Культурология в системе гуманитарного знания
Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни. Культурология взаимодействует (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д., в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.
Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой.В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения.
Культурология относится к циклу социально-гуманитарного знания, к блоку философских дисциплин, который генерализирует весь комплекс социальных и гуманитарных наук, изучающих культурные феномены, культуру, общество, человека. Культурология, в силу особенностей своего предмета, имеет комплексный междисциплинарный характер. В решении своих проблем она органично взаимодействует с гуманитарными науками: философией, историей, социологией, искусствоведением (обосновывает детерминантное поле культуры) и природными науками, где она практически формирует социальный заказ на природные исследования и обеспечивает создание новой техники и технологий, а на уровне индивидов – обеспечивает их адаптацию в новом информационном обществе.
Культурология как наука: особенности изложения дисциплины
Культурология выделилась из философии, и ее методология базируется на философских принципах, подходах и методах.
1. Принципы культурологии. Принципы - это базисные, стабильные начала, которые позволяют систематизировать, анализировать и структурировать отдельные природные и социальные явления (явления природы, социальные процессы, поведение индивидов).
Культурология как наука использует общие принципы изложения дисциплины (историзма и научности) и специфично культурологичные (системности, интегративности и равноправия).
Исходный принцип – принцип научности и объективности включает достоверность эмпирического материала, повторяемость во времени результатов исследования, обоснованность и результативность исследований в реальной практике.
Принцип историзма предполагает анализ явлений адекватно времени их возникновения, выводы обосновываются исторической прогрессивностью этих явлений.
Принцип системности позволяет исследовать и осознавать весь мир человеческой культуры как системное единство совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Любое культурное или социокультурное явление рассматривается как элемент более сложной системы, в которой выявляются взаимосвязи и выявляются закономерности.
Принцип интегративности позволяет исследовать и анализировать социокультурные явления не отдельно от явлений смежных наук, а с учетом объединения всех научных знаний в данной сфере.
Принцип равноправия предполагает равенство всех известных концепций, теорий, прогнозов при проведении культурологического анализа.
2. Методы культурологии.Метод исследования в науке имеет ключевое значение, так как приближает исследователя к истине. Метод (с греч. «methodos» - путь, подход исследования) – это способ теоретического или эмпирического получения информации, технология исследования, в которй четко определяется последовательность шагов на пути познания истины. В нашем случае речь идет о том, как надо изучать культуру, чтобы она открывала свои тайны.
В культурологии как научной дисциплине акценты (по сравнению с философией культуры) смещены с понимания культуры в целом на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объяснение ее конкретных форм с опорой на определенный материал.
В культурологии выделяются и используются все методы социогуманитарного познания. Среди них выделяются четыре группы методов: общефилософские, общенаучные, частные и собственно культурологические.
Прежде всего используются общефилософские методы:
- диалектический метод предполагает рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения;
- системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент;
- структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании.
Общенаучные методы:
- аналитический метод позволяет рассматривать явления культуры через поиск общих законов, принципов развития знаний, через выявление закономерностей;
- компаративный метод позволяет сравнивать культуру по какому-либо основанию или признаку в ходе ее «диалога» с другими культурами;
- типологический метод используется при обобщении характеристик социокультурных миров.
Частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологи, - описание, наблюдение, классификация.
Собственно культурологические методы - культурантропологический, семиотический, герменевтический и логический. Культурантропологический метод рассматривает культуру как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.
3. Функции культурологии. Функции культурологии не совпадают с функциями культуры. Функции культурологии нацелены на получение результата и действуют при проведении культурологического анализа и синтеза явлений культуры. К функциям культурологии относятся:
- исследовательская функция - исследование мира человеческой культуры как системного единства совокупности материальных и духовных ценностей;
- инвариантно-прогностическая функция - прогнозирование вариантов общественного развития, создание программ, проектов и прогнозов будущего культурного развития человечества;
- прогаммно-ориентированная функция - выработка системного видения современных процессов мирового культурного развития, их анализа и синтеза в целях инновационного решения накопившихся сложных проблем в новом информационном обществе XXI века.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 623;