Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
Христианская добродетель есть исполнение Заповедей Христовых. Поэтому рассмотрим подробнее Заповеди Блаженства. Как мы их понимаем, к чему каждая из них призывает нас? Первая из них говорит: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».
По объяснению Иоанна Златоустого, нищета духовная есть смиреномудрие. Это первая ступенька духовного восхождения и фундамент для всех прочих добродетелей. Благоразумные строители начинают возведение дома именно с фундамента, а не с крыши. Осознание своей духовной нищеты естественно вызывает стремление к нравственному обогащению, к нравственной деятельности, подобно тому, как отсутствие пищи побуждает человека заботиться о пропитании телесном. Тот же, кто думает, что он уже богат духовно, не будет заботиться о самоусовершенствовании.
Рассмотрим лесенку: как человек постепенно возрастает в этой добродетели, какие ступени он при этом проходит.
Приступая к добродетели смирения, сначала надо отвергнуть отвергнуть мысль о своей исключительности, свойственную почти каждому, научиться считать себя таким, «якоже прочии человецы». Для многих и это будет не просто. Вот считать себя хуже всех людей и даже скотов новичку легче и приятнее. Потому что под этим часто прячется мысль о своей исключительности: «Раз я хуже скотов, значит не такой, как все». Таким образом, первая ступенька смирения – не считать себя выше и лучше других людей.
Затем надо свыкнуться с мыслью «я – грешник». Эта мысль – стержневая в духовной жизни, без нее никакая благодатная жизнь во Христе невозможна: «Я пришёл призвать не праведных, а грешных на покаяние». Между тем, для многих она является новостью и открытием. Как же так? Я живу не хуже других, страшных грехов не делаю, знакомые меня уважают. Почему я грешник? Такое рассуждение – следствие незнания Священного Писания и Закона Божия, и непонимание, что такое грех. Однако первые же прочитанные жития святых и Исповеди расставят вещи на свои места. Итак, грехов у меня много, значит, я грешник, и, после суда Божия, очень даже могу попасть в ад. Осознание этой мысли – очень важный этап в духовной жизни. Когда у американского изобретателя Эдисона спросили, какое из своих открытий он считает самым важным, он ответил: «Самым важным моим открытием было то, что я грешник. Это меня потрясло».
На следующую ступеньку смирения мы взойдем, когда научимся несравнивать себя с другими, то есть вообще не решать, лучше я или хуже других перед Богом. Почему так? Потому что объективная оценка при таком сравнении все равно невозможна. Как решить, что хуже: один большой грех или множество маленьких? Кто из двух лучше: взяточник или блудник? Только всеведущий Бог может учесть все облегчающие и отягчающие обстоятельства человеческих грехопадений. Даже небольшой грех, сделанный благочестивым человеком, может больше прогневить Бога, чем смертные грехи закоснелого беззаконника. Пророк Моисей когда-то на короткое мгновение усомнился в возможности чуда – изведения воды из камня в пустыне. «Только-то и всего?!», – скажем мы. А пророк за это лишился входа в землю обетованную.
Несравнивание себя с другими поможет нам еще более углубиться в смирение, и взойти на следующую ступеньку: «Я не просто грешник, а грешник великий, и, по делам своим и внутреннему состоянию, недостоин Царства Небесного». Чтобы усвоить эту мысль, надо обязательно помнить свою внутреннюю нечистоту, в мыслях, чувствах и намерениях, и придавать этому большую важность. Потому что внешнюю жизнь довольно легко привести к благопристойности и на этом успокоиться на этом. А вот внутри себя навести благопристойность – на это целой жизни может не хватить, и это невозможно без Божией помощи.
Заметьте, самооценка наша всё ухудшается и ухудшается, а добродетель смирения всё растет и растёт. А как же психология, которая говорит, что низкой самооценкой страдают неудачники? Да, это верно, когда речь идет о неверующем человеке. А христианин парадоксальным образом совмещает низкую самооценку с решительностью и успешностью в делах. Потому что говорит «всё могу о укрепляющем меня Иисусе Христе». Чем больше растёт его смирение, тем большую помощь Божию он получает.
