Глобальный эволюционизм как интегративное исследование природных процессов
Идея развития (эволюции) мира – одна из важнейших идей европейской цивилизации. Но проникновение этой идеи происходило сначала в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в XIX в. – 1-ой половине XX в. независимо от других отраслей познания. В науках физико-химического содержания вплоть до 2-ой половины XX в. господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет роли. Правда в термодинамику было введено эволюционное понятие «энтропия» и представление о необратимых процессах зависящих от времени, - другими словами в физическую науку была введена «стрела времени».
В общих чертах естественнонаучная картина XIX в. представляла Вселенную как равновесную и неизменяемую с бесконечным временем существования, в которой вполне вероятны случайные локальные возмущения наблюдаемых неравновесных образований с заметной организацией структур (галактик, планетных систем и т.д.). Появление же жизни на нашей планете рассматривалось как противоестественное явление или артефакт («искусственно сделанный»), как «отклонение» в существовании Вселенной, как временное явление и с остальным космосом не связанное.
Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на закономерностях Вселенной, глобальный эволюционизм отличается универсальностью и огромным интегративным потенциалом. Он включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую и социальную, т.е. претендует на создание нового типа целостного знания. Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы и идеи синергетики.
(от греч. synergeia — сотрудничество, содействие, соучастие) — междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и др. природы. Термин «С.» был введен в 1969 Г. Хакеном.
Первая эволюционная теория, созданная в XIX в. Ч. Дарвином, стала основой теоретической биологии, в его учении о происхождении видов, был впервые предложен механизм осуществления идеи эволюции.
Была также сделана попытка переноса дарвинских идей в социологию Г. Спенсером, но это уже было за пределами естествознания.
За последние десятилетия в недрах каждой науки сформировался «свой» эволюционизм, рассматриваемый через призму конкретных научных знаний (идея эволюции завладела и физикой, и космологией, и химией). К настоящему времени выявлен ряд факторов, оказывающих влияние на эволюцию природных систем. К их числу относятся: открытость, нелинейность, неравновесность, неконтролируемость и т.д. В результате радикального обновления представлений об устройстве мирозданья стали «властвовать» законы, являющиеся принципами отбора, допускающими существование так называемых бифуркационныхсостояний, т.е. состояний, из которых даже в отсутствие случайных факторов возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний. Поэтому в
Бифуркационном состоянии дальнейшая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку эволюционное развитие будет определяться, прежде всего, теми неконтролируемыми случайными факторами, которые будут действовать в переходах.
Другая основополагающая концепция – концепция так называемой «стрелы времени», характеризующей направление необратимой эволюции природной системы: ее рождение, жизнь и гибель.
Существенную роль в эволюционных представлениях играет концепция самоорганизации в хаосе, т.е. возникновения упорядоченных структур.
В целом универсальный эволюционизм означает, что наша Вселенная есть некая единая система и ее эволюция представляет собой рост разнообразия форм материальной организации.
Именно поэтому современная методология естествознания, нацеленная на создание естественнонаучной картины мира (ЕНКМ), идею глобального (универсального) эволюционизма, возводит в ранг принципа, то есть материальный мир не может существовать вне развития.
Новая мировоззренческая парадигма, основанная на представлениях самоорганизации (синергетики), устраняет различия между естествознанием и обществознанием и дает возможность создать универсальную эволюционно-синергетическую картину мира.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 506;