Латиноамериканский культурный регион
Исторический облик латиноамериканского региона сформировался на основе взаимодействия разнообразных этнонациональных и расовых элементов: с одной стороны, коренного населения, а с другой, – выходцев из европейского (испанцы, португальцы, англичане, французы, голландцы), африканского, дальневосточного и индийского регионов.
До открытия Америки европейцами ее населяли племена индейцев и народности, среди которых были создатели двух высокоразвитых цивилизаций: майя и ацтеки. Наиболее значимыми в их культуре были высокий уровень развития астрономии, математики, медицины; большие познания в области мореплавания; высокоразвитое искусство. Народы Латинской Америки создали разнообразные жанры литературы – мифологический и исторический эпос, философскую и любовную лирику, песни, сказки; своеобразную каменную скульптуру, настенную живопись, расписную и фигурную керамику. Значительные успехи принадлежали им в земледелии. Благодаря американским индейцам в практику мирового земледелия вошли кукуруза, картофель, фасоль, помидор, какао, ананас, подсолнух, ваниль. Ими был открыт каучук, созданы доскональные календарные системы.
Вследствие колониальных завоевательных войн большая часть племен индейцев была уничтожена. Лишь некоторые народы (аймара, гуарани, науа и др.) сумели частично сохранить свою культуру и территорию, а также чувства коллективизма, взаимовыручки, чувство неразрывной связи с родной землей, умение выживать в условиях жестокого унижения.
Решающую роль в формировании современного облика Латинской Америки сыграла европейская цивилизация. Особое значение имела культура испанцев и португальцев.
Испанская культура была перенесена в Америку как противоречивое единство консервативного и прогрессивного. Первая связана с деспотизмом королевской власти, фанатизмом и религиозной нетерпимостью, отсутствием элементарных правовых гарантий. Прогрессивная тенденция была представлена гуманистическими идеями деятелей испанской культуры и отличалась духом свободолюбия. Идеи западноевропейского происхождения – Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье стали искрой, которая зажгла в душах мыслящей части общества, представителей прогрессивной интеллигенции латиноамериканских стран стремление перенять все лучшее из опыта Европы и одновременно утвердить свое право быть отличительной от нее, создавать свою собственную неповторимую и оригинальную культуру. При всем этом нельзя приуменьшить большое значение для развития региона африканского этнокультурного элемента, особенно в Карибском бассейне и Бразилии.
Существенным компонентом духовной культуры региона является специфичная система философских взглядов. В доколумбовский период философские представления и понятия находили отображение в мифологии. Зарождение гуманистической традиции на континенте связано с выдающимся мыслителем Америки, философом, поэтом Несауалькойотлем.
Философия как часть новой культуры, ее понятийный аппарат, проблемы, направления и развитие связаны с Европой. Особенности исторического развития народов Латинской Америки определили две важные характеристики философской мысли региона: увлечение идеями всечеловеческого единства и этического управления. Это нашло свое отражение в творчестве А. Корна, Хосе Ортеги-и-Гассета, Э. Дусселя.
Особенности эстетического восприятия мира наиболее ярко выражены в искусстве латиноамериканского региона. Процессы взаимодействия разнообразных духовных элементов в канве культуры латиноамериканских народов особенно ярко прослеживаются в музыке. Музыкальные традиции представлены тремя зонами: тубильной, афроамериканской и креольской. В наиболее чистом виде сохранилась местная традиционная, консервативная тубильная музыка в границах этнических групп в Эквадоре, Перу, Боливии, на севере Аргентины.
Афроамериканская и креольская музыка представлена песенно-танцевальными жанрами, главным образом на местной почве, но в результате взаимовлияния контрастных элементов. Креольская музыка получила распространение в Аргентине, Чили, Уругвае, частично в Мексике и на Кубе. Афроамериканская музыка доминирует в странах Карибского бассейна и в Бразилии.
Самобытная культура латиноамериканского региона – это уникальное явление культурно-цивилизационной неоднородности, в которой при доминировании архетипов европейской культуры в ХХ в. сегодня, в ХХI в., набирают силу и активно утверждаются в сознании этнические традиции. Все участники взаимодействия культур взаимосвязаны, переплетены и сращены разными этнокультурными элементами, которые формируют неповторимые, индивидуальные типы культур в каждой латиноамериканской стране.
Вывод. Региональный подход к анализу мировой культуры дает нам возможность показать, что каждая культура – это уникальная и неповторимая целостность. При всем многообразии конкретных типов культуры выступают как некие единые многоуровневые системы, которые сопоставимы между собой.
Региональные культуры каксложные, противоречивые и многоуровневые явления отражают сложную структуру общества и человека, результатом деятельности которых они являются.
Т е м а 3
Культура и цивилизация
3.1. Понятие «цивилизация» и ее сущность
Культуру, как и общество, часто отождествляют с понятием «цивилизация», и это не случайно, так как и культура, и цивилизация связаны с обществом. Культурное и общественное развитие тесно взаимосвязаны социокультурной системой и социокультурным миром, в котором культурная общность складывается и развивается.