Благодаря смирению, можно даже из своих преткновений и падений извлекать духовную пользу. Если будем использовать такие случаи для борьбы с самомнением и гордостью.
Кроме естественного внутреннего препятствия – гордости, наши попытки приобрести евангельское смирение вступают в противоречие с общественной жизнью, построенной на иных началах. Например, в юношеской среде смиренные поступки не только не ценятся, но и презираются как трусость, и даже подвергаются осмеянию. Поэтому весьма трудно приобрести смирение в раннем возрасте, в детской и молодежной среде, где оно не имеет поддержки извне. Среди людей старшего возраста, имеющих жизненный опыт, смирение ценится выше, но здесь нас встречает иная трудность. В обществе существуют устоявшиеся блоки отношений: начальник-подчиненный, ученик-учитель, родители-дети, старший - младший. Смиряясь, мы не должны разрушать эти отношения.
Жизнь показывает, что если начальник не будет в определенной степени строг, подчиненные не станут слушаться его и добросовестно выполнять свои обязанности. Поэтому старший бывает вынужден по наружности вести себя так, как требует его общественное положение, а смиряться где-то глубоко внутри себя.
Каково же определение смирения? Смирение – это такое устроение души, которому точного определения ему не существует (Лествица, слово 25:3-4) . Но можно указать главные качества смиренного человека:
1. он считает себя грешником,
2. всё доброе в себе приписывает Богу,
3. не осуждает других
4. отказывается от своей воли ради исполнения Воли Божией (последнее качество называется послушанием Богу).
Послушание
Послушание есть отказ от своей воли и исполнение чужой воли.
Смирение невозможно приобрести без послушания, поэтому остановимся на нем подробнее. Слово послушание имеет насколько значений. В церковной среде послушаниями могут называться дела, обязанности, например послушание диакона, священника, сторожа, уборка, поливка, дежурство.
Другой смысл слова «послушание» – это дисциплина, подчинение старшим, начальству. Порученное дело должно быть не просто исполнено как-нибудь на своё усмотрение, а сделано указанным способом и в указанное время. Дети должны слушаться своих родителей, учителей, жена мужа, монах наместника, наместник епископа, министр премьер-министра. Такое послушание касается наружного поведения и мало затрагивает внутренний мир человека, поэтому называется внешним послушанием. Без него нельзя обойтись ни в одном структурированном обществе, к которым причисляются и Церковь, и приход, и монастырь. Является ли такое послушание добродетелью, имеет ли награду от Бога? Если внешнее послушание делается для Бога и по совести, то является и имеет. Если же оно выполняется только ради материального вознаграждения, карьеры, или по страху наказания, то от Бога награды не имеет.
Наконец, послушание бывает внутреннее. Оно наиболее часто употребляется в творениях св. Отцов. Такое послушание заключается не только во внешнем, но и во внутреннем добровольном подчинении своему духовному руководителю. По указанию духовника, христианин должен исправлять не только свое внешнее поведение, но и мысли, чувства, желания. Такого рода послушание признано св. Отцами самым действенным средством для приобретения смирения и правильного внутреннего устроения.
И, наконец, самое главное послушание – это послушание человека Богу через исполнение Его Заповедей. Все предыдущие виды послушания являются подготовительными к этому главному послушанию. Подготовительные послушания, в том числе и духовнику, должны совершаться в рамках Закона Божия, то есть никто не должен давать и исполнять послушаний, противных Божиим Заповедям.
Неосуждение
Как мы выше отметили, одно из главных качеств смиренного человека – неосуждение.
