Тема 12. Добродетели
Спаситель рассказал притчу о 10 девах. Что же означают в притче светильники и елей? Светильники означают веру, а елей – добрые дела. Наверное, вы помните и слова Апостола Иакова: «Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва есть». Самое простое определение добродетели – это делание добра.
Но отдельный добрый поступок еще нельзя назвать добродетелью. Добродетель, по определению Аристотеля, это внутренний строй души, обретаемый человеком в сознательном и целенаправленном делании добра.
Уже в глубокой древности люди заметили, что добродетельная жизнь благотворно влияет на человека, и даже делает его счастливым. Аристотель Высшее благо усматривал в счастье, а счастье он находил в созерцательной деятельности ума и в полноте душевных добродетелей. Отсюда, счастливый человек, по Аристотелю, тот, кто в своей жизни руководствуется разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель называет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. При этом добродетель всегда трактуется Аристотелем как золотая середина между двумя крайностями, «между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой — в недостатке»:
мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
Заметим, что выражение «золотая середина», дожившее до наших дней, принадлежитАристотелю. Хотя Аристотель насчитывал 11 добродетелей, но главными добродетелями всего дохристианского мира считались мудрость, справедливость, мужество и умеренность.Мудростью считалось знание философии и философское отношение к жизни,справедливостью – соразмерное воздаяние за добро и за зло, мужеством – умение преодолевать страх, и умеренностью – воздержание в удовольствиях и сознательное самоограничение. Пока христианское вероучение не было развито, первые христианские писатели также указываюли на эти 4 добродетели и призывали христиан к их исполнению, корректируя их понимание применительно к Евангельскому учению. Аристотель отметил, что для приобретения добродетели необходимо не только знание о ней, но и навык исполнения. Одно только знание добродетелью не является. Каждый должен сам потрудиться, чтобы сделать её своей собственностью.
Чем отличается добродетельная жизнь от нравственной жизни? Ничем, поэтому определение нравственности, которое мы дали на первом занятии, Есть так же определение добродетели:
Добродетель есть согласование своей воли и поведения с понятием о добре и голосом совести.Но это добродетель ещё не христианская, а добродетель естественная.
Даже человек нехристианин может делать такое добро, руководствуясь голосом совести и своими понятиями о добром. Как нам относиться к такому естественному добру? этот вопрос рассматривался в послании Восточных Патриархов. «Добро, которое человек по природе может делать, будучи естественным, делает человека только душевным, а не духовным, и одно добро без веры не достаточно ко спасению, хотя оно и не есть зло и не служит к осуждению». Иными словами, естественное добро есть дело хорошее, но без веры такое добро спасти человека не может. Почему же? Потому что христианин, делает добро во славу Божию, и Богу же приписывает свои успехи. А если человек в Бога не верит, то, делая добро, он думает, что делает его своими силами, он придаёт добру иной смысл, делает его с другой целью. Хотя внешне добрые поступки христианина и нехристианина схожи, но внутреннее содержание их различно. Потому ап. Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно».
Вот мы и подошли, наконец, к понятию христианской добродетели.
Христианская добродетель – это исполнении воли Божией с помощью благодати Божией.
И ещё одно хорошее короткое определение. Христианская добродетель – это исполнение Заповедей Христовых.
Пожалуй, первое, что необходимо в делании добра, это знать волю Божию в каждом конкретном случае. Как же узнать Волю Божию?
В главных чертах Воля Божия открыта человеку в Его Заповедях. Сложность состоит в том, как применить их к самому себе или в конкретной жизненной ситуации? Что делать, когда Заповеди не дают прямого ответа? Чтобы точнее узнать волю Божию, мы можем воспользоваться:
1. Голосом совести.
2. Примерами из истории Церкви и жизни канонизированных святых.
3. Советом духовника, священника.
4. Советом рассудительных и благочестивых людей.
5. Личным опытом в исполнении Заповедей.
6. Рассуждением о своих жизненных обстоятельствах, через которыераскрывается Промысл Божий о нас.
7. Молитвою об открытии Воли Божией через вразумление, событие или жребий.
Последним средством, жребием, нельзя злоупотреблять. Им можно пользоваться только в крайних случаях, испросив благословение духовника. А можно ли раскрывать наугад Евангелие или Псалтирь? Нет, это не приводит к познанию воли Божией. Однако в житиях святых и подвижников благочестия встречаются примеры, когда случайно прочитанная или услышанная фраза из Священного Писания послужила им указанием на Волю Божию. Случайно это может произойти и в нашей жизни.
При пользовании всеми вышеуказанными средствами бывают погрешности и ошибки, которые потом приходится исправлять, однако этих средств вполне достаточно для спасения верующего. Познанию Божией Воли христианин учится всю свою жизнь, постепенно понимая ее все лучше и лучше.
Люди святые Волю Божию познают иначе, чем прочие христиане, а именно Духом Святым. Иоанн Лествичник пишет: «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познавается, чтобы точно и верно постигать Божественную Волю во всякое время, на всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами» (Лествица, гл.26, 2).
В Православии есть термин синергия( от греч. συνεργός), что означает совместное действование, соработничество. Рассмотрим два изречения из Евангелия. Первое говорит: «Царство Божие нудится, и употребляющие усилие получают его». Это говорит о том, что для спасения необходимы личные усилия человека. А вот второе: «Без Меня не можете творить ничего». Здесь сказано о том, что для достижения каждой добродетели и спасения в целом необходима помощь Божия. Вот мы и получили понятие синергии: для исполнения Заповедей и для спасения необходимы личные усилия человека и помощь Божия, или, другими словами, для спасения необходимо совместное действование Божественной благодати и человеческой свободы.
Иллюстрацией этой мысли является почти вся 17 кафизма (Пс. 118: 17, 18, 33, 34, 73, 94, 117, 125, 133). В истории Церкви не обошлось без заблуждений и споров по этому вопросу. Одной крайности придерживался еретик Пелагий (5 век), считавший, что человек спасается лишь собственными усилиями. Другую крайность представлял блаж. Августин, утверждавший, что спасение зависит только от Благодати. Правильное учение о синергии было изложено прп. Кассианом Римлянином.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 227;