СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3 страница
· Когда в коллективе отношения ответственной зависимости не сформированы, каждый член сам по себе. Актив не сформирован, коллектив равнодушен к отрицательным фактам жизнедеятельности одноклассников. Требование предъявляет учитель.
· Сформирован актив; классный руководитель помощников в лице актива; актив предъявляет требования к членам своего коллектива, но отсутствует еще требование к себе.
· Требования коллектива предъявляется большинством коллектива. Требования к себе соответствуют требованиям к другим. Каждый член предъявляет требования к любому члену коллектива.
· Требования личности к себе выше, чем к другим. Нравственные поступки становятся привычкой, превращаются в потребность личности. Идет процесс организованного самовоспитания членов коллектива.
Лев Ильич Уманский предложил следующую схему стадий
развития группы:
Зона отрицательного влияния |
Зона положительного влияния |
Корпорация «лжеколлектив» |
коллектив |
антиколлектив |
Группа-конгломерат |
дезинтегратор |
Интраэгоизм |
Группа-автономия |
Группа-кооперация |
Группа-ассоциация |
Номинальная группа |
Понятийно-терминологический комментарий к схеме
Группа-конгломерат-группа малознакомых (незнакомых) друг с другом людей, в силу различных обстоятельств собравшихся (собранных) вместе. Развитие группы-конгломерата может происходить как в позитивном направлении (группа→коллектив), так и в негативном (группа→антиколлектив), при этом члены группы оказываются соответственно в зоне положительного или отрицательного ее влияния.
Номинальная группа-группа людей, имеющая формальный статус (например, только созданный 7-Б класс), цели, содержание деятельности создаются извне.
Группа-ассоциация-группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений; собственно, с появления такой группы и начинается коллективообразование, становление общей жизнедеятельности.
Группа-кооперация-группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимущественно деловые отношения: смысл группового взаимодействия они видят в осуществлении конкретной цели, эмоционально-нравственные, межличностные отношения вторичны – важно только, чтобы их характер обеспечивал достижение результата.
Группа-автономия-группа, для которой характерно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие образа «мы» и определенное дистанцирование от «они» (других групп). Группа-автономия это во многом уже сформировавшаяся основа для перехода к коллективу.
Коллектив-цель и высшая форма развития группы.
Группа-корпорация - (лжеколлектив) – сообщество, которое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других.
Дезинтеграция –распадение, расчленение целого на части.
Интраэгоизм –внутригрупповой, проявляющийся в межличностныхотношениях эгоцентризм – крайняя форма индивидуализма и эгоизма.
Антиколлектив – группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура…), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.
(Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности
школьников. – М.: Просвещение. – 1980. – С.79-80)
Весьма ценными являются, разработанные Анатолием Николаевичем Лутошкиным приемы самодиагностики уровня развития коллектива. Оценки последних предложены по эмоционально-условному образу-символу:
· песчаная россыпь
· мягкая глина
· мерцающий маяк
· алый парус
· горящий факел
(Лутошкин, А. Н. Как вести за собой. –
М. :Просвещние,1978. – С. 100-101)
Психологическая структура группы как коллектива
(Л.И. Уманский)
Общественный блок | Личностный блок | Блок общих качеств |
Направленность | Интеллектуальность | Интегративность |
Организованность | Эмоциональность | Микроклимат |
Подготовленность | Стрессоустойчивость | Референтность |
Лидерство | ||
Интрагрупповая активность | ||
Интергрупповая активность |
Общественный блок
- направленность –социальная ценность принятых целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций, групповых норм.
- организованность – реальная способность группы к самоуправлению.
- подготовленность – объем знаний, комплекс навыков и умений, опыт.
Личностный блок
- интеллектуальная коммуникативность– это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка.
- эмоциональная коммуникативность– это процесс межличностной связи эмоционального характера.
- волевая коммуникативность– это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях «разделенная радость – две радости», «мажор», «минор» - коллектива.
Блок общих качеств
- интегративность –(сплоченность) степень объединения.
- микроклимат –определяет какова мера удовлетворенности личности в группе. Насколько ей хорошо в этой группе (комфортность).
- референтность – степень принятия членами группы группового эталона, совмещение личностных и групповых ценностей.
- лидерство – личность активизирует группу.
