Вопрос 18. Государство и религия

 

Религия: понятие, сущность, функции.

О сущности религии высказывают много различных мнений (на сегодняшний день имеется более 250 определений религии). В качестве обобщенного определения религии можно предложить следующий вариант: религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайней силе, дающей опору и достойное поклонение (или: религия – это вера в сверхъестественное существо, в бога; это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанным на религиозном мировоззрении).

Основу любой религии, религиозного мировоззрения составляет вера в сверхъестественное, вера в существование “священного” (одного или нескольких богов). Эта вера основана на представлении о неподчиненности сверхъестественного закономерностям материального мира, о его абсолютной независимости от чего бы то ни было и о его всесилии. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу.

Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни. В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль. Например, в Европе в Средние века христианская форма мировоззрения являлась господствующей. Христианство определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями. В дальнейшем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с расширением образования, с развитием наук, жизнь общества стала освобождаться от религиозного влияния. В современную эпоху даже в тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры.

Религия представляет собой сложное общественное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию, содержанием которых является, прежде всего, вера в сверхъестественное. Религиозный культ (обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы) – это совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. Религиозный культ является неотъемлемой частью любой религии. Религиозные организации представляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов.

Религия возникает, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тысяч лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Религия имеет свои причины возникновения и существования: 1) социальные причины: стихийность природных общественных процессов; чрезвычайно низкий уровень экономического развития; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные факторы жизни; социальная ограниченность; властно-авторитарные отношения; политический гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов; 2) общественно – психологические причины: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, которые могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, падении нравов, утрате оптимизма, массовых и групповых страхах и страданиях); превратный характер общения (превратные формы общения характеризуются формами господства, подчинения, борьбы, конкуренции, опосредуются вещными отношениями, обманом доверия, крахом надежд; общественное и групповое мнение; неосознанные процессы; механизмы внушения; подражания; традиции; обычаи и т. д.; 3) индивидуально – психологические причины: переживание всесторонней зависимости от других людей; наследственные механизмы психики и личных качеств; личное страдание и горе; страх смерти (вера в загробную жизнь в известной мере освобождает человека от страха, замещая его страхом потусторонней кары, что является основой для моральной оценки поступков, различия добра и зла); духовный распад личности; чувства одиночества и заброшенности; ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации; склонность к поклонению авторитету, к делегированию воли и решимости; явления озарения и ясновидения; 4) гносеологические причины: появление зачатков теоретического мышления, способности мыслить абстрактно; возможность отрыва человеческой фантазии от действительности, способность воображения создавать образы предметов и ситуаций, которых нет в действительности; неизбежность заблуждений; непризнание практики в качестве критерия истины и т.д.

Религия обладает рядом функций: 1) иллюзорно – компенсаторская функция: религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего, социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире; 2) мировоззренческая функция: специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире; 3) регулирующая функция: религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний; 4) контрольная функция: религия контролирует поведение людей посредством контроля над их духовным миром.

 

Государство и религия.

Религиозные нормы первобытного общества не составляли обособленной нормативной системы, они были вплетены в повседневную жизнь. Здесь существовали мононормы, которые одновременно представляли собой нормы моральные, религиозные и выражались в форме обычаев, табу, ритуалов, мифов и т.п. По мере развития общества, разделения труда деятельность по отправлению религиозных ритуалов, жертвоприношений, погребений обособляется, появляется особая жреческая каста, верховный жрец. В качестве последнего выступает вождь-жрец. Светская и духовная власть еще не разделяются. С появлением мировых религий - христианства, ислама, буддизма – власть духовная, религиозная институционализируется в церкви. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны. Если власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо эта власть выборная, то власть монархическая оправдывает свое существование с помощью религии. Поэтому наиболее тесные связи светской и религиозной мы видим в государствах монархических, здесь зачастую происходит их слияние. В древних государствах монарх обожествляется, как правило, и считается богом земным, или обожествляется только сама власть монарха. В новейшее время земным богом считался император Японии. В декабре 1945 г. синоистская религия Японии по директиве оккупационных властей была отделена от государства, а в 1946 г. в новогоднем обращении к народу император отрекся от своего «божественного происхождения», но в настоящее время остается верховным жрецом синтоизма.

Христианская религия исходила также из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога). Католическая христианская религия институционализировалась в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с папой римским, охватывала своим влиянием многие государства. Церковная власть не знала границ государства. Обладая большим влиянием, католическая церковь стремилась подчинить себе власть светскую. В Булле 1302 г. римского папы Бонифация говорилось, что в руках папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна находиться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены папе как вассалы Апостольского престола. Светские законы могут быть отменены папой. В XIII в. устанавливается порядок коронации европейских монархов римским папой. Однако в итоге борьбы между духовной и светской властью, светская власть освободилась от власти римских пап и в период Реформации в Европе складывается порядок полного суверенитета светской власти. Короли назначают епископов, пользуются доходами с церковных земель. В Англии, например, образовалась самостоятельная англиканская церковь, церковные земли были обращены в государственную собственность, главой церкви стал английский король. Королева Англии и сегодня является главой англиканской церкви. Отношения между государством и восточно-христианской религией (Византия) складывались, исходя из союза властей. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил свою власть от бога и является служителем божьим. В России также считалось, что великий князь (царь) получил свою власть от бога, русская церковь была составной частью государственного аппарата. Патриарх Никон (сер. XVII в.) сделал попытку поставить власть церковную на один уровень с властью светской, но безуспешно. Петр I окончательно, учредив Синод, подчинил русскую церковь своей власти. В исламских государствах наблюдается в исламских государствах: власть светская и духовная соединены в одном лице – лице эмира, халифа, шейха и т.п. Исламское государство и его глава рассматривались как стоящие на службе ислама, исламского права (шариата), выполняя волю Аллаха.

Таким образом, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей: их борьба за верховенство власти, верховенство церковной власти над светской, верховенство светской власти над религиозной, их тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и полное слияние властей. В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства.

В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви:

1. наличие государственной церкви с привилигированным положением по сравнению с другими конфессиями: церковь освобождается от налогов, получает субсидии от государства и т.д.;

2. режим отделения церкви от государства: признание вмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. Церковь не вмешивается в дела государства, не выполняет каких-либо государственных функций. Однако государство регламентирует деятельность религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. В ряде стран запрещены тоталитарные религиозные организации (секты).

 








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 622;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.