Микромир. Квантово-полевая картина мира
Квантовая механика – это полная загадок и парадоксов дисциплина, которую мы не понимаем до конца, но умеем применять.
Гелл-Манн
Атомная физика
В конце XIX в. начале XX в. физика выходит на уровень исследования микромира. Научные открытия этого периода опровергают представления об атомах как последних и неделимых структурных элементах материи.
В 1895 г. Дж. Дж. Томсон (1856-1940) открывает электрон – отрицательно заряженную частицу, входящую в состав всех атомов (определяется масса и величина заряда электрона). Французский физик А.А. Беккерель (1852-1908) открывает явление радиоактивности (1896 г.): случайно обнаруживает при изучении люминесценции, что соли урана излучают без предварительного освещения. Радиоактивное излучение представляет собой самопроизвольное превращение неустойчивых ядер атомов в результате ядерных излучений (альфа-, бета-, гамма-лучей, открытых позднее) в другие ядра химических элементов. Французские физики Пьер и Мария Кюри, изучая явление радиоактивности, открывают новые элементы – полоний и радий.
Первые модели атома появились в 1904 г.: японский физик Хантаро Нагаока (1865-1950) представил строение атома аналогичным строению Солнечной системы – положительно заряженная часть атома – Солнце, вокруг которой по кольцеобразным орбитам движутся электроны, как планеты вокруг Солнца. В модели Дж. Томсона положительное электричество было «распределено» по сфере, в которую вкраплены электроны.
Опыты английского ученого Э. Резерфорда (1871-1937) с альфа-частицами (масса альфа частицы примерно составляет 8000 масс электрона) привели к открытию ядра в атоме (1912 г.) – положительно заряженной частицы, размером порядка 10-14 м, в которой фактически сосредоточена вся масса атома (размер же самого атома составляет 10-10 м). Тем самым опыты Резерфорда опровергли модель атома Томсона и подтвердили планетарную модель атома Нагаока.
Однако планетарная модель атома Резерфорда противоречила законам электродинамики Максвелла, т.к. по законам электродинамики вращающийся вокруг ядра электрон должен был излучать электромагнитные волны, теряя энергию на излучение, электрон должен «упасть на ядро», а атом «прекратить» свое существование. Но в действительности этого не происходит, атомы устойчивы и могут существовать, не излучая электромагнитных волн.
Датский физик Н. Бор (1885-1962) устраняет возникшее противоречие, выдвижением двух знаменитых постулатов в 1913 г. (постулаты Бора), ставшие основой принципиально новых теорий микромира – квантовой механики и квантовой электродинамики. Свои постулаты он обосновывает идеей М. Планка о существовании квантов электромагнитного поля, развитой затем А. Эйнштейном.
Но теория Бора фактически была теорией для одного атома – атома водорода. К тому же Н. Бор не объяснил свои знаменитые постулаты, постулаты «сделали атом водорода устойчивым, запретив излучать электромагнитные волны в стационарном состоянии». Теория Бора не могла описывать многоэлектронные атомы, и это связано с волновыми свойствами электрона.
Квантовая механика
При изучении микрочастиц ученые обнаружили у них особенность обладать как волновыми, так и корпускулярными свойствами. В конце XIX века в физике возникла ситуация, получившая название «ультрафиолетовая катастрофа». Немецкий физик-теоретик Макс Планк (1858- 1947), исследуя тепловое излучение, приходит к выводу, что в процессе излучения энергия может быть отдана или поглощена не непрерывно и не в любых количествах, а лишь в неделимых порциях – квантах. Энергия каждой такой порции вычисляется по формуле:
E = hν или E = hω
где h – постоянная Планка, ν– частота колебаний.
Введенное Планком 14 декабря 1900 г. представление об излучении порциями (квантами) стало фундаментом для создания квантовой теории (термин «квантовая механика» ввел М. Планк), считается днем рождения квантовой теории и началом новой эры естествознания (Нобелевская премия по физике М. Планку была присуждена в 1918 г.).
Идея Планка получила развитие в работах А. Эйнштейна (1879-1955), в 1905 г. он переносит идею квантования на излучение вообще и вводит понятие дискретности света, т.е. приходит к признанию корпускулярной структуры света: свет - это поток квантов (фотонов). Эйнштейновское представление о световых квантах (фотонах) стало основой для создания им же теории фотоэффекта, суть которой заключается в выбивании электронов из вещества под действием электромагнитных волн. За правильность толкования фотоэффекта А. Эйнштейн получил Нобелевскую премию (1921 г.). (Работы Столетова)
Теория фотоэффекта была успешно подтверждена экспериментально амер. физиком Р. Милликеном (1868-1953), за что он тоже получил Нобелевскую премию (1923 г.).
В 1926 г. австрийский физики Э. Шредингер (1887-1961) создал математическую волновую модель атома в виде волнового дифференциального уравнения Шредингера
d 2m E U (x) (x) 0
dx h ,
Е и U(x) – соответственно полная и потенциальная энергия частиц, m – масса частиц, h - по- стоянная Планка, ( х ) – волновая функция, определяющее поведение волн материи.
Причем волновая функция ( х ) не позволяет абсолютно точно определить положение электронов в атоме, они расплываются в некое «облако» и можно говорить лишь о вероятности нахождения электронов в том или ином месте атома, которая характеризуется квадратом ам
2 |
Таким образом, волны материи приняли абстрактно-математический облик и получили символическое значение как «волны вероятности» (М. Борн).
Уравнения квантовой механики оказались волновыми (квантовые объекты обладают одновременно и волновыми свойствами). Предложенная Шредингером для описания квантовых явлений, а именно частицы, свободно движущейся по оси Х, волновая функция
Операции с волновыми функциями позволяют вычислить вероятности квантово- механических событий. Волновая функция описывает не сам субъект как таковой и даже не его потенциальные возможности. И в концептуальном отношении понятие волновой функции важнее, нежели вероятностное наступление события. В науке главное – дать адекватное экспериментальным данным объяснение. Квантовая механика не имеет альтернативы в лице классической физики. В плане осмысления квантовых явлений классическая физика не проще квантовой механики, но она просто-напросто не подтверждается. Но наука – это не только самые развитые теории, но и их предшественницы, все теории, объединенные научным сходством. Классическая и квантовая механика, прежде всего, используют одни и те же понятия таких физических параметров, как координата (x, у, z), импульс (рх, ру, рz) момент импульса М, энергия Е.
Согласно принципу наблюдаемости В. Гейзенберга, «разумно включать в теорию только величины, поддающиеся наблюдению…». Но дело обстоит иначе, чем кажется на первый взгляд. По Эйнштейну «только теория решает, что именно можно наблюдать», но и в аргументации Эйнштейна не учитывается в полной мере специфика квантовой механики.
И все попытки представить себе квантовые объекты и происходящие с ними процессы в наглядной, т.е. подвластной чувствам, форме только игнорируют специфику квантовой механики.
И на вопрос, что представляет собой свободно движущаяся, т.е., еще не вступившая во взаимодействие с макроскопическими условиями наблюдения, частица должен быть таким: движущаяся частица есть действительно частица, для которой характерны возможности, описываемые квантово-механическими уравнениями.
Для квантово-механических явлений характерны соотношения неопределенностей:
Принцип неопределенности Δх Δр ≥ h немецкий физик В. Гейзенберг (1901-1976) показал, что чем точнее измеряется местоположение частицы (координата), тем труднее предсказать ее скорость (импульс) и наоборот, можно узнать один или другой параметр, но не оба сразу – указанное соотношение неопределенности стало принципом неопределенности, т.к. показывает принципиально вероятностный характер предсказания событий.
Принцип дополнительности Н. Бора (1928 г.) – дает более широкую трактовку принципа неопределенности Гейзенберга, в обобщенной формулировке смысл принципа дополнительности состоит в том, что
Получение экспериментальной информации об одних физических параметрах неизбежно приводит к потере других, дополнительных параметров, которые характеризуют это же явление (эффект) с несколько другой стороны.
В физическом смысле такими дополнительными друг к другу сущностями, кроме указанных координат и импульса, могут быть волновое и корпускулярное проявление вещества или излучения, энергия и длительность события или измерения, выражаемая соотношением ΔEΔt ≥ h .Также для квантово-механических явлений характерны: туннельный эффект, принцип суперпозиции, статистические закономерности и вероятностная предсказуемость.
Современная теория строения атома также основана на квантово-механических представлениях; в частности, используя новые представления о свойствах электрона, В. Паули сформулировал принцип, позволяющий объяснять расположение электронов по оболочкам. В. Паули(1900-1958) – немецкий физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 1945 г за открытие принципа запрета – принципа Паули, им же введен термин «нейтрон».
Классическое представление о планетарной модели атома и орбитах электронов было заменено волновой механикой и квантовой теорией элементарных процессов
Результаты и идеи квантовой механики позволили построить теорию о движении заряженных микрочастиц, учитывая их квантово-механическую природу – квантовую электродинамику (квантовую теория поля).
Важнейшим законом ее является закон взаимного превращения двух видов материальных субстанций – вещественной и полевой материи – друг в друга.
Согласно квантовой теории поля, невозможно такое состояние, когда нет и поля, и частиц, т.е. невозможна пустота. Строго говоря, поле не может перестать существовать, в своем наинизшем энергетическом состоянии оно выступает как вакуум. Для вакуума характерны не свободные, самостоятельные, наблюдаемые, а виртуальные частицы, порождаемые и сразу же поглощаемые им.
Вакуум – это облако виртуальных частиц, вполне реальная физическая среда; как бы обволакивающая любые невиртуальные частицы.
Механизм квантово-полевого взаимодействия осуществляется в соответствии с концепцией близкодействия, т.е. за конечный промежуток времени. Американский физик Р. Фейнман раз работал способ графического изображения взаимодействия элементарных частиц, при котором виртуальные частицы изображаются волнистыми или пунктирными линиями. Невиртуальные частицы изображаются прямыми линиями.
Пример. Взаимодействие двух частиц посредством одного виртуального кванта. Рис. 2. Взаимодействие двух частиц посредством одного виртуального кванта
электромагнитного взаимодействия
Переносчик фотон
схема электромагнитного взаимодействия между протоном pи электроном e
Слабое взаимодействие (распадное)
переносчики векторные бозоны W± и Z0
схема распада нейтрона
Физические явления в микромире подчиняются другим законам, чем в классической и релятивистской механике.
Но существует ли тяготение в микромасштабах, на этот вопрос могла бы ответить квантовая теория гравитации, но ее пока нет, поскольку нет теории тяготения, согласованной с квантово-механическими принципами.
Согласно Эйнштейну, гравитация проявляется в кривизне пространства-времени, поэтому в так называемой квантовой теории гравитации Вселенной структура пространства-времени и его кривизна должны флуктуировать, поскольку квантовый мир никогда не находится в покое и имеет вероятностный характер. Но эти флуктуации не обнаруживаются из-за малой величины постоянной Планка. Существенным «недостатком» квантовой теории становится то, что она ничего не внесла нового в понимание процессов времени при движении квантовых частиц. Ни Ньютон, ни Эйнштейн в своих уравнениях движения не получили «стрелы времени», и тем самым разрешили телам и частицам вольно двигаться во времени. А квантовое уравнение движения Шредингера со своей знаменитой волновой функцией превратило это движение с «непредсказуемый блуд» во времени.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1039;