3. Внешнеполитический курс России конца XVIII века.
Данная тема требует понимания важности составления объективных портретов исторических личностей, внесших определенный вклад в развитие Российского государства. Следует помнить также и о том, что личности и их государственная деятельность в отечественной и зарубежной историографии оценивались неоднозначно и порой только негативно. Так, Петр III в ней представлен «ограниченным самодуром» и «ненавистником всего русского», Павел I – «сумасбродным императором», «коронованным тираном», Александр I – «сфинксом, не разгаданным до гроба», «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» и т.д. Именно поэтому при определении места и роли Павла в истории Российского государства (столь сложной и противоречивой фигуры), необходимо исходить из значимости его государственных дел, реформаторской деятельности.
С воцарением Екатерины II отношения между сыном и матерью установились весьма сложные и даже враждебные на все последующие годы. Некоторые влиятельные круги общества рассматривали появление немки на престоле как прямое нарушение прав законного наследника. По их мнению, все права на престол были у Павла. Но мать и её фавориты сделали всё, чтобы удалить его от «большого двора». Екатерина поселила Павла в Гатчине, где им был создан «малый двор» со своим образом жизни и войском, созданным по прусскому образцу.
Внезапная кончина Павла, «щекотливые обстоятельства его смерти», по мнению современника императора историка М.В. Клочкова, стали едва ли не главной причиной замалчивания этой личности. Царствование Павла на протяжении XIX века было признано государственной тайной, существовали строжайшие цензурные запреты не только на события последнего дворцового переворота, но и на всю павловскую эпоху. Как отметил поэт В.Ф. Ходасевич, «правительство наше целое столетие ревниво оберегало память императора Александра Павловича в ущерб памяти его отца». Создавалось впечатление о павловском правлении как «о неком историческом провале», как будто жизнь России остановилась на четыре года.
Возможно причиной было и то, о чем напишет Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» // Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2002. С. 103.
Но что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного. …Он хотел быть Иоанном IV; но россияне уже имели Екатерину II, знали, что государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности, коих нарушение уничтожает древний завет власти с повиновением и низвергает народ со степени гражданственности в хаос частного естественного права».
Запрет на освещение павловской темы частично был снят в 1901 году – появился первый труд о Павле достаточно официозного историка Н. К. Шильдера. Окончательно – после революции 1905 г. Однако снятие цензурных запретов привело к тому, что появилось множество самых разнообразных работ: от памфлетов, мемуарных свидетельств до архивных публикаций. Как правило мемуарные свидетельства очевидцев, задетых павловским режимом, «страдали» негативным отношением к Павлу. Историческая наука начавшегося XX века оказалась не готовой учению эпохи Павла и освоению появившегося огромного количества литературы. Дореволюционный историк Е.С. Шумигорский в 1907 г. отмечал, что многие исследования носят «пристрастно-обличительный характер».
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 158;