ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 13 страница
.. Заколдован невидимкой, Понагнулась, как старушка, Дремлет лес под сказку сна, Оперлася на клюку,
Словно белою косынкой А над самою макушкой
Подвязалася сосна. Долбит дятел на суку...
Есенинские слова проникают в душу и рождают эстетические чувства.
И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).
Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д.Флавицкий писал свое произведение не для детей. И ни в одной методической книге не найдете рекомендаций к ее рассматриванию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства - сострадание, сочувствие.
Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.
В равной мере это относится к любому виду искусства, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще
В.Г.Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».
Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. JI. С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в наших программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных, а взаимосвязанных искусств, более соответствует природе маленького ребенка (Н.А.Ветлугина, Е.А.Дубровская).
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно- художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.
Приведем пример удачного сочетания различных средств.
ЗАНЯТИЕ
Дети приходят в зал, садятся. Исполняется фрагмент пьесы А.Хачатуряна «Сегодня запрещено гулять» (средняя часть). Дети говорят, как называется пьеса, кто автор, рассказывают о характере музыкального произведения.
После исполнения пьесы внимание детей обращают на столы в конце зала, где приготовлено все необходимое для рисования.
Педагог говорит: «А теперь попытайтесь представить себе, что это вас не пустили гулять и вы скучаете в одиночестве. Вам грустно и тоскливо. Выразите свое настроение в рисунке. Подумайте, кто вместе с вами может быть изображен. Какого цвета небо, земля? Может ли кончиться дождь и появиться солнышко? А чтобы у вас было соответствующее настроение, я сыграю пьесу еще раз. Музыка вам все подскажет и расскажет. Только вслушайтесь: о чем говорят повторяющиеся звуки, а нисходящая интонация - мотив - словно вздохи... А как «светлеет» музыка в конце пьесы. Постарайтесь подобрать соответствующие настроению краски.
Звучит музыка, дети рисуют. После рисования работы помещают на стенд. Проходит их обсуждение. При обсуждении работ главный акцент следует делать на настроении картины, тонах, которые использовал ребенок, и только потом оценивать предметное изображение...
В данном примере хочется подчеркнуть следующее. Ведущим (доминантным) видом деятельности является слушание-восприятие. Остальные виды художественной деятельности помогают его активизации. Однако их подбор не случаен, а педагогически целесообразен. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слушании пьесы по известной методике - «цвет - настроение» (см. кн.: Дубровская Е.А. «Раз ступенька, два ступенька- будет ... песенка». - М., 1997).
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного.
Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
__ Показ как метод воспитания использу-
Мегогы эстетиче-
м™ ется и перВИЧНОМ знакомстве с пред-
pworn воспитания
метом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того,чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
Здесь мы укажем общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про котенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с... (два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как... (телефон). Вот замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен предварительный этап - подбора рифмы к словам. (Мама - панама, пышка - книжка и т. п.). Можно использовать и чтение художественного произведения, например главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». З.А.Гриценко рекомендует для закрепления понятия «рифма» и умения ее находить использовать известное стихотворение Д.Хармса.
Очень-очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватило сил,
И гостей к себе...(позвал). Потом кусочек...(откусил).
Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел
Испек рассыпчатый...(пирог). И весь пирог в минуту...(съел).
Пирог, ножи и вилки тут, Когда же гости подошли,
Но что-то гости...(не идут). То даже крошек...(не нашли).
Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.
Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения Формы организа- Дошкольников, вида деятельности, ции эсгетическо- Воспитатель управляет процессом раз-
вития детей, го воспитания " А _
Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить игрушку для игры и др. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.
Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.
Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей (эта форма работы с детьми может осуществляться и родителями), на празднично украшенную улицу и т. д. Задача педагога - продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. А чувства, как известно, очень легко разрушаются. Приведем такой пример. Не продумав заранее, как расположить детей у памятника И. Е. Репину, воспитатель размещает их таким образом, что в поле зрения попадает и река. А на ней сделаны красивые фонтаны. И внимание детей переключается на более сильный по эмоциональному воздействию объект. А целесообразнее было бы разместить детей так, чтобы сначала они увидели только памятник, рассмотрели его и послушали рассказ воспитателя. Потом можно было бы предложить экскурсантам повернуться к реке и связать новый объект наблюдения с предыдущим.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя (см. главу «Театрализованные игры» настоящего пособия).