Социокультурный мир – это общество со свойственным ему особым, уникальным и неповторимым типом культуры. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (культура инков), но могут охватывать разные народы и страны (арабская культура, европейская культура). Типология социокультурных миров выделяет три типа: исторические типы (Античный и т.д.), региональные типы (культура Латинской Америки) и цивилизации как социокультурные системы, составляющие специфику различных форм общества.
Понятие «цивилизация» широко применяется как в науке (философии, культурологии, истории), так и в обыденной жизни. Оно часто используется в качестве прилагательного «цивилизованный» и является эквивалентом слова «культурный».
Истоки понятия «цивилизация» восходят к эпохе античности, к культуре Древней Греции и Древнего Рима. Этимология понятия: «цивилизация» - от латин. сivilis– государство, гражданство, город,прилагательное сivilis означало гражданский, государственно-правовой, политический, городской.
Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас». Это понятие связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми. Государство – это общество, в котором правит закон. Закону подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, то есть обладающие гражданскими правами и соответствующими достоинствами.
Естественно, образцом «цивитас», с их точки зрения, был сам Рим, который, по их мнению, превосходил по своему уровню развития во всех отношениях все окружающие народы, считающиеся у римлян темными, примитивными, необразованными, варварскими. Цивилизацияв античности рассматривалась какпротивопоставление античного общества варварскому окружению.
В научный обиход понятие «цивилизация» ввел, по мнению Л. Февра, французский философ Пьер Гольбах в эпоху Просвещения в 1766 г. Под «цивилизацией» он понимал процесс совершенствования образа жизни народов в ходе их исторического развития. По мнению некоторых культурологов, автором понятия «цивилизация» является шотландский философ ХVШ в. А. Фергюссон.
В культуре Нового времени (в эпоху Просвещения) понятие «цивилизация», действительно, имело много значений, но в основном им обозначаливысокоразвитое в культурном отношении общество, основанное на началах Разума, Справедливости, Закона (на государственно-правовых, разумных и справедливых началах). Такое общество противопоставлялось патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии народов, как в древности, так и на открытых европейцами в ХVI - ХVШ вв. землях. Таким образом, базовое значение данного понятия искали в представлениях древних греков и римлян о преимуществах жизни по закону в государстве.
В современной культурологии, как и в Новое время, понятие «цивилизация» многозначно. По мнению академика РАН Стёпина, цивилизация – это:
- во-первых, совокупность материальных и духовных достижений человечества, которые характеризуют выделение человека из природного мира и его восхождение по ступеням социального развития. Достижения характеризуют уровень развития второй природы человека – искусственного мира предметов, процессов, которые его окружают. Достижениями цивилизации являются:
- технико-технологические инновации – изобретение колеса, паровой машины, самолета…, которые способствуют прогрессу в развитии технологий;
- социальные достижения – социальные институции: письменность, право, политика…, которые формируют социальные структуры и институты в обществе, возникающие в государстве.
- во-вторых, особый тип общества, возникающий на определенной ступени исторического развития, когда идет переход от первобытного общества к сельским и городским цивилизациям древности. Цивилизация – это целостный социальный организм с особым, уникальным типом культуры, это тип общества, выступающий как относительно самостоятельный культурный мир.В нем особый образ жизни людей, свой собственный менталитет (способ мышления), свои отношения к миру, природе, обществу, религия,типы личностей. Культура и цивилизация здесь рассматриваются в единстве;
- в-третьих, собственно материальная культура; цивилизация рассматривается как технологическое и техническое совершенство общества, как сфера вещей и услуг, а культура – это духовное творчество. Такое понимание цивилизации возникло уже на рубеже XIX – ХХ веков, когда культуру и цивилизацию противопоставляли друг другу, и цивилизацию характеризовали как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, материальных потребностей и упадком нравственности и духовности.
Итак, мы в курсе будем пользоваться понятием цивилизация:
- в узком смысле слова - это собственно материальная культура в противовес духовной;
- в широком смысле словаэто целостный социальный организм (тип общества) с особым, относительно самостоятельным культурным миром (типом культуры); упорядоченная, исторически определенная система материальной и духовной деятельности людей и ее последствий с точки зрения их значения на общественное развитие.
В 1958 г. в Чикаго на научной философской конференции были выделены однозначно важнейшие характеристики (признаки) цивилизации.
Признаки (критерии) цивилизации:
1. Образование государства.
2. Возникновение письменности.
3. Отделение земледелия от ремесла.
4. Расслоение общества на классы.
5. Появление городов (функция: были центрами сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли).
6. Зарождение религии как социального института, который покоится на систематичности, а не просто преклонении перед сверхъестественными силами природы. Централизованная идеологическая сфера стала огромной силой влияния на массы.
Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия 10 - 12 тыс. лет назад. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысилась производительность труда, торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры. Бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка.
С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, сакральных культах, деятельности и влиянии. Письменный язык, наука, философия, высоко специализированное разделение труда, сложная технология и политическая система являются также донаучными, доиндустриальнымии, доиндивидуальными. У них нет истории, но есть только легенды. Время и пространство ограничены.
При этом наличие первых двух признаков цивилизации - образование государства и возникновение письменности - обязательны, а необходимость других часто ставится под сомнение. Но если даже взять за основу первые два, то они уже характеризуют цивилизацию как социокультурный и экономический комплекс.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 3164;