Осуждение относится к тем неподатливым грехам, с коими мы боремся годами, и никак не можем удержаться от их повторения. Осуждение рождается от гордости и от того, что мы принимаем на себя роль судьи по отношению к ближнему. Евангелие прямо запрещает осуждать: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).
Однако к гражданским судам это запрещение не относится. Суды, как необходимый общественный институт, существовали при всех формах государственного устройства, от времен Ветхого Завета и до настоящего.
Осуждение согрешившего надо отличать от видения греха, которое необходимо в реальной жизни. Необходимо настолько, что нельзя отказываться от него, даже если оно и не совсем чисто от осуждения. Видение греха необходимо для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с ближними и не участвовать в дурных делах.
И каким образом учитель, родитель или священник будут воспитывать и исправлять своих подопечных, если не увидят их согрешений? Апостол Павел пишет Титу: «Один стихотворец сказал: критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые. Свидетельство сие справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере» (Тит. 1, 12-13). Это осуждение, или нет? Поскольку Ап Павел вне подозрений, это можно назвать пастырским видением греха. Итак, мы должны и видеть грех, и удерживаться от осуждения грешника.
Ключ к решению этого кажущегося противоречия находится в нашем отношении к грешнику. Если мы гневаемся на согрешившего, горячимся, желаем ему беды и вечной гибели, забывая в это время о своих собственных грехах перед Богом и ощущая себя в этот момент как бы праведниками, – мы осуждаем. Если же мы сожалеем о грехопадении ближнего, желаем ему вразумления от Господа, исправления и спасения, то хотя бы мы даже наказали его (для исправления и ограждения ближних от соблазна и опасности), это не будет осуждением. Так поступали и Апостолы. Вспомним Ананию и Сапфиру из книги Деяний, также и несчастного блудодея, которого ап. Павел предал сатане во измождение плоти, чтобы дух его был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5, 5).
Осуждение обычно подмешивается к видению чужих грехов, так что его бывает трудно заметить. С замеченным осуждением мы должны бороться, исповедовать этот грех, а в незамеченном подозревать себя. Полная чистота от осуждения свойственна лишь святости, и, обычно, соединяется с благодатной любовью к ближнему.
Какими же средствами мы можем практически бороться с проявлениями в себе осуждения? Прежде всего, надо взять себе за правило не говорить и не думать плохо о незнакомых людях, до которых нам нет никакого дела, с которыми наша жизнь никак не пересекается. Типичная ситуация: знакомые, осуждая кого-то в нашем присутствии, приглашают нас принять участие в осуждении, и никак не могут успокоиться, пока мы с ними не согласимся. И мы, желая угодить им, говорим: «Да-да! Порядочные люди так не поступают!»
Надо заранее приготовиться к правильному поведению в этой типовой ситуации, подумать какими словами и мыслями мы будем отстранять от себя грех осуждения. Такого рода словами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике, могут быть: «что ж? Кто в грехе, тот и в ответе», «и я тоже грешник», «да, всем нам придется отвечать за свои дела», «он согрешил сегодня, а мы согрешим завтра».
Гораздо труднее воздержаться от осуждения тех людей, с которыми нас сталкивают жизненные обстоятельства дома, в транспорте, в учреждениях, в магазинах, просто на улице. В этом случае полезно проконтролировать себя, что мы желаем согрешившему? Если мы желаем ему вразумления от Господа, исправления и спасения, то всё в порядке. А если нет, – то пожелать ему этого в форме краткой молитвы.
Полезно также вспомнить большие грехи из своей жизни, что сразу охлаждает пыл осуждения. Подумать, что перед Богом тот, кого мы осуждаем, может оказаться лучше нас.
Воспринимать поступки ближних, как действие Промысла Божьего и как лекарство от нашей гордости.
Помнить о духовном законе, согласно которому Бог попускает осуждающему впасть в тот же грех, за который он осуждает ближнего, особенно, если согрешивший был искушаем очень сильно или уже покаялся в своем проступке.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 231;