Тропикоафриканский культурный регион (Юг)
Южный регион - это прародина человечества. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению знания и традиции людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Когда-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее место в развитии человечества, однако попавшие в колониальную зависимость от европейских государств народы Юга лишь в ХХ веке стали создавать собственные государства. Движение за независимость вызвало у них бурный подъем национального самосознания и стремления защитить и возвысить достоинство своей самобытной культуры.
Африканский регион характеризуется большим разнообразием культурных процессов, обусловленных социальными, историческими, природными и этнопсихологическими факторами. На протяжении нескольких столетий в Африке четко прослеживается действие двух сторон одного историко-культурного процесса. С одной стороны, расширение культурных контактов африканских народов с народами других регионов (в первую очередь, с арабо-мусульманским и европейским регионами); с другой стороны, обмен культурной информацией между локальными африканскими культурами и их взаимообогащение. Эти две тенденции взаимно переплетаются и создают самобытные духовно-культурные феномены.
В историко-культурном процессе африканского региона, с точки зрения его внутренней дискретности, можно выделить шесть историко-культурных областей, имеющих свою специфику.
Первая историко-культурная область – Северная Африка. Это регион ограниченного объединения элементов цивилизаций Запада и Востока, традиций Средиземноморья, исламского мира и местной африканской среды. С древних времен тут происходило взаимовлияние египетской, античной, византийской, турецкой и арабской культур.
Вторая историко-культурная область включает государства Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Сомали). С древних времен здесь произошло слияние местных кушитоязыковых племен с семитоязыковыми переселенцами из Аравии. Это привело к взаимовлиянию культур Египта, Мерое с культурой Аксума.
Третья историко-культурная область – государства Западной и частично Центральной Африки – это разнообразие этнокультур. В эпоху средневековья здесь были созданы государственные образования – Гана (III - XI вв.), Мали (XIII - XV вв.), Сонгай (XVI - XVII вв.). Современные традиционные культуры разных народов региона развиваются на уровне отдельных этносов (игбо, волоф, йоруба, хауса и т.д.), а также в границах государств.
Четвертая историко-культурная область включает государства Центральной и Восточной Африки, заселенные бантуязыковыми народами. Их культура развивается на уровне этносов и государств.
Пятая историко-культурная область – Южно-Африканская Республика (ЮАР). Политика апартеида с его системой самостоятельного существования рас сформировала в регионе деформированные этнокультурные процессы. Значительная часть африканского этноса наряду с англоюжноафриканцами, представителями азиатского региона создает сложную ситуацию для культурного развития.
Шестая историко-культурная область – острова Атлантического и Индийского океанов, окружающих Африку (Мадагаскар, Маврикия, Реюньйон, Сан-Томе, Тринсипи и др.). Основной чертой этнокультурных процессов здесь является высокий уровень межэтничного смешивания и формирования креольских культур (за исключением Мадагаскара).
Современное разнообразие африканских культур очевидно. Этнический состав Юга чрезвычайно многолик, однако африканские культуры объединяют их в общие черты. Большую роль в организации жизни имеют традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Космология, религиозные взгляды, фольклор, семейные отношения, отношение к родителям, детям –те общие культурные ценности, с которыми сегодня далее развивается Юг. К важным элементам социальной организации относятся община, род, каста, традиционные семейные группы и слои. Наиболее значимым элементом африканского общества является семья, которая цементирует внутреннюю целостность культуры всего тропикоафриканского региона. Отношения в семье базируются на кровных связях, браке, а также ритуальных и мистических связях. Семья в Африке связана с тремя уровнями человеческого существования: мертвых, живых и не рожденных. Большая семья, община, вожди сегодня по-прежнему считаются важными элементами общественной организации.
Современная эпоха для региона характеризуется, с одной стороны, все большей интернационализацией культуры, с другой стороны, – быстрым ростом этнического самосознания и стремления сохранить самобытность своей культуры. Эти процессы взаимосвязаны между собой как поиски идентичности под влиянием западной культуры, с использованием ее элементов.
Общими особенностями эстетичного самосознания в регионе являются взаимосвязь понятий красоты и добра, синкретизм родоплеменной культуры, в котором объединяются утилитарное и эстетическое. Особая роль отводится символике цвета: красный цвет – жизнь, здоровье, радость; белый – смерть. Магическое и эстетическое значение имеют разнообразные геометрические знаки, рисунки, орнаменты на предметах быта, тканях, стенах жилищ. Скрытый смысл магической символики понятен только посвященным.
Особенности эстетического восприятия формы наиболее ярко выражены в традиционной скульптуре, ритуальных статуях и масках. При множестве разнообразных стилей африканской традиционной пластике присущи общие черты преимущество антропоморфных сюжетов, четкая симметрия композиции, геометрическая простота форм, уравновешенность, внешняя статичность и внутренний динамизм. В изобразительном искусстве преобладают острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характерных признаков животных и людей; разнообразны варианты украшения человеческого тела.
Искусство народов Юга отличается экспрессией – бурным выражением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцевальном искусстве. Ведущим началом всех художественных явлений выступает ритм, пронизывающий всё – скульптуру, архитектуру, танец, музыку. Негро-африканские ритмы оказали существенное влияние на художников европейского авангарда. Современное искусство данного региона характеризуется религиозным синкретизмом, которым пронизано профессиональное народное творчество африканских художников.
Таким образом, ведущая тенденция культурных процессов в Африке сориентирована на преодоление этнической замкнутости, локальной специфики, сближению этносов. В диалектическом единстве культуры африканского региона идут процессы, как взаимодействия, синтеза, синкретизма, так и конфликта культур, формирования множества ее переходных типов.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 627;