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, викторина по сказкам К.Чуковского (материал для организации викторин и других развлечений см. в кн.: Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М., 1997; Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет... песенка. - М., 1997).
Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал - и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например «Поет зима - аукает...». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.
Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля - День защитника Родины, 9 Мая - День Победы, 12 июня - День независимости России), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть и праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реализуются задачи эстетического воспитания.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.
Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.
В программу для дошкольного учреждения «Истоки» (Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 1997) впервые введен раздел «Художественная декоративная деятельность. Детский дизайн». Новое направление педагогической работы предусматривает воспитание эмоционального отношения к природному окружению, к дизайну быта. Формы реализации этой части программы разнообразны. Наиболее типична - совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).
Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.
По принципу управления деятельностью детей | Под прямым руководством взрослого | Под косвенным руководством взрослого |
По способу объединения детей | Совместная деятельность детей и взрослого: - фронтальная, - подгруппами, - с одним ребенком | Индивидуальная, подгруппами |
По видам деятельности | Занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд | Театрализованные игры, повторение занятий, праздников |
Задания
1. Изучите содержание эстетического воспитания в разных программах для дошкольного учреждения. Дайте свое заключение по результатам сравнения программ.
2. Разработайте занятие с детьми старшего возраста на основе принципа синтеза искусств.
3. Составьте сценарий праздника, посвященного Дню независимости России.
4. Изучите склонности детей своей группы по отношению к разным видам художественной деятельности.
Глава XI ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность - мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». - Л.Толстой).
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась очень остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.
it Для любознательных
Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда явилось то, что он сформулировал требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, доставлять детям радость; дети должны трудиться «хорошо и по возможности красиво». Были определены две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно. В том же 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» разгорелась дискуссия. Обсуждались два взгляда на трудовое воспитание дошкольников. Одна точка зрения была такова: дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке, приготовлению пищи, выращиванию овощей на огороде, т. е. возможен отказ от технического персонала. Другая точка зрения состояла в том, что труд следует вводить как воспитательный элемент и что он должен быть посильным и в небольшом объеме. Однозначного решения конференция не приняла.
На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании. Была выдвинута задача воспитания коллективизма в труде и игре. Ребенок должен чувствовать себя частью общего коллектива, а не самостоятельной личностью.
Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получили на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных учреждениях в связи с введением программы единой трудовой школы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреждений исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды». Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместного труда детей и взрослых. Работник Наркомпроса Р. Прушицкая призывала оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать. \
Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период были гонения на игры в куклы, на сказку. Труд стали соотносить не с игрой, а с задачами производства. Против такого направления резко выступали А. В. Суровцева и Н. К. Крупская.
На четвертом съезде дошкольного воспитания (1929) вновь обсуждалась проблема трудового воспитания. Впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.
В 30-40-е гг. намечается новое направление во взглядах на трудовое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребенка с наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда с игрой. В 1935 г. выходит книга Р.И.Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой.
В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию много внимания уделяли практические работники, они искали содержание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость. В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания внимание практически не уделялось. Однако именно в это время были предприняты первые целенаправленные исследования (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева), которые позволили определить содержание систематического трудового воспитания и наметить в Программе детского сада (1962) подступы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизни ребенка. И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдениями за этим трудом. Ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется только на основе ознакомления с трудом взрослых. И лишь исследования Я.З.Неверович экспериментально доказали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.
С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, И.Лаунер, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С.Буре, А.Д.Шатова, В.И.Логинова, Д.О.Дзинтере и многие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.
Современный этап отличается «забвением» этой важной проблемы. В новых программах воспитания дошкольников этот раздел отсутствует. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Данная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка. Поэтому молодым специалистам важно внимательнее изучить проблему трудового воспитания.
Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного возраста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей?
Первое отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.
В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины).
Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.
В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).
Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит цель.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1120;