Состав преступления как юридическая основа и законодательная модель для квалификации преступления
В УК Республики Беларусь в отличие, например, от УК РФ (ст. 8) на законодательном уровне правовой институт под названием «состав преступления» не получил нормативного обозначения. Но для определения, является ли совершенное деяние преступным, наукой уголовного права с учетом данных обобщенного анализа признаков конкретных видов преступлений и исходя из нормативного определения оснований и условий уголовной ответственности (ст. 10 и нормы главы 5 УК), понятия преступления (ч. 1 ст. 11 УК) выработано и воспринято уголовным законом и судебной практикой такое абстрактно-логическое понятие, как состав преступления.
Здесь уместно напомнить, что термин состав преступления (corpus delicti) впервые ввел в 1581 г. Проспер Фаринаций. Первоначально этот правовой институт имел исключительно процессуальное значение. В ХV – ХVII вв. состав преступления рассматривался как совокупность прямых и косвенных улик, свидетельствующих о совершении преступления и являющихся достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности.
Состав преступления – это важнейшее законодательное и теоретическое понятие в уголовном праве, центральное ядро теории уголовного права.
В национальной теории уголовного права состав преступления определяется как совокупность или система предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние в качестве преступления. Фактически состав преступления – это инструмент, позволяющий определить юридическую конструкцию общественно опасного деяния и сделать вывод о том, что оно является преступлением, описанным в конкретной норме Особенной части УК. Состав преступления потому и называется составом, что состоит из составных частей, которые в науке уголовного права называются элементами.
Выделяют несколько значений данного правового явления:
1) состав преступления как основание криминализации общественно опасных деяний;
2) состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений;
3) состав преступления как основание уголовной ответственности.
Поскольку преступление всегда конкретно, то не может быть и уголовной ответственности за «преступление вообще», «за занятие преступной деятельностью» и др. Соответственно, и состав преступления всегда конкретен – это кража, изнасилование, бандитизм и пр. Его конкретность определяется тем, что все признаки каждого состава указаны в законе. Формируя правовую модель преступления конкретного вида, законодатель абстрагируется от нетипичных, частных признаков, индивидуальных особенностей отдельных общественно опасных деяний и закрепляет в нормах Особенной части УК только минимально необходимый набор наиболее общих существенных признаков, характеризующих в первую очередь общественную опасность деяния, которые неизбежно повторяются при совершении любого преступления данного вида и являются достаточными для признания лица виновным в совершении преступления определенного вида.
Так, например, при совершении любой кражи преступник всегда завладевает чужим имуществом либо приобретает право на чужое имущество, используя при этом тайный способ завладения и руководствуясь корыстной целью, что в конечном итоге причиняет потерпевшему имущественный ущерб. Именно тайный способ похищения позволяет отграничить кражу от таких смежных с нею посягательств на собственность, как мошенничество (завладение имуществом путем обмана или злоупотребления доверием – ст. 209), грабеж (открытое похищение имущества – ст. 206).
В конкретных условиях, как правило, факты совершения, например, краж имущества сопровождаются рядом других, кроме вышеуказанных, признаков. Однако в связи с тем, что они повторяются не во всех случаях совершения преступлений данного вида, чаще носят бессистемный (случайный) характер, не являются типичными или неотъемлемыми, законодатель намеренно не включил их в конструкцию уголовно-правовой нормы (ст. 205 УК) в качестве обязательных.
Например, для законодательной конструкции состава кражи безразличны признаки, позволяющие определить, какое имущество похищалось, т.е. определяющие предмет кражи (деньги, носильные вещи, движимое или недвижимое имущество и т.п.), когда она произошла (зимой, летом, ночью, днем), где произошла кража (в частном доме, квартире, в городе, деревне и т.п.).
Следовательно, в статьях Особенной части УК содержатся только существенные и отличительные признаки, специфичные для того или иного конкретного состава, которые присущи только ему и делают этот состав индивидуальным, единственным в уголовном законодательстве.
Значит, признаксостава преступления можно определить как обобщенное юридически значимое свойство (качество), присущее всем преступлениям данного вида. Как указывает В.Н. Кудрявцев, «состав преступления представляет собой систему таких признаков, которые необходимы и достаточны для признания, что лицо совершило соответствующее преступление». [40] Необходимые – потому, что без хотя бы одного из них установление уголовной ответственности является невозможным. Достаточные – потому, что их установление является достаточным для привлечения к уголовной ответственности и установление дополнительных признаков не требуется.
Образующие состав преступления конкретного вида признаки представляют собой не их случайное сочетание, а органическое единство: отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие и состава преступления в целом. [73]
Например, обязательным признаком субъективной стороны угона транспортного средства является отсутствие цели хищения (ч. 1 ст. 214 УК). В противном случае в содеянном будет отсутствовать состав преступления, предусмотренный ст. 214 УК, и содеянное подлежит квалификации уже по другой норме УК – ст. 205 УК (Кража).
Как указывалось ранее, состав преступления – это единое и неделимое целое, это, образно выражаясь, целостный организм, неразрывная система взаимосвязанных объективных и субъективных признаков, формирующих в своей совокупности юридическую модель преступления. Соответственно, как и любая система, состав состоит из так называемых подсистем, каковыми являются базовые (обязательные) признаки и которые в науке уголовного права принято обозначать обобщенным термином «элементы состава преступления».
Точнее, под элементами состава преступления следует понимать однородную группу юридически значимых признаков, характеризующих преступное деяние с какой-то одной стороны. Структура состава любого преступления представлена традиционно совокупностью четырех элементов:
- объект посягательства;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Однако состав конкретного преступления описывается не только в нормах Особенной части УК. Признаки, присущие всем составам преступлений либо большинству из них, чтобы избежать ненужных повторений во всех статьях Особенной части, законодатель формулирует в Общей части. Например, обязательным признаком субъекта любого преступления является вменяемость, содержание которой устанавливается путем толкования ст. 28 Общей части УК (Невменяемость), возраст уголовной ответственности, вина и ее формы также регламентируются в нормах Общей части (ст.ст. 27, 21 – 25 УК). В Общей части УК закреплены и такие специфические признаки состава, как приготовление к преступлению (ст. 13 УК), покушение на преступление (ст. 14 УК), соучастие в преступлении (ст. 16 УК).
Таким образом, при квалификации преступления необходимо учитывать его юридические признаки, предусмотренные как в диспозициях статей Особенной части (признаки состава, придающие данному преступлению его индивидуальность), так и признаки, закрепленные в Общей части УК и повторяющиеся при совершении всех преступлений. [73]
Важным в вопросах квалификации является деление наукой уголовного права всех признаков, отражающих содержание каждого их четырех элементов, на обязательные и факультативные. Напомним кратко их основные отличительные особенности. Обязательные – это такие признаки, наличие которых необходимо в любом составе преступления. Отсутствие любого из этих признаков исключает наличие состава преступления. Факультативные – это признаки, которые содержатся не в каждом составе преступления.
Например, в зависимости от особенностей конструкции объективной стороны состава конкретного вида преступления (материальные или формальные) обязательными являются для первого вида деяние, общественно опасные последствия и причинная связь, для второго вида – только общественно опасное деяние. В то же время такие признаки объективной стороны, как место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления, называются факультативными.
Объекту преступления присущ один обязательный признак – собственно объект, и два факультативных признака: а) предмет преступления, б) потерпевший от преступления.
Субъекту преступления свойственны три обязательных и один факультативный признак. Обязательными являются: а) физическое лицо, б) вменяемость лица, в) достижение виновным лицом возраста уголовной ответственности за конкретный вид преступления.Факультативными являются предусмотренные уголовным законом дополнительные признаки, характеризующие те или иные особенности субъекта преступления, сужающие тем самым круг подлежащих уголовной ответственности лиц по тем или иным свойствам (например, по признакам профессиональной деятельности и др.) и объединяемые в науке уголовного права словосочетанием «специальный субъект преступления».
Субъективная сторона характеризуется одним обязательным признаком (вина) и двумя факультативными признаками, к которым относятся мотив, цель и особое психическое состояние (аффект). Последний признак может быть отнесен к специальным признакам субъекта.
Анализ фактических обстоятельств любого совершенного преступления показывает, что вышеперечисленные факультативные признаки чаще всего имеют место при совершении преступлений почти любого вида. Но в силу различных причин законодатель не посчитал необходимым придавать им уголовно-правовое значение в рамках каждого вида преступления, включенного в Особенную часть УК.
Если тот или иной факультативный признак указан в диспозиции, он приобретает в рамках конкретной уголовно-правовой нормы статус обязательного, для данной нормы имеет равнозначную (равноценную) юридическую силу с такими всегда обязательнымипризнаками, как, например, деяние, вина, и входит в предмет квалификации и доказывания.
Например, при недоказанности похищения имущества тайным способом содеянное не будет содержать признаков состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК (Кража) и не может быть квалифицировано по этой статье. Это не означает, что содеянное вообще не подлежит правовой оценке с позиций норм УК и полностью исключается из сферы уголовной юрисдикции. В нем могут быть установлены признаки другого преступления, но только не преступления, предусмотренного ст. 205 УК.
В ситуациях, когда факультативный признак присутствует в конкретном факте, но не включен законодателем в конструкцию «примеряемой» для квалификации уголовно-правовой нормы, его наличие не влияет на разрешение вопроса о наличии или отсутствии состава и он не участвует в квалификации преступлений. Чаще всего такие признаки могут учитываться судом в рамках индивидуализации при назначении наказания или применения иных мер уголовной ответственности.
В то же время следует отметить и такое условие: если признаки так называемого «двойного» назначения из группы смягчающих или отягчающих обстоятельств учтены в качестве квалифицирующих признаков (например, признак повторности или совершение преступления группой лиц), то они повторно уже не могут учитываться при назначении наказания, что прямо отражено в ч. 3 ст. 63 и ч. 3 ст. 64 УК.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 932;