Стадии редакционно-издательского процесса
Существуют определенные стадии редакционно-издательского
процесса, конечным итогом которого является печатное издание. Редакционная работа заключается в конечном виде изготовлением оригинал-макета и называется этот комплекс работ - допечатной подготовкой. После этого подготовленный оригинал макет из редакции (издательства) направляется в типографию. Сугубо типографский комплекс работ называется - печатанием.
Типографское оборудование, особенно задействованное под непрерывный цикл печатания периодических изданий, находится в соответствующем режиме готовности (наборные автоматы, электронные цветоделители, цветокорректоры, роллеры и т. д.), для полиграфического изготовления газет и журналов.
Получение программы репродукционного процесса
происходит следующим образом. Цветной оригинал-макет,
который предполагается воспроизвести на газетных полосах или
журнальных страницах, помещается в специальное оборудование, напоминающее сканер, - эпидиапроектор. Здесь происходит
сканирование, и полученные цветовые характеристики
преобразуются в соответствующие электрические сигналы, делящие цвета на три цветоделения. Цветоделенные сигналы поступают в блок матричной коррекции. Здесь они пересчитываются и преобразуются в сигналы, подобные тем,
которые формируются на выходе цветоделительной
анализирующей системы электронного цветокорректора. Затем цветоделенные сигналы поступают в блок трансформации цветовых охватов, где осуществляется независимое изменение основных параметров изображения — цветового тона, насыщенности и яркости для каждого из восьми основных цветов полиграфического синтеза. Возможные изменения изображения при необходимости могут внести ответственный секретарь, редактор, дизайнер редакции, наблюдая за изображением на экране компьютера с соответствующей программой, на котором, кстати, можно наблюдать сам оригинал-макет и репродукцию, тем самым сравнивая заказ редакции (оригинал-макет) и его типографское исполнение (полиграфия). Учет репродукционных процессов и получаемых характеристик в аппаратуре осуществляется в модулирующем устройстве полиграфического процесса. Достигнув удовлетворяющих параметров изображения на экране компьютера - приемлемого тождества оригинала и репродукции, - фиксируется положение ручек настройки блока трансформации и заносится в сопроводительную карточку, которой снабжается оригинал при отправлении в типографию. По таким карточкам настраиваются блоки цветокоррекции и градационной коррекции электронного
цветокорректора, посредством которого в типографии
изготавливаются цветоделенные фотоформы.
Оптимальным фактором упрощения двух разделенных стадий изготовления печатного продукта - допечатная подготовка и печатание = является синтез двух этих стадий, что при современной полиграфии весьма возможно и выгодно, ибо увеличивает в конечном итоге оперативность издания, что очень важно для
ежедневных периодических изданий. Так, применение в
редакциях различных средств оргтехники (например,
индикационные табло), установленных в отделах и службах
редакции и типографии, можно одновременно следить за
прохождением всех стадий редакционных и типографских процессов и быстро их корректировать.
Однако в большинстве случае отсутствует такая плотная устойчивая связь между редакцией и типографией, и многие издания выходят в свет децентрализовано, то есть, когда допечатная подготовка в редакции представляет собой замкнутый процесс, а полиграфическое исполнение - свой замкнутый процесс. И здесь эффективность производства информационного продукта в виде газеты или журнала зависит от отлаженной схемы ряда технологических процессов. Специалистами в области полиграфии
такая схема после приема комплекта цветоделенных
растрированных изображений представляется следующим образом:
1) изготовление комплекта оригинальных фотоформ путем копирования полученных фототелеграфных копий на офсетные
пластины;
2) пробная печать цветных иллюстраций;
3) определение необходимости художественной и технической
ретуши иллюстраций;
4) художественная и техническая ретушь иллюстраций;
5) пробная печать откорректированных цветных иллюстраций;
6) изготовление комплекта монтажа: текста, штриховых
материалов, черно-белых и цветоделенных изображений;
7) получение машинных форм; 8) печать тиража.
Исходя из современной практики полиграфических услуг в
производстве периодической печати, специалисты в этой области считают, что технологическая схема полиграфических процессов в пункте приема по существу ничем не отличается от таковой при децентрализованной печати цветных изданий офсетным способом с использованием транспортных средств доставки комплектов диапозитивов. Не отличается она и от классической схемы офсетного репродуцирования цветных иллюстраций. В ней лишь отсутствуют цветоделительные и растровые процессы, которые в данном случае осуществлены в пункте передачи. Другими словами, объединение схем технологических процессов в пунктах передачи и приема даст полную технологическую схему печати периодических изданий с цветными иллюстрациями офсетным способом. Таким образом, газетный вариант фототелеграфной
передачи цветных изданий при офсетном способе печати хорошо
сопрягается с полиграфическими процессами в пунктах передачи и приема.
В рыночных условиях, когда газета или журнал представляют собой разновидность информационного товара, достаточно важен внешний вид издания (как конфетная обертка, до начинки потребитель должен клюнуть на саму обертку), особенное значение придается титульному листу или первой полосе, которые должны всецело привлекать внимание дизайном, оригинальностью цветов и заголовков, то есть должны быть броски, эффектны, завлекательны. Они своего рода анонс и реклама всего номера газеты или журнала. И чем они удачнее и профессиональнее выполнены, тем лучше будет реализация. начало выпуска периодического издания - первая страница газетного или журнального номера.
Первая страница помогает потенциальному читателю найти то, что его интересует, то, что может заинтересовать, то, что предложит ответы на актуальные вопросы.
Современная практика производства периодической печати насчитывает несколько вариантов оформления первой полосы, каждый из которых соответствует или, по крайней мере, должен соответствовать предъявляемым редакционным установкам, редакционной политике, редакционным возможностям и требованиям.
Типичным образцом первой полосы многих изданий является размещение на первой полосе крупным форматом в центре или в какой-либо ее части броской фотоиллюстрации или блока фотоиллюстраций, реже - фотомонтажного блока или фотоколлажа. Задача первой полосы привлечение внимания, и именно она должна, прежде всего, визуально привлекать внимание
потенциального читателя. В некоторых вариантах
фотоиллюстрация на первой полосе занимает от 2/3 до 3/4 полосы, в определенной степени символизируя данной иллюстрацией некий «гвоздь» номера, и усиливает иллюстративную часть некий лид - опять же броский заголовок, анонс, цитата и пр. По этому варианту оформляются первые полосы, многих изданий, прежде всего, таблоидов. Например, один из номеров известного таблоида призывал купить его крупным эффектным фотомонтажем на первой полосе, изображавшим символичную пару российских суперзвезд эстрады - Аллу Пугачеву и Максима Галкина, - с
набранным крупным кеглем под данной иллюстрацией заголовком
«Пугачева и Галкин разводятся». Такие варианты нередко используют и общественно-политические издания, к примеру, «Комсомольская правда», «Московские новости».
Иной вариант используется при оформлении первой полосы редакциями газет «Труд», «Известия», «Коммерсант» и ряда других. На ней, кроме соответствующих иллюстраций и подборки актуальных новостей, выносятся своеобразным анонсом начало злободневных социальных, политических и экономических публикаций (нередко это аналитические статьи, комментарии, журналистские расследования и пр.). Их продолжения и окончания
соответственно размещаются на последующих полосах. Такой
вариант, как и другие, имеет свои преимущества и недостатки. Так, потенциальный читатель изначально может познакомиться с самыми важнейшими и интересными материалами газеты. Однако чтобы дочитать приглянувшиеся материалы до конца, необходимо развернуть номер, чтобы найти необходимое окончание да еще на нужной странице, что не всегда удобно. Особенно если формат газеты А2. Согласимся, что читать подобную газету удобнее в офисе или дома на диване, но вряд ли в транспорте или на улице. Правда, здесь можно возразить, что сам по себе интересный материал перед такой безделицей как поиск его окончания на других страницах не остановит заинтересовавшегося читателя, но это уже проблема журналистского творчества, мы же говорим о дизайне. Кстати, многие ответственные секретари периодических изданий форматов А2 и А3 пытаются минимизировать неудобства читателя величиной полос тем, что подразделяют внутренние полосы изданий строго на две части - верхнюю («чердак») и нижнюю («подвал»), распределяя соответственно материалы по этим частям. Читателю удобно согнуть газеты пополам и прочесть материал, не разворачивая газету иным неудобным для чтения способом.
Итак, при оформлении первой полосы нужно учитывать требования дизайна, синтезирующего логотип, привлекательную иллюстрацию и анонсы, заголовки или начальные абзацы. Первая полоса обязательно должна привлечь внимание читателя. Поэтому она должна быть простой и эффе4ктиной, здесь вовсе не нужно усложнять верстку и оформление, в противном случае это может привести к перенасыщенности полосы и потере ее «лица» (читатель
вряд ли захочет разбираться в винегрете информации на первой
полосе и оценит издание однозначно в целом негативно) и к тому же сказаться на графике выпуска издания, что чревато ненужными дополнительными расходами и нервотрепкой с типографией и логистикой. Цель первой полосы однозначна - помочь быстро разобраться в содержании номера. Поэтому среди обязательных элементов первой полосы - соответствующие анонсы или лиды номера с указанием размещения важнейших материалов на полосах. Многополосные издания, верстающиеся несколькими тематическими блоками, подобные анонсы обязательны. Иногда из- за нехватки площади первой полосы такие анонсы печатают над логотипом издания. Таким образом, первая полоса превращается в своеобразный путеводитель по номеру, призывающий приобрести номер издания и облегчающий поиск интересующей его рубрики и материала.
Реализации той же цели могут служить и некоторые другие элементы номера печатного издания. Газетные практики в этом плане указывают, например, на колонтитулы. Такой колонтитул - строку с названием газеты или журнала, номером выпуска, его датой и указанием страницы размещают наверху каждой полосы или в каком-нибудь ином варианте, например, в нижнем внешнем ее углу, тем самым облегчая поиск читателя находить то, что его интересует. Возможные ошибки в содержании и оформлении выходных сведений издания могут привести к неожиданным потерям рекламы, объявлений, то есть, дополнительному доходу редакции.
Существуют еще и обязательные сведения, которые предписаны правовым нормами Российской Федерации. В этих сведениях полагается указывать его учредителя, главного редактора, состав редколлегии, адрес и телефоны редакции, регистрационный номер газеты или журнала, их тираж, типографию, где он печатается, и ее адрес, подписной индекс издания. Здесь же указывают время сдачи материалов номера в печать и его соответствие графику выпуска. Все чаще в выходные сведения включают телефоны коммерческих структур редакции, в частности отделов рекламы, объявлений, распространения, экспедиции. Указание этих телефонов помогает рекламодателям, распространителям издания и желающим подписаться на него в редакции. Эти правовые основы изложены в ряде законов, в частности, в федеральном законе «О средствах
массовой информации». В статье 25 данного закона изложен
порядок распространения СМИ, в том числе печатной периодической продукции.
Так, воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов - не допускается. Распространение
продукции средства массовой информации считается
коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно" и не может быть предметом коммерческого распространения. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.
Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир). Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие
сведения:
1) название издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет -
также время подписания в печать (установленное по графику и
фактическое);
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия
связи;
6) тираж;
7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; 8) адреса редакции, издателя, типографии.
Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.
Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по
вступившему в силу
Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный
срок:
вступившее в законную силу решение суда, содержащее
требование об опубликовании такого решения через данное
средство массовой информации;
поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство
массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
Редакции средств массовой информации, учредителями
(соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Государственные средства массовой информации обязаны
публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности
органов государственной власти в государственных средствах
массовой информации».
Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
Современные возможности полиграфической индустрии открывают редакциям СМИ качественно новые перспективы. В редакции оформлением номера, созданием его оригинал-макета занимается ответственный секретарь, его же функции относительно оформления может выполнять другой специалист, которого в разных редакциях называют по-разному - дизайнер, арт-директор и т. д. Сегодня большинство возможностей полиграфии в основном сфокусировано на использовании многоцветности, способности использовать в периодическом издании дополнительных цветов, оттенков, компьютерную графику и пр. Офсетная и цифровая печать позволяют сейчас выпускать качественное многокрасочное издание, выделять дополнительным цветом (второго, третьего плана) важнейшие фрагменты содержания материалов, красочно представлять заголовки, монтировать текст на иллюстрацию и наоборот и т. п. Украшение любого издания - многоцветные иллюстрации в виде фотографий, фотоколлажей, рисунков, графики, художественных репродукций ставят процессы оформления периодического издания на новую ступень. Таким образом, полноцветная газета и тем более журнал сами становятся своего рода произведениями оформительского искусства.
Полноцветные или многоцветные периодические издания заведомо получают преимущества перед черно-белыми изданиями. Они привлекают к себе красочностью, четкостью цифровой фотосъемки, где в цветном изображении видны мельчайшие оттенки запечатленного события, персонажа, сцены и пр. что дополнительно привлекает интерес читателя. А это в свою очередь
повышает солидность и конкурентоспособность издания. Вместе с
тем, следует иметь ввиду, что решение издавать полноцветное периодическое издание перед редакцией, ее собственниками, владельцами и менеджментом достаточно непростые проблемы. В первую очередь, такие проблемы носят сугубо экономический характер, так как очевидно, что при «полноцветке» резко возрастают расходы на ее выпуск. Вместе с тем, следует отдавать отчет в том, что полноцветность является одним из признаков солидности издания, а это означает существенное повышение требований к качеству контента издания. Понятно, что если имеется красивая броская обертка, а начинка в ней никакая или скверная, то такое издание даже при всей броскости формы теряет содержание, а современный избалованный обильным рынком всевозможной прессы взыскательный читатель подобного не простит и не будет обращать на данное издание впредь своего внимания, Иными словами даже самая красочная форма не в силах скрыть убожества контента. К тому же очень важно чувствовать меру в обращении с возможностями оформления, то же злоупотребление дополнительными цветами способно привести к пестроте в оформлении, мешает выделению и восприятию главного. И здесь может быть вина не только ответственного секретаря или дизайнера, но и просчет политики топ-менеджмента, полагающего порой, что чем пестрее, чем красочнее, тем привлекательнее. Поэтому расчет на полноцветность, желание работать на высоком качественном уровне в целом требует самой серьезной профессиональной подготовки, тщательного просчета всех действий и их последствий - организационных, административных, творческих, экономических.
Дизайн современного издания, его оформление является одним из элементов его бренда. Постоянные потребители конкретного информационного продукта привыкают к нему, становятся консервативны к различным новшествам любимой газеты и чаще всего негативно воспринимают смену каких-либо векторов своего издания, будь-то изменение рубрик, смена шрифтов, изменение дизайна первой и внутренних полос. Понимая это, если в силу определенных обстоятельств (смена собственника, новая имиджевая политика редакции, возникшая конкуренция, внеплановая ситуация, связанная с перерегистрацией издания и пр.) возникла необходимость в подобных изменениях и новшествах, то
весьма цивилизованным и этическим шагом по отношению к
постоянной аудитории прежде всего будет обязательное уведомление об этом читателей, желательно с соответствующим объяснением сути, целей, характера изменений. Некоторые специалисты считают, что при этом полезно и посоветоваться с читателями о возможности перемены параметров издания, периодичности его выхода, использования дополнительного цвета и т. д., мол, это лишь прибавит авторитета редакции, укрепит ее связи с аудиторией. На наш взгляд, это не совсем правильно. Редакция обычно не доходит до такого уровня общения с читателями, сохраняя некую отстраненность собственного реноме, основанного на том, что все же газету делают профессионалы и негоже им падать до уровня пусть и уважаемых, но читателей- дилетантов, которые ничего полезного в плане оформительского переустройства издания все равно не посоветуют, зато могут
весьма неприятно подумать о степени дизайнерского
профессионализма редакции.
И, наконец, последний вопрос в данной теме, который важно осветить - это ролевые функции участников допечатной подготовки, то есть, редакции периодического печатного издания. Действительно, многие журналисты и сотрудники редакции напрямую с типографско-полиграфическим производством не связаны и знают о нем зачастую в общем виде, зато практически все активно задействованы в первичной стадии производства печатного периодического продукта, то есть, в допечатной подготовке.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 616;