- интрагрупповая активность (внутренняя) –степень скоторой группа способна воздействовать на личность.
- интергрупповая активность –степень влияния данной группы на другие группы.
Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости.
3. Положение личности школьника в классном коллективе
«…положение ученика зависит, с одной стороны, от его личных качеств, а с другой от уровня воспитанности коллектива, от общественного мнения, которое здесь господствует» (Коломинский Я. Л.).
· Официальные(формальные) лидеры.
· Неофициальные (неформальные) лидеры
· Средние (конформные)
· Отвергнутые
· Уединенные
· Психологически подавленные
Педагог должен уметь
· Осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений.
· Определять социально значимые и привлекательные для детей цели и перспективы развития коллектива.
· Педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия.
· Сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей.
· Организовать коллективное самоуправление, обеспечивать аграрное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением.
· Применять активные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.
Литература
Основная
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – Москва : Просвещение, 2011. – 342 с.
20. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. [для вузов по направлению 050100 "Пед. образование" (квалификация "бакалавр")] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва : Академия, 2011. – 608 с.
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12. 2012, № 273. – Ростов-на-Дону : Легион, 2013. – 208 с.
Дополнительная
21. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности / Я. Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
22. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – Москва : Политиздат, 1996. – 415 с.
23. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова. – Москва : Педагогика, 1978. – 144 с.
24. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. – Москва : Просвещение,1980. – 160 с.
25. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – Москва : Просвещение, 1978. – 159 с.
26. Селиванова, Н. Л. Современная концепция детского коллектива / Н. Л. Селиванова, Л. И. Новикова // Детское движение: история, теория и методика организации деятельности. – Чебоксары, 1997. – С. 8–11.
27. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе / Е. И. Тихомирова. – Москва : Академия, 2005. – 144 с.
Лекция 1 |
Социальная педагогика
в системе наук
о человеке. Основные
задачи социальной педагогики
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
2. Определение, объект и предмет социальной педагогики
3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения
социальной педагогики в России
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях. Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой. Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни.
Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным − от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества. История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно − к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.
Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие − это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В. Даля, "любовь на деле, готовность делать добро всякому". Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых − благотворительность. Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности.
Этапы развития благотворительности в России.Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. 1 этап − IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.
Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко», Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т. е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трех важнейших функций: обучения, лечения, призрения. В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни, или приюты. Среди священников мы находим немало ярких примеров, когда их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызывают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил людям верой и правдою в Оптиной пустыни, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относиться уважительно к людям, заботиться о детях, совершать акты милосердия и любви к ближнему.
Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь – детям. Дело в том, что в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, особенно брошенным матерями, тогда как народ не оставался безучастным к судьбам сирот.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники – старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру – по нитке, а бедному сироте – сорочка», «Живой – не без места, а мертвый – не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.
При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.
К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
2 этап – с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее – с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, детей старше 10 лет – в матросы, подкидышей или незаконнорожденных – в художественные училища.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве(1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».
Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам «доброго поведения». Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное – после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки – до 15». Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были «искусны и умелы», Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка – девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы – в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.
В этот же период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. – больница для детей московских бедняков.
Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис «в России слепых нет». В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
III этап – с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них – «Императорское человеколюбивое общество», в котором был и сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.
Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий крут детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.
Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Попечительство о глухонемых детях, основанное еще императрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств шкоды, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.
Не менее значительным было Попечительство Марии Александровны о слепых детях. Основным источником дохода Попечительства был кружечный сбор – материальное пожертвование всех церквей и монастырей, которое собиралось на пятой неделе после Пасхи. В училища принимались дети от 7 до 11 лет на полное казенное содержание в случае крайней нужды.
В1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая Княгиня Елизавета Мавриклевна. Уже в 1893 г, в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.
В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также, требуют специального ухода и заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-идиотов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни.
Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.
В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.
Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В 1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала в открытии детских приютов. Вопросам исправления малолетних преступников путем психического воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов), В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. Открывались благотворительные общества, которые на собственные деньги создавали учреждения для оказания помощи детям, вставшим на путь преступления.
В начале XX в. в России успешно развивалась система социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.
IV этап – с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.
Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство» беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних – острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали своего решения.
Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы – отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Выли созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1346;