Политическая история Казанского ханства второй половины XV — первой половины XVI вв. Период могущества Казанского ханства (1445-1487 гг.).

Первым казанским ханом был Махмуд (Махмутек), сын Улуг-Мухаммада, правивший в течение почти 20 лет. Международное положение ханства являлось довольно прочным. Ханство стало самостоятельным государством. Золотой Орды как таковой уже не существовало. Ее преемницей оставалась Большая Орда, но и она уже не могла угрожать независимости Казани.

Однако усиливалась Московская Русь, объединившая вокруг себя другие русские княжества. Ярый противник Орды, Москва пока не мешала Казани вести свою самостоятельную политику. Поэтому в годы правления хана Махмуда никаких серьезных столкновений между ними не было. В Казанском ханстве царили мир и спокойствие, развивалась торговля, богатели города. Но так продолжалось недолго.

Великий князь московский Василий II в 1452 г. от­дал во владение царевичу Касиму, одному из сыновей Улуг-Мухаммада, Мещерский Городок на Оке. Скоро здесь, в пределах Руси, возникло Касимовское ханство. Это буферное государство специально было создано для постоянного вмешательства во внутренние дела Казани. Через касимовских царевичей Москва стремилась контролировать Казань иуправлять ее политикой.

После смерти Махмуда (в 1466 или 1467 гг.) на престол был посажен Халиль, но он вскоре умер. Казанцы выдвинули ханом второго сына Махмуда Ибрагима. Москва же хотела видеть на престоле Касима, который, будучи первым сыном, также имел законные основания стать ханом.

В 1467 г. великий князь Иван III послал на Казань большое войско во главе с Касимом. Поход оказался безуспешным, Ибрагима поддерживало большинство казанцев. После этих событий Иван III не оставил казанцев в покое, устраивал набеги и походы на волжские города. Казань также предпринимала активные действия. Ибрагиму удалось даже расширить территорию ханства за счет Вятской земли. В ответ на это русское правительство в 1469 г. организовало новый поход на Казань. Такой же поход состоялся в 1478 г., когда «повоевали» казанские волости по Волге и вплотную подошли к столице.

Тогда же умер Ибрагим, и у Ивана III появилась возможность более активно вмешиваться в казанские дела. Реальными претендентами на престол были два сына Ибрагима Ильгам и Мухаммад-Амин. Промосковская группировка в Казани, заинтересованная в экономическом союзе с Русью, поддерживала Мухаммад-Амина. Сторонники же Ильгама были экономически тесно связаны с восточным рынком и опирались на союз с ногайскими татарами. Им как раз и удалось возвести на престол Ильгама. Десятилетний Мухаммад-Амин вынужден был покинуть пределы ханства. Его забрали в Москву под покровительство великого князя, который обещал оказать Мухаммад-Амину содействие в возведении на казанский престол.

В 1487 г. Иван III организовал очередной крупный поход на Казань. 18 мая московские рати осадили город. Защитники его храбро сражались, совершая вылаз­ки в стан противника. Особенно смело действовали конные отряды эмира Гали-Гази. После 52-дневной осады и ожесточенных боев сопротивление казанцев было сломлено. 9 июля городские ворота были открыты, и русское войско вошло в столицу. Хан Ильгам был свергнут и схвачен. Вместе с семьей его сослали в Вологду, где он и умер в заточении. На престол был посажен Мухаммад-Амин.

Протекторат Москвы (1487-1521 гг.). С 1487 г. начался второй период в истории ханства период московского протектората над Казанью. Он означал пока еще неполную зависимость казанских ханов от московских князей. Иван III принял титул князя Болгарского. Казань должна была вести промосковскую политику в отношении своих соседей ногайцев и Крыма. Тем самым она практически стала союзником Москвы в ее борьбе с другими ханствами. Мухаммад-Амин обязался не воевать против Руси и охранять интересы русских людей, находившихся в ханстве. Казанское правительство не имело права выбирать себе нового хана без согласия Москвы.

В действительности, зависимость Казанского ханства от Московской Руси была относительной. Еще активнее начала действовать восточная группировка в Казани, которая не была довольна политикой, проводимой промосковским правительством Мухаммад-Амина. Она соста-

вила заговор и обратилась за помощью к своему восточному соседу сибирскому хану Мамуку. Со своим многочисленным войском Мамук двинулся к Казани. Мухаммад-Амин бежал из столицы, и сибирский хан взял город без сопротивления. Это произошло в ноябре 1496 г.

