Развитие педагогических концепций в современной России
С распадом Советского Союза в воспитании произошли важные перемены. Ушло в прошлое моноидеологическое коммунистическое воспитание. В учебных заведениях запрещалась деятельность политических партий. Новая парадигма воспитания предусматривала идейную толерантность. Утверждалась свобода совести, т.е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными.
Демократическим ответом на потребности многонациональной России явилось поликультурное воспитание. Оно выступало в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, формировавшему личность вне национальной культуры. В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим.
Предлагается также воспитание на диалогической межкультурной основе. Отсюда выводится необходимость существования множества национальных школ, которые, с одной стороны, будут обеспечивать единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой – приобщать к национальной культурной традиции.
Ренессанс переживают идеи религиозного воспитания. Его можно получать за стенами учебных заведений. С 90-х гг. при христианских, мусульманских, иудаистских церквях действуют центры религиозного обучения для детей.
Запрет на обучение религии в школе не означает сохранения прежней воинствующей атеистической политики. Предлагается учитывать общечеловеческие идеалы, заложенные в религии.
По-новому решаются задачи гражданского воспитания. Помимо традиционных дисциплин, на материалах которых осуществлялось гражданское воспитание, в программу вводятся факультативные курсы.
В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья – основной источник интеллектуального, нравственного, эстетического физического развития детей.
В России получили развитие следующие педагогические концепции:
- Широкое признание (с 1994 г.) получила концепция развивающего обучения. Ее сторонники В. Давыдов, Д. Элъконин, Л. Занков делают упор не на общепринятые критерии учебных успехов, а на развитие (саморазвитие) ученика. В методике Эльконина-Давыдова сочетаются анализ и абстрагирование, поднимающие на уровень теоретического освоения материала. Вместо линейного структурирования учебного материала движение происходит «по спирали от центра к периферии», где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии оно конкретизируется, обогащается частными представлениями.
Стимулом и движущей силой здесь является наличие внутренних познавательных мотивов, цели сознательного самоизменения («я это узнаю, пойму, решу»). При таком подходе ученик становится субъектом учебного процесса, творческого исследования. Задача же учителя – организовать это движение (не «объяснять», а «помочь найти»). В современных концепциях образования стиль отношений учителя и учеников: «не командовать, а организовывать; не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора». Приоритетным является положительное стимулирование.
Воспитание, обучение и развитие рассматриваются как составляющие единого процесса.
Среди дидактических принципов экспериментальной системы Л.В. Занкова ведущая роль отводится принципу обучения на высоком уровне трудности. Этот принцип находится в тесной зависимости с другими принципами: ведущей роли теоретических знаний, движения вперед быстрым темпом при освоении учебного материала, сознательного отношения детей к обучению.
- Отдельно следует сказать о концепции «Русская школа», возрождающей задачу формирования подлинно русского человека – духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, преданного своей отчизне, уважающего и знающего свою богатую культуру, ответственного за ее настоящее и будущее. Идеалы такой школы – единение и согласие («лад»), стремление к истине и справедливости, соборность, всечеловечность.
- Оригинальный эксперимент осуществляют школы, исповедующие концепции «диалога культур». «Диалог культур» – комплексная программа, уже много лет разрабатываемая группой В.С. Библера. Программа базируется на идеях М.М. Бахтина (о «культуре как диалоге»), Л.С. Выготского (о «внутренней речи»), В.С. Библера (о «философской логике культуры»).
Наиболее эффективным средством для ощущения «многоголосия мира», «карнавала мироощущения» (М. Бахтин), сути усваиваемых и творчески формируемых понятий является диалог (культур, ученика и учителя, всех участников творческого познавательного процесса, интенсивное сближение (встреча) воспитательных и образовательных ценностей различных культур).
- В концепции воспитания как возрождения человека культуры и нравственности Е.В. Бондаревской определены компоненты, которые включают: диалог между различными культурами и народами, уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности, свобода и ответственность; художественное и техническое творчество, забота о здоровье и жилье, охрана природы, общение с родителями и друзьями; участие в гражданских делах, отстаивание прав человека; организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей; свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности и др.
Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности.
- О.С. Газман предложил свое видение гуманистической концепции воспитания, в основе которой лежит признание экзистенциальной сущности ребенка и его права на свободное самоопределение и самореализацию. Под экзистенциальностью понимаются способность к автономному существованию, умение самостоятельно строить собственную судьбу и взаимоотношения с миром. Чтобы реализовать три указанные ипостаси, предлагалась «педагогика свободы», осуществляемая в четырех процессах. Эти процессы таковы: проявление заботы, обучение, воспитание, оказание педагогической поддержки. Проявление заботы – это удовлетворение первичных потребностей в тепле, еде, гигиене, общении, сне и пр.), защита (от дурных людей, природных стихий, антикультуры), удовлетворение первичных интересов (игрушка, зрелище, досуг и пр.). Субъектами такой заботы выступают учителя, врачи, родители, старшие ребята. Воспитывать –обучать предполагалось при соблюдении трех принципиальных условий: гуманных содержания и направления передаваемых норм поведения; организации опыта гуманистических отношений; демократического стиля обучения. Педагогическая поддержка характеризовалась как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, способов самовоспитания.
- Много интересных идей содержит системно-социальная концепция школьного воспитания Н. М. Таланчука. В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских и других ролей. Система ролей включает в себя:
- в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование супружеской, педагогической культуры, чувства долга и ответственности перед родителями;
- в коллективе – профессионально-трудовую, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и др.; задачи воспитания – формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;
- в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания – формирование основных компонентов этих культур;
- в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;
- в сфере «Я – Сфера» – психорегулятивную; задачи воспитания –формирование здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей.
При всем различии современных педагогических концепций их объединяет надежда, что при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования, соединенного с верой в себя, может служить идейной основой новой системы образования.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1267;