Вставные конструкции
Вставные единицы вычленены из вводных в работах В.В. Виноградова,
А Б. Шапиро, Д.Э. Розенталя, А.И. Аникина и др., однако и до сих пор не только в школьной практике, но и в ряде специальных исследований они по традиции рассматриваются в составе категории _«вводных слов и предложений».
В устной и письменной речи часто вставляются в основное предложение дополнительные сообщения, разъясняют, толкуют, уточняют, обосновывают, комментируют в разных отношениях основное предложение, дают дополнительные сведения, которые резко разрывают, размыкают непрерывность синтаксических связей предложения. Если вводные единицы могут быть сведены к какому-то определенному числу функционально-семантических групп, то вставные конструкции могут выражать не ограниченный круг сведений. Они интонационно выделяются в предложении, разрывая и нарушая его интонационное единство. Вводные единицы заранее «планируются» для включения в высказывание, а вставные сведения производят впечатление «незапланированных», и это создает условия для актуализации их семантической значимости в речи. Желание сообщить о них появляется в процессе речи и немедленно реализуется, нарушая стройность синтаксических построений.
В отличие от вводных предложений вставные предложения могут существенно отличаться от основной части высказывания интонацией. Нередко вставные предложения, рвущие связи между словами основного высказывания, сопровождаются сильным чувством: Поверьте (совесть в том порукой!), Супружество нам будет мукой... (Пушкин).
Вставные единицы заключаются в скобки или выделяются знаком «тире».
У огня на скамеечке низкой
Мы усядемся тесно и близко
И, чаек попивая из чашек,
Дай-ка вспомним всю молодость нашу,
Всю, от ветки персидской сирени
(Положи-ка мне ложку варенья).
Вспомню я, – мы теперь уже седы, –
Как ты раз улыбнулась соседу... (Кедрин).
Вставные предложения очень часто имеют подтекст, невербализованные мысли, чувства, наблюдения. В результате предложения, осложненные вставными единицами, информационно богаче предложений с вводными компонентами.
Вставными могут быть слова, сочетания слов и предложения. Строение вставной части определяется выражаемой информацией и обычно не обусловлено основной частью высказывания.
Иногда вставное предложение может начинаться союзом и союзным словом, совпадая по форме с придаточным предложением. От типичного придаточного такое вставное предложение отличается большей смысловой, структурной и интонационной самостоятельностью: Враги его, друзья его (Что, может быть, одно и то же) Его честили так и сяк (Пушкин).
Вставное предложение может включаться в основное высказывание и при помощи сочинительных союзов: И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?) Девичий ..стан, шелками схваченный, В туманном движется окне (Блок).
В одной и той же синтаксической конструкции могут быть и вставные, и вводные единицы, могут сочетаться несколько предикативных отношений и модальных планов, связанных с выражением объективной и субъективной модальности: Разговорились все (опять нужно вам заметить, что у нас никогда о пустяках не бывает разговора. Я всегда люблю приличные разговоры; чтобы, как говорят, вместе и услаждение и назидательность была), – разговорились об том, как нужно солить яблоки (Гоголь).
Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей:
· восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли: Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело - вставной знак;
· вставное слово: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Ч.);
· вставное словосочетание:Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (Кор.);
· вставное простое предложение: Рыбаки с вечера выпили, закусили (а было уж темновато), легли спать (Сол.);
· вставное сложное предложение: Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной... (Т.);
· вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция:Завтра, когда вы будете открывать глаза и сладко потягиваться в своих теплых постелях, эти чудаки с ящиками будут уже сидеть на льду, на водоеме, встретив зимний рассвет. (Многие, многие тысячи чудаков на всевозможных подмосковных водоемах в радиусе не менее двухсот километров.) (Сол.);
· вставной абзац:«Милостивый государь граф Алексей Андреевич. (Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое слово.) Я думаю, что министр рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска» (Л. Т);
· вставное самостоятельно оформленное предложение(риторический вопрос):
Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти – выдать себя за большее, чем они есть. (Кому не хочеться слыть умным, достойным, красивым и к тому же грозным, справедливым, решительным?..) (Айтм.).
Вставки в силу своего назначения в речи – передавать дополнительные сведения – могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Начинать предложение они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложений.
Вставки содержат обычно сведения, возникшие в момент высказывания, не предполагавшиеся заранее. Это связано с особенностями непринужденной устной речи. Однако они могут и заранее «планироваться» в качестве единиц, разрушающих синтаксическую одноплановость высказывания, как особый способ подачи мысли, способ авторского комментирования текста.
Вставные конструкции могут оформляться по-разному:
1)как члены предложения, с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава, например: Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) – недотрогу (П.);
2) как придаточные части предложения: В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (Л. Т.).
В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением, они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятся в форме именительного падежа: В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (Кор.).
Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксическойоднолинейности предложения.
Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные, в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество – являются добавочными, включенными в предложение единицами, разрушающими его синтаксическуюодноплановость. Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции, например: Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Т.).
Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т.п.
Вставные словосочетания и предложения всегда выделяются на письме скобками или тире.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1458;