Новый хан начал действовать далеко не лучшим образом. В конце концов, его политика перестала устраивать кого-либо. Особенно страдало население ханства. Если Мухаммад-Амин взимал слишком высокие налоги, облагая подданных новыми повинностями, то Мамук, по обычаю кочевников, просто грабил их, совер­шенно не умел управлять государством. Однажды он задумал совершить грабительский поход в Арск. Арские люди город не сдали, их ожесточенная оборона отвлекла силы хана. Казанские князья во главе с Куль-Ахметом решили воспользоваться моментом. Городские ворота были закрыты, и Мамука обратно в город не пустили. Он со своим войском вынужден был уехать в свои кочевья.

Русская партия в Казани опять восторжествовала. Новое правительство возглавил Кул-Мухаммад, который решил возобновить переговоры с Иваном III и просить у него подходящего хана в Казань. При этом кандидатура Мухаммад-Амина была представлена как нежелательная. В 1497 г. ханом поставили его брата, молодого Абдул-Латифа. Он был воспитан в Крыму и сторонился русских нравов и обычаев. Правительство Кул-Мухаммада сначала поддерживало нового хана, но когда тот начал проявлять самостоятельность и проводить явно антимосковскую политику, выразило недовольство.

Кул-Мухаммад поехал в Москву и начал интриговать против хана. В январе 1502 г. в Казань прибыло русское посольство с приказом Ивана III схватить Абдул-Латифа и привезти его в Москву. Так и сделали. Абдул-Латиф был низложен и сослан в Белоозеро.

После переворота 1502 г. на престоле вновь оказался Мухаммад-Амин, сторонник промосковской политики. Но он, опасаясь снова быть изгнанным из Казани, начал придерживаться другой ориентации. Прежде всего, был устранен из правительства его глава Кул-Мухаммад. Затем решено было начать настоящую войну с Московской Русью.

Война 1505-1507 гг. началась погромом русских в столице. 24 июня, в день открытия Казанской ярмарки, русские купцы были убиты или разграблены и арестованы. Вскоре Мухаммад-Амин совместно с ногайским войском выступил против Московского государства. Был осажден Нижний Новгород. Не встретив большого со­противления, казанцы грабили другие русские поселения по Оке.

Весной 1506 г. русская армия начала ответное наступление. Крупные сражения происходили на подступах Казани. Мухаммад-Амин и его войска нанесли русским сильное поражение и одержали еще одну победу.

Война продолжалась и в следующем году. Но Мухаммад-Амин начал мирные переговоры с Москвой. Между Казанским ханством и Московским государством были восстановлены прежние отношения «мир по старине и дружба». Подписанный в Москве договор о вечном мире действовал в течение десяти лет, а за это время Казанское ханство достигло больших успехов в своем развитии. Однако московский протекторат над Казанью продолжался.

Мухаммад-Амин скончался в декабре 1518 г. после тяжелой болезни. Москва предложила очередного хана Шах-Али. Тринадцатилетний сын одного из удельных царевичей Касимова не имел никаких законных прав на казанский престол. Казанцы, тем не менее, ответили на предложение согласием. У Шах-Али была неприятная, даже отталкивающая внешность: «Выл взору страшного и мерзкого лица и корпуса, (тела), имел уши долгие, на плечах висячие, лицо женское, толстое чрево (брюхо), короткие ноги и ступени долгие». Русский летописец заметил: «Такого им, татарам, нарочно избраша царь в поругание и посмеяние им».

Шах-Али никем любим не был и царствовал недолго. Тяжелые налоги и грабежи купцов, засилье ставленников Москвы породили взрыв народного возмущения. Недовольные казанцы обратились к крымскому хану. В 1521 г. крымские войска во главе с Сахиб-Гиреем вошли в город. Шах-Али был изгнан. Период московского протектора подошел к своему концу.

Казанское ханство в период правления крымских ханов (1521-1551 гг.). Правление Сахиб-Гирея началось е погромов русских и касимовских татар, которые находились в Казани или по торговым делам, или в составе войск. В ответ великий князь Василий III пошел войной против казанцев. Войска сосредоточились в Нижнем Новгороде, но возглавлявший их Шах-Али не посмел двинуться на Казань. Русские заняли оборонительную позицию и заложили в устье реки Суры новую крепость Васильсурск. Она стала плацдармом для дальнейшего продвижения на восток.

В 1524 г. Сахиб-Гирей добровольно оставил казанский престол, пригласив на ханство своего 13-летнего племянника Сафа-Гирея. В, том же году московское правительство возобновило военные действия против Казани. Защитники успешно отбили все попытки захватить город штурмом. Отряды, действовавшие в тылу русской армии, прервали ее снабжение продовольствием. Сухопутные войска были разгромлены. Скоро казанцы напали и на судовую рать, которая потеряла 90 круп­ных судов.

Во время сражений Казанский посад был сожжен, но крепость удалось отстоять. Победа Казанцев вынудила русских воевод начать переговоры. Правительство Василия III признало Сафа-Гирея законным ханом. Однако ему не пришлось спокойно управлять государством. В 1530 г. русские опять напали на Казань и опять потерпели неудачу.

После этого московское правительство стало действовать другими методами. Поддерживая правительство Сафа-Гирея, оно подтолкнуло представителей промосковской партии к мятежу и заговору. В 1531 г. Сафа-Гирей был низложен.

В Казани было образовано временное правительство, которое пригласило на ханский трон касимовского царевича Джан-Али, брата Шах-Али. Реальная власть принадлежала воеводам и эмирам, имевшим тесные связи с Василием III. Восстановление московского протектората вызвало массовое недовольство. В 1535 г. Джан-Али был убит.

В Казань снова пригласили Сафа-Гирея. Второе правление его началось довольно успешно. Под влиянием местной знати он стремился проводить политику, независимую как от Москвы, так и от Крыма. Однако московское правительство не отказывалось от своих претензий на Казань, как, впрочем, и крымский хан, считавший Казанскую землю своим юртом.

Сафа-Гирей начал нападать на русские земли, разорял города и села. Москва, где правил уже Иван IV, готовилась к ответному походу. Она стремилась вернуть времена протектората, как это было при Мухаммад-Амине и Джан-Али. Сафа-Гирей решил занять прокрымскую позицию, казнил многих своих противников среди ка­занской знати, подозревая их в измене. Кроме того, он «у многих князей ясаки лоотнимал, да крымцам подавал; копит казну да в Крым посылает». Местная знать расценила это как покушение на свои права. Произошло вооруженное выступление. Крымцы были разбиты, и хан бежал к ногайскому мурзе Юсуфу, отцу его жены Сююмбеки.

За новым ханом казанцы обратились в Москву. Иван IV прислал им того же ненавистного Шах-Али с огромным количеством войск. Войско, правда, в Казань не пустили, да и сам московский ставленник правил всего один месяц.

Между тем Сафа-Гирей при помощи ногайцев собрал значительное войско. Опираясь на него и получив одобрение со стороны крымского хана, он в том же 1546 г. вернулся в Казань. Иван IV объявил ему войну, и сам возглавил войско, начавшее выступление против Казанцев. Однако этот поход завершился неудачно.

Сафа-Гирей же продолжал свою прежнюю политику: притеснял Казанцев, на важнейшие государственные посты выдвигал крымцев. Все его противники или погибли, или бежали в Москву. Свою роль здесь сыграло московское правительство, которое создавало искусственные препятствия на пути к единству Казанцев, умело вызывало среди них распри. Постоянные военные действия между двумя государствами не всегда происходили по вине Казанцев. В конечном итоге правительство Сафа-Гирея потеряло поддержку у широких слоев, прежде всего у местной знати промосковской ориентации, которая и решила избавиться от своего хана. В марте 1549 г. Сафа-Гирея не стало.

Падение Казанского ханства. Ханом был провозглашен малолетний сын Сафа-Гирея Утямыш-Гирей. Правительством руководила от его имени мать Сююмбике. Это была красивая, умная и энергичная женщина, которая пользовалась огромным авторитетом и любовью у народа. Однако реальная власть принадлежала крымцам.

Иван IV, недовольный самостоятельностью казанских правителей, встал на путь решительных военных действий. Зимой 1548-1549 гг., а затем зимой 1550 г. были предприняты два больших похода на Казань. Оба похода возглавлял сам царь, и оба они потерпели пол­ную неудачу. Царское правительство начало более тщательно готовиться к завоеванию Казани на основе определенного плана.

24 мая 1551 г. в устье Свияги, на Горной стороне Казанской земли, была заложена русская крепость. Окрестных жителей привели к присяге на верность царю. Водные пути, ведущие в Казань, были перерезаны, и столица оказалась в блокаде.

Военные приготовления Москвы сильно тревожили Казанцев и одновременно вызвали бурю возмущений, которую они направили на правительство Утямыш-Гирея. Крымский гарнизон в таких условиях решился на бегство, оставив столицу совсем беззащитной. Казанское правительство вступило в переговоры с русскими. Было достигнуто соглашение, по которому престол занимал Шах-Али. Утямыш и его мать Сююмбике подлежали выдаче московским властям. 11 августа 1551 г. их отправили в Москву. Это было днем траура для Казанцев.

В августе того же года Шах-Али стал ханом. Состоялся курултай, участники которого скрепя сердце под давлением Москвы дали согласие на присоединение к России правого берега Волги Нагорной стороны. Казанцы, услышав это, пришли в негодование. Многим стало ясно, что Иван IV хочет покончить с их государством, мирным путем присоединив казанские земли, которыми будет управлять московский наместник.

Казанцы отправили в Москву посольство с поручени­ем отменить роковое для их государства решение курултая. Последовал грубый отказ. Недовольство Казанцев все более усиливалось. 9 марта 1552 г. произошел переворот, образовалось временное правительство эмира Чапкуна Отучева, которое поставило своей целью вер­нуть Горную сторону, восстановить контроль над всем Казанским ханством. На престол был приглашен астраханский царевич Ядыгар.

Неотвратимо надвигалось решительное столкновение. 23 августа 1552 г. огромная 150-ти тысячная армия во главе с Иваном IV подошла к Казани. Город казался неприступным. Он был отлично укреплен, в крепости имелись большие запасы продовольствия. Все окрестное население поднялось на защиту столицы. Всего собралось около 30 тысяч воинов. Кроме того, на Высокой Горе базировалась конница Япанчи, которая «грозно и прытко» нападала на противника с тыла. Довольно внушительную силу представлял собой двухтысячный конный отряд ногайцев. Что касается огнестрельного оружия пушек и пищалей, то его не хватало.

По приказу Ивана IV Казань была окружена целой системой осадных сооружений. Между Аталыковыми и Тюменскими воротами подрывники делали подкопы, закладывая в них бочки с порохом.

4 сентября прогремел первый взрыв, принесший много жертв и разрушений. Но защитники не сдавались. Почти целый месяц шли беспрерывные бои.

Между тем развязка приближалась. 1 октября в русские войска поступил приказ готовиться к последнему штурму. Защитникам был предъявлен ультиматум сдать город без сопротивления. Казанцы ответили: «Не покоримся, на стенах и башнях находится Русь. Но мы другую стену поставим, все помрем или отсидимся».

Русские заняли позиции. Царь Иван IV со своим полком находился против Царевых ворот. Шах-Али с касимовскими татарами и еще несколько полков стали на Арском поле. Много полков было у Ногайских, Елбугиных, Нуралиевых и Тюменских ворот.

Штурм начался 2 октября после оглушительного взрыва у Аталыковых ворот, поднявшего в небо башню и часть стены. Вверх полетели камни, люди, бревна, комья земли. Оборонявшиеся еще не успели опомниться, как последовал второй, более мощный взрыв.

Со всех сторон русские войска ринулись на штурм. Начались уличные бои. Гремела артиллерия, свистели стрелы. Последние бои шли у стен мечети Кул Шариф в центре крепости. Вооружившись чем, попало, юные шакирды, муллы и абызы атаковали наступающих и все до единого пали в жестокой сече. Отчаянно сражалась в ханском дворе личная гвардия Ядыгара, который оказался бесстрашным и умелым организатором обороны города.

Казань пала. Царь велел всех оставшихся в живых мужчин истребить, женщин и детей взять в плен. Город был отдан воинам на разграбление. За три дня очистили от трупов одну из улиц в крепости, ведущих к ханскому двору. Иван Грозный въехал в крепость и заложил в ней Благовещенскую церковь.

Казанское ханство прекратило свое существование. Его территорию включили в состав Руси, а Иван Грозный стал именовать себя и «царем Казанским».

Население завоеванного края еще в течение нескольких лет вело вооруженную борьбу. Однако его сопротивление в условиях превосходства сил Русского государства не смогло привести к восстановлению независимости.

Вопросы и задания

1. При каком правителе Казанское ханство стало самостоятельным государством? 2. Известно, что со второй половины 60-х гг. начинают обостряться отношения между Московским государством и Казанским ханством. В чем это проявлялось в последующий двадцатилетний период? 3. В течение, какого периода Казань находилась под протекторатом Москвы? Что означал этот протекторат для Казанского ханства? 4. Какие цели преследовали Московское государство и Крымское ханство в борьбе за казанский престол? 5. Охарактеризуйте внешнепо­литическое положение Казанского ханства в период правле­ния крымских ханов? 6. Как было завоевано Казанское ханство? 7. Была ли возможность мирного присоединения края к Русскому государству? Свой ответ обоснуйте.









Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 193;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.