Аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.
Первая научная революция (VI – IV вв. до н.э.) – означает появление на свет самой науки, точнее древней науки или натурфилософии – общей науки о мире, учения, объединяющим знания человека об объективном мире и о самом себе. Исторический смысл этой революции заключается в том, что науку стали отличать от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука была осознана в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля, он создал формальную логику или учение о доказательстве, утвердил так называемый канон организации научного исследования, отделил науки о природе от метафизики (философии) и математики. Заданные Аристотелем нормы научности знания, пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет.
Основу вещей, по Аристотелю, составляют следующие четыре причины: материя(лежащий в их основе физический субстрат); форма(их природа, облик или замысел – то, что отличает статую от куска мрамора, из которого ее изваяли); действие, или начало движения(то, что вы- звало их появление – или наше понимание понятия «причина»); цель(замысел, намерение) [8, с. 22].
Так называемая античная научная картина мира представляла собой геоцентрическое учение о мировых сферах, собственно утверждение геоцентризма (геоцентрической системы мира или идеальных равномерно вращающихся небесных сфер с принципиально различной физикой земных и небесных тел) было составной частью первой научной революции. И хотя идея геоцентрической системы мира неверна, но это не значит – что ненаучна.
Вторая глобальная научная революция (XVI – XVII вв.) – связана с переходом от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, т. е. сменой научной картины мира и становлением классического естествознания. Классиками естествознания признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Принципиальные отличия созданной науки от античной были в следующем: естествознание заговорило языком математики; наука нашла опору в методах экспериментального исследования явлений, античные представления о космосе сменились концепцией бесконечной вечно существующей Вселенной; механика становится доминантой всего науки и как следствие, создается механическая картина мира; сформировался идеал научного знания – абсолютно истинная картина природы на базе экспериментально – математического естествознания.
Третья научная революция (на рубеже XIX – XX вв.) – в этот период последовала серия открытий в физике: электрона, радиоактивности, строения атома и т.д. Новой парадигмой научного знания становится теория относительности как новая теория пространства, времени и тяготения и квантовая механика с вероятностным характером законов микромира и корпускулярно-волновым дуализмом в фундаменте материи. Эйнштейновский переворот означал отказ от всякого рода центризма вообще: все системы отсчета равноправны. Стало ясно, что единственно верную и абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда. Любая из научных картин мира может обладать лишь относительной истинностью.
Позднее, но в рамках так называемой неклассической картины мира произошли миниреволюции в космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др.
Таким образом, три глобальные революции предопределили три стадии развития науки.
Между первой и второй лежит исторический период почти в 2000 лет, между второй и третьей чуть больше 200 лет. Четвертая научная революция, по мнению многих ученых, стоит «на пороге» человеческой цивилизации.
Можно заметить, что научные революции, в отличие от социально-политических, «не противоречат», говоря научных языком, сформулированному
Н. Бором принципу соответствия: всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, но при этом обе теории (и старая, и новая) могут мирно сосуществовать, т.е. мирно сосуществовать «старые» и «новые» ученые.
Современная картина мира, построение и организация научного знания основаны на следующих принципах:
1. Системности;
2. Глобального эволюционизма;
3. Самоорганизации и саморазвития материи;
4. Историзма.
Принцип системности. Мир,в котором мы живем,состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям.
Под системой обычно понимают некоторое множество взаимосвязанных элементов, т.е. система – это тело или группа тел, находящихся во взаимодействии и мысленно или реально отделенных от окружающей среды.
Наиболее крупная из известных нам систем – Вселенная - состоит из огромного множества подсистем разного уровня сложности и упорядоченности. Например: Вселенная, Галактики, звездные системы, планеты (объекты мегамира); ассоциации атомов и молекул, кристаллы, минералы, горные породы, геосферы, организмы (объекты макромира); молекулы, атомы, элемен-тарные частицы, клетки, вирусы (объекты микромира).
Для системной организации мира характерны принципы иерархии и эмерджентности.
Принцип иерархии (расположение ступенчатым рядом) заключается в следующем:
каждая система в иерархическом ряду представляет собой совокупность систем более низкого уровня и одновременно сама является частью системы более высокого уровня, т.е. наблюдается последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней.
Принцип эмерджентности –
постулирует появление у целостной системы новых свойств в результате взаимодействия ее составных частей. Каждая система обладает совокупностью свойств, характерных для систем более низкого уровня и в то же время имеет качественно новые свойства.
Например, свойства молекул воды определяются свойствами водорода и кислорода, но одновременно и отличны от них - при стандартных условиях водород и кислород – газы, вода – жидкость, водород – горит, кислород поддерживает горение, вода – гасит огонь.
Системный способ объединения частей выражает их принципиальное единство - благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связанным со всеми эле-ментами всех возможных систем. Например, человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика - система Галактик - Вселенная. Именно такой единый характер демонстрирует наш окружающий мир.
Принцип глобального эволюционизма–
это утверждение о том,что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития.
Это принципиально новый взгляд на вещи, хотя идея эволюции зародилась в XIX в. - учение Дарвина о происхождении вида. Но в то время классические или фундаментальные науки оставались в стороне от эволюционного учения.
Вселенная, в целом, представлялась равновесной и неизменной. А поскольку время ее существования бесконечно, то вполне вероятно появление в результате случайных локальных возмущений наблюдаемых неравновесных образований с заметной организацией структуры (галактик, планетных систем и др).
Таким образом, современное естествознание вправе сформулировать лозунг: «Все существующее есть результат эволюции». Эволюционирующий характер Вселенной свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого «Большим взрывом».
Саморазвитие и самоорганизация материи–
это способность материик самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции.
Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней. Идеи саморазвития и самоорганизации материи развивались в новых междисциплинарных направлениях: синергетике (греч. synergos — совместно действующий) и «неравновесной термодинамике», исследующих механизмы эволюции, становления реальности, самоорганизации и управления «хаосом». Эти дисциплины изучают неустойчивое состояние, неравновесные системы, механизм возникновения нового, рождение и перестройку структур, акцентируя внимание на процессах самоорганизации.
Основоположниками указанных направлений являются Г.Хакен («Си-нергетика, М., Мир, 1980 г.) и И.Пригожин («От существующего к возникаю-щему», М., Мир, 1984 г.).
Принцип историчности–
признание незавершенности настоящей и любой другой научной картины мира. Вселенная и общество постоянно развиваются, что делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной картины мира практически неосуществимой.
Что любая фундаментальная теория, завершающая цикл усилий нескольких поколений ученых, автоматически расставляет вехи дальнейшего развития науки, намечает новые проблемы. Об этом хорошо сказано в теореме К.Гёделя:
«Если нормальная теория непротиворечива, то она не полна».
(из en_kartina_mira1.DOC)
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 3491;