Мультипликатор инвестиций
Рост инвестиций, повышая совокупный спрос, ведет к росту национального объема производства (ВНП)[3]. При этом инвестиционные расходы увеличивают объем производства на величину, большую, чем сами инвестиции. Здесь срабатывает так называемый мультипликационный эффект (эффект множителя) – способность расходов вызывать прирост доходов (ВНП) больший, чем вызвавшие этот прирост расходы.
Объяснить суть мультипликационного эффекта можно на следующем примере.
Предположим, что предприниматель решил вложить 10000 ден. ед. в совершенствование своего производства. В результате поставщики строительных материалов, оборудования, рабочие, занятые строительно-монтажными и т.п. работами, получили дополнительный доход, равный 10000 ден.ед. Будем исходить из того, что предельная склонность к потреблению (МРС) постоянна и равна 0,8. Это значит, что поставщики, рабочие из полученного дохода в 10000 ден. ед. израсходуют на потребление 8000 ден.ед., увеличив чей-то доход на эту сумму. Вторые получатