Принципы, нормы и критерии научности
XX в породил отрыв теории от непосредственно наблюдаемой реальности и проверка истинности теории перестала непосредственно осуществляться прямыми наблюдениями и экспериментом по причине невозможности их осуществления. И авторитет науки стал зачастую использоваться для придания большего веса всякого рода откровениям пророков, целителей, исследователей «астральных сущностей».
Для разграничения псевдонаучных идей и собственно науки разными направлениями методологии науки сформулированы принципы научности.
Один из них - принцип верификации:какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту, т.е. должно быть эмпирически проверяемо. Если же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого суждения не удается, то такое суждение либо тавтология, либо лишено смысла.
Но поскольку понятия развитой теории, как правило, не сводимы к данным опыта, то допускается косвенная верификация. Например, указать опытный аналог понятию «кварк» (гипотетическая частица) невозможно, но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые возможно зафиксировать опытным путем, т.е. экспериментально. И тем самым косвенно верифицировать саму теорию.
Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно вненаучного.
В таких случаях прибегают к другому принципу разграничения науки и ненауки - принципу фальсификации, предложенному английским философом XX в. Карлом Поппером (К.Поппер (1902—1994) - основатель критического рационализма ХХ века). Формулировка принципа фальсификации следующая:
критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость, т.е. знание может претендовать на звание «научного», если оно в принципе опровержимо.
«В той степени, в которой научное высказывание говорит о реальности, оно должно быть фальсифицируемо, а в той степени, в которой оно не фальсифицируемо, оно не говорит о реальности» (К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992, с. 21).
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. К примеру, идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Любая теория, разрешая одни явления, как правило, запрещает другие. Например, вечный двигатель, превышение скорости света, наследование приобретенных признаков и т.п. К. Поппер даже отважился на утверждение, чем больше теория (наука) запрещает, тем она лучше.
Можно дополнить данное утверждение: «чем больше вненаучная теории запрещает, тем она хуже».
Для ученых и науки актуален всегда следующий вопрос: какое знание действительно научно? В естествознании важнейшее значение придается характеру подтверждаемости теории эмпирическими фактами. При характеристике естественнонаучной теории, заметьте, используется не термин «истинность», а термин «подтверждаемость». Ученый должен стремиться к точности выражений и не использовать многозначные термины Основной критерий научности естествознания в этой связи – это подтверждаемость теории. Термины же «истинность», «истина» имеет более широкое толкование и используется и в естествознании, и в гуманитаристике, и в логике, и в математике, и в религии, т.е. специфику естествознания он не выражает в сравнении с термином «подтверждаемость», имеющего для естествознания первостепенное значение.
В гуманитаристике теории ранжируются по степени их эффективности. В XX-м веке гумантарные дисциплины стали удовлетворять двум требованиям научного знания:
1. знание должно позволять понимать изучаемые явления и
2. осуществлять по поводу них ретросказание прошлого и предсказание будущего.
Оба эти требования гуманитаристика выполняет, но делает это не посредством понятий и гипотетико-дедуктивного метода и не на основе критерия подтверждаемости, а благодаря опоре на ценностные представления, прагматический метод и критерий эффективности – являющиеся тремя главными научными основаниями гуманитаристики.
Научные революции
История науки сегодня неразрывно связана с научными революциями. Экстравагантная точка зрения на природу и характер научных революций разработана К. Поппером: ее называют концепцией перманентной революции. Слово «революция» означает переворот. В применении к науке, это расценивается как изменение интерпретации (объяснения) твердо установленных фактов в старой теории.
О радикальном перевороте в области науки можно говорить лишь в том случае, когда изменяются не только отдельные принципы, методы или теории, но и вся научная картина мира.
Под научной картиной мира понимается более высокая структурная единица научного исследования, нежели исследовательская программа Лакатоса, объединяющая в себе наиболее существенные естественнонаучные представления эпохи.
В истории развития науки вообще и естествознания в частности выделяются три научных революции или другими словами три радикальных смены научных картин мира:
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 537;