Развитие школьного образования в XV — начале XVII вв.
Учебные заведения рассматриваемого периода можно распределить по трем основным типам – элементарного, повышенного общего и высшего образования.
Школы элементарного образования.Школы элементарного (начального) обучения оказались одной из арен борьбы нового со старым. Особенно была заметно конкуренция между протестантскими и католическими учебными заведениями. Растет значение светских школ.
Римская католическая церковь, уступая Реформации в организации элементарного обучения, стремилась выправить положение. Тридентский вселенский собор принял «Катехизис собора» . В этом документе предлагалось повсеместно открыть католические воскресные школы для низовых слоев населения и начальные учебные заведения для знати. В католических приходских воскресных школах обучали чтению Библии на латыни. Этим же занимался ряд католических конгрегаций, создававшие школы для бедных, благочестивые школы и пр. Католики — выходцы из первого и второго сословий, дети состоятельных представителей третьего сословия получали начальное образование в особых учебных заведениях, либо школах полного общего образования. Программа такого обучения, как минимум, состояла из чтения, письма, счета, церковного пения.
В европейских странах возрастало число светских школ начального обучения, учреждавшихся властями и общинами. К таким учебным заведениям относились, например, малые школы (Франция), угловые школы (Германия). В них учили читать, петь псалмы. Особые помещения у школ имелись крайне редко и только в городах. В сельской местности учитель с учениками кочевали из дома в дом. Обычно все ученики занимались вместе. В первой половине XVII в. появляются школьные классы, где учеников делили по уровню подготовки.
На протяжении XV—середины XVII в. место священника-учителя в начальной школе постепенно занимает специальный преподаватель. Положение профессионального учителя меняется. Он живет на «школьные деньги» и на плату натурой от общины и прихожан. С конца XVI в. распространился принцип оплаты труда учителя общиной. Это свидетельствовало об усилении независимости школы от церкви, хотя назначение учителя по-прежнему согласовывалось со служителями культа. Профессиональный уровень учителей, особенно в школах для малоимущих, был весьма низким. Учителями часто становились неудачники, случайные люди: бывшие школяры, ремесленники, солдаты и пр. Многие из них были неучами. «Большинство учителей не в состоянии хорошо писать и читать», — узнаем мы из документа о французских малых школах начала XVII в. Подобная ситуация была повсеместной.
Воспитание в учебных заведениях элементарного образования проходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом, который, заметно задерживал улучшение учебной работы школы. В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары. Секли всех без исключения. Из дневника воспитателя малолетнего французского короля можно, например, узнать, что юный монарх 15 мая 1610 г. был коронован, а 17 сентября того же года «довольно жестоко высечен» наставником.
В школах элементарного обучения царило словесное обучение. Тем не менее, наметился известный прогресс в формах и методах преподавания и учения. На протяжении XVI в. в преподавании языка отказываются от автоматического запоминания отдельных слов и обучают по звукам и буквам. Появляется классная доска. В XVII в. повсюду вместо угля пишут перьями. В середине XV в. в обучении счету переходят от римских цифр к арабским. В XVII в. наряду с абакой появляются кубики и жетоны, применявшиеся в дальнейшем вплоть до конца XVIII в. С XVI в. составляются специальные детские учебные пособия, например, упомянутые «малые Катехизисы». Они были доступнее и меньше по объему, чем те, которыми пользовались учителя.
Распространение элементарного образования шло медленно и трудно. Большой урон образованию народа причиняли непрестанные войны, во время которых исчезали школы, гибли учителя. Элементарное образование можно было получить, прежде всего, в городах. В сельской местности царило невежество. Полное начальное образование было доступно лишь верхушке общества. Масштабы и качество элементарного обучения в Западной Европе в первые десятилетия XVII в. были столь удручающими, что некоторые исследователи вообще отказываются видеть в нем сколько-нибудь заметный прогресс. Один из таких ученых - Ш. Летурно пишет: «Если Европа не оглупела окончательно, то только потому, что вследствие малого числа особенно низших школ масса населения вовсе не училась и жила в относительно здоровом невежестве».
Школы повышенного общего образования. В Западной Европе в XV – первой трети XVII вв. возрастает число светских учебных заведений повышенного общего образования - городские (латинские) школы. Генетически они связаны с прежними городскими и церковными школами и служили ответом на потребности торгово-промышленной цивилизации. В XV в. городские школы были во всех крупных городах. Их сеть заметно возросла в XVI—XVII вв. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями. Эта перемена коснулась организации и программ. Постепенно городские школы вышли из-под церковного управления и подчинялись местным и общегосударственным властям. Церковь, впрочем, оставила за собой особое влияние. Это выражалось, прежде всего, в школьном воспитании, которое было построено на религиозных основах. Главами, преподавателями школ зачастую были служители церкви.
Кроме городские школ, были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования: грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов , дворянские (дворцовые) школы .
Английские грамматические школы и их разновидность - публичные школы относились к тому же типу учебных заведений, что и городские школы и гимназии. Публичные школы были основаны в конце XIV – первой половине XV в.в.: в Винчестере, Итоне и др. Они учреждались на частные пожертвования или королевские субсидии. В них учились дети состоятельных родителей, способные вносить высокую плату. Заметную роль в укреплении гуманистического образования сыграла созданная в 1512 г. Дж. Коллетом при участии Эразма Роттердамского Лондонская публичная школа. В ее программе записано следующее: «катехизис на английском языке, изучение наилучшими учениками классической латинской и греческой литературы».
Коллежи появились во Франции в середине XV в. Эти учреждения ведут начало с постоялых дворов для неимущих школяров и стипендиатов. В XVI в. коллежи были платными и бесплатными пансионами и экстернатами. Первые коллежи возникли при Сорбонне и Наваррском университете. Статусом 1452 г. выпускникам коллежа вменялось публично экзаменоваться на факультетах университетов. Постепенно коллежи отпочковывались в самостоятельные учебные заведения повышенного общего образования. В создании коллежей участвовали представители католической и протестантской (гугенотской) партий. Масштабы деятельности коллежей росли. Так, в 1627 г. на севере Франции (Париж, Тулуза, Шампань) эти учебные заведения насчитывали до 25 тыс. учеников.
Ученики коллежа изучали частично или полностью курс наук соответствующего факультета. Особое внимание уделялось изучению латинских литературы и языка. Ученики дважды в месяц писали сочинения на латыни. Во время каникул они должны были готовиться к очередным конкурсным сочинениям по классической литературе. Религиозное обучение осуществлялось вне стен учебного заведения. Учащиеся освобождались по средам и воскресеньям от занятий для отправления религиозных обрядов.Среди учреждений такого типа выделялся коллеж в Бордо. Содержание десятилетнего обучения напоминало программу гимназии Штурма. При освоении классических языков и литературы акцент делался не на грамматике, а на разговорной практике. В отличие от германских гимназий в программу входило изучение родного языка. Довольно широко был представлен курс математики.
Школы иеронимитов (братьев общей жизни) учреждались религиозными общинами того же названия. К середине XVI в. в Германии, Нидерландах, Франции и ряде других стран насчитывалось до 150 таких школ. Среди выпускников школ были известные представители Возрождения, в частности, Эразм Роттердамский, Якоб Вимпфелинг и др. Школы возглавляли крупные педагоги-гуманисты. Так, широкой популярностью пользовалась просуществовавшая десять лет (1483–1493) и насчитывавшая в лучшие годы до двух тысяч учеников школа Сен-Лебиен в Девентере (Нидерланды), которой руководил А. Гегиус. В школах обучались дети всех сословий. Неимущие могли рассчитывать на бесплатное обучение.
Педагогическая атмосфера в школах иеронимитов во многом была пропитана идеей научить совместно работать и уважать труд. Школы были рассчитаны на 6–8 лет обучения. Программа была похожа на программы городских школ и гимназий. Религиозное обучение сочеталось с преподаванием классических языков и литературы, а также ряда светских наук. Так, в школе Сен-Лебиен изучали латынь, древнегреческий язык, основы математики и юриспруденции, логику, риторику, этику, философию. Содержание учебных дисциплин со временем менялось. Например, до 1480 г. в школах иеронимитов не изучали произведения классических античных авторов. Но на протяжении 1480–1525 гг. предметом изучения сделалась классическая латынь.
Особое место в системе западноевропейского образования XV – начала XVII в. занимали учебные заведения для дворянства – дворцовые школы. Подобные учреждения получили распространение в небольших государствах Германии и Италии. Дворцовые школы своеобразно ответили на новые веяния в педагогической теории и практике. В них причудливо сочетались враждебность к новой образованности и следование идеям Возрождения. Обыкновенно учащихся дворцовых школ готовили к деятельности на государственном, военном и церковном поприщах. Программа была несколько объемнее гимназической и приближалась к университетской. Лучшие дворцовые школы (в Мантуе под руководством В. да Фельтре, в Ферраре под руководством Б.Гуарини) обращали особое внимание на гражданское воспитание, умственное и физическое развитие воспитанников, в результате чего были объединены лучшие традиции рыцарского воспитания и новые идеи гуманистического образования.
Высшее образование. В Западной и Центральной Европе в XV–XVI вв. продолжался рост сети университетов. В XV в. действовало до 80 университетов. В XIV-XV вв. («осень Средневековья») численность студентов, однако, сократилась. Это было следствием общеевропейских трагических событий: голода, эпидемий, Столетней войны. Но уже в XVI столетии университетов насчитывалось около 180. Тогда же прибавилось число студентов в отдельных университетах. Так, в университете Лёвена (современная Бельгия) количество записавшихся студентов составляло с 1426 по 1485 г. ежегодно в среднем 310 человек, а с 1528 по 1569 г. – 622 человека (т. е. увеличилось вдвое). Некоторые университеты были огромными по составу. В университете Саламанки (Испания) в 1600-х гг. насчитывалось ежегодно более 6 тыс. студентов.
Высшее образование оказалось ареной соперничества представителей новой и уходящей образованности. Создание новых и реорганизацию уже существовавших университетов брали на себя римская католическая церковь, деятели Реформации и Возрождения. Значительная часть университетов из-за усиления связей с феодальной аристократией и католической церковью оказались в стороне от гуманистического движения Возрождения и Реформации. Так, в германских государствах в XVI–XVII вв. действовали семь университетов, контролировавшихся Ватиканом и орденом иезуитов. Они являлись опорой традиций схоластической образованности. Курс обучения в университетах ордена святого Лойолы распадался на два цикла: трехлетний философский и четырехлетний теологический. В основе занятий философией лежало изучение сочинений Аристотеля в католической интерпретации. Кроме того, в первом цикле изучались в небольшом объеме математика, геометрия и география.
Тем не менее, процесс распространения новой образованности в высшем образовании оказался необратимым. Одним из первых бастионов Реформации в системе высшего образования в Германии сделался реорганизованный М. Лютером и Ф. Меланхтоном Вюртембергский университет (основан в 1502 г.). Пример учебного заведения, деятельность которого была созвучна гуманистическим идеям Реформации и Возрождения, – Страсбургский университет (1621). Университет вышел из гимназии, а затем академии И. Штурма. Очагами гуманистического образования оказались и другие германские университеты: во Фрайбурге (1457), Вюртемберге (1502). Германские протестантские университеты XVI в. вышли из-под контроля Ватикана и поступили в подчинение светским властям. Они по-новому формулировали статус университета. Становится реальной жизненная карьера с помощью высшего образования, которое давало возможности социального продвижения и ломало строгие сословные социальные перегородки.
Центрами влияния идей реформаторства оказались также Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии. Осуществленные в Кембридже У. Тинделем перемены привели к демократизации студенчества, в социальном составе которого устойчивое и заметное место заняли представители третьего сословия. Английские университеты сотрудничали с виднейшими представителями европейского Возрождения. Так в Оксфорд был приглашен в качестве профессора Эразм Роттердамский.
Центрами образованности в духе Возрождения сделались ряд университетов, находившихся вне движения Реформации. Поначалу это были университеты Италии , где под влиянием основателей национальной литературы предметом увлечения стали культура и искусство античной эпохи. Затем крепостью новой образованности сделался Парижский университет (Сорбонна), где изучали не только латынь и римскую литературу, но и древнегреческий язык (с 1458). В Сорбонне и других университетах Франции в XVI–XVII вв. существенно переменилось преподавание философии, истории и других гуманитарных дисциплин. В 40-х гг. XVII в. в программах появились сочинения Р. Декарта. Вместо анекдотических и малодостоверных сведений изучали подлинную науку, используя глобусы, карты великих географических открытий.
Глава 4.Становление педагогики как науки в Западной Европе и Северной Америке (XVII – XVIII вв.)
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 326;