Дальневосточный культурный регион
Значительная часть современного населения дальневосточного культурного региона относится к трем основным группам монголоидной расы: северная - коренные народы Сибири и народы северо-восточного Китая; восточная – монголы и северные китайцы; смешанные и переходные формы - между монголоидами и австролоидами – южные китайцы, индонезийцы, японцы и народы Индокитая.
В духовной жизни дальневосточного культурного региона на протяжении столетий большую роль играли религии: синтоизм, дзен-буддизм - религии японцев; даосизм и конфуцианство – религиозно-философские практические учения китайцев. Все они имели большое значение на формирование стиля мышления, способа жизни и деятельности жителей региона.
В формировании духовной общности Японии важное место занимал синтоизм. Его появление связывают с японским племенем ямато, религия которого носила название синто (I – II тысячелетии до н.э.). Религиозные представления синтоизма связаны с культами природы, предков и японского императора - микадо. Древняя синтоистская легенда о богине солнца Аматерасу, которая подарила своему внуку – первому японскому императору священные зеркало, меч и бусы из яшмы, сформировала фундамент духовных ценностей японцев. В их основе лежат три символа: зеркало – символ знаний, меч – символ доблести и мужества, яшма - символ искусства, красоты и гармонии.
Постепенно синтоизм сблизился с буддизмом, слился с ним и дал основу одному из направлений буддизма в Японии – дзен-буддизму, а в китайской культуре - чань-буддизму. Основные положения чань-буддизма и дзен-буддизма совпадают: недоверие к словесным формам как формам передачи высшей истины, недоверие к логическому мышлению как к способу озарения, постижение высшей истины через интуитивное озарение, возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности, отказ от достижения внутренней свободы.
Основными философскими системами Китая стали даосизм и конфуцианство. Основные положения даосизма изложены в трактате «Лао-Цзы», где Дао обозначает путь природы, ее закономерность. Как религия даосизм включает в себя учение о надприродной божественной силе Дао, учение о потустороннем мире, а также систему заклинаний и талисманов.
Главная идея даосизма заключается в том, что природа и жизнь людей подчинены не воле неба, а общему закону Дао, который существует за сознанием человека. Даосы идеализировали прошлое, предостерегали остерегаться суеты, пропагандировали внешнюю пассивность при внутренней активности в целях пробуждения у человека природных способностей к внутреннему видению.
Конфуцианство – этико-политическое учение древнекитайского философа и педагога Конфуция (Кун Фуцзы, около 551 - 479 гг. до н.э.). Специфика конфуцианства как религии заключается в том, что, во-первых, в нем персонифицированы земные наследники божественного: император как единственный получатель повелений Неба и само божественное Небо – олицетворение природных закономерностей, творец всего существующего, сила, которая управляет ходом земных событий. Император – единственный посредник между земным и небесным, а все общество – это одна большая, но иерархично построенная семья, которой руководит император согласно повелениям Неба. Его помощниками выступают мудрецы, владеющие знаниями и нравственными ценностями, образующие основу административно-политической структуры государства. И, во-вторых, в центре религиозной доктрины конфуцианства всегда стояли человек, коллектив, общество; налаженная, правильная и упорядоченная жизнь на земле, в отличие от традиционных религий с их идеями скорби, страдания и утешения в загробной жизни.
Религиозный культ практичной пользы, конкретного счастья, который достигается с помощью постоянного внутреннего самосовершенствования, – это сакральная основа духовной культуры, психической составляющей и национальных традиций китайского народа. Государство использовало религию как вспомогательный элемент для управления народом, оно господствовало над религиозными организациями в политическом, административном и идеологическом аспектах.
Художественная культура и искусство дальневосточного культурного региона значительной мерой обусловлено философскими традициями чань- и дзен-буддизма. В японской культуре его особенностями являются недосказанность, опосредованность, ассоциативность в искусстве, стремление к вечности как цель искусства, творчество – это прозрение и вдохновение. Культ красоты в Японии или культ моральных ценностей в Китае с древних времен выполнял роль религии. Гармония рассматривалась как союз природы и жизни, прекрасное стремились найти в обыденном, объединить искусство с повседневностью. Чайная церемония, искусство кулинарной обработки рыбы, выбор ароматов в Японии считаются равноправными, доскональными наряду с произведениями музыки, живописи, архитектуры и литературы.
Конфуцианская тенденция утверждала достоверность художественного образа, реальную пространственную и временную протяженность в художественном произведении с реальным человеческим опытом, отсюда символика и дидактика в искусстве. Конфуцианская мораль обозначила темы китайской живописи – это любовь к отечеству, государству, семье (к отцу, старшему брату, жене), почитание предков, благоговение перед искусством, утверждение великой ценности творчества, уважение к знаниям, преклонение перед учеными, самосовершенствование, послушание детей.
Если в искусстве Запада человек – это центральная фигура и в его изображении искусство достигло совершенства, законченности и полноты, то в традициях культуры и литературных жанрах Китая – романах, новеллах, поэзии - человек рассматривается не как индивид, а как абстрактный символ, социальный тип, носитель четко определенной цели.
Специфика духовности дальневосточного региона определяется отсутствием в религиях персонифицированных богов, второстепенной ролью мистики, одухотворением явлений природы и приматом рационализма в сознании. Современная духовная культура региона наряду с высоким развитием техники, точных наук по-прежнему важное внимание уделяет эстетическим и моральным ценностям.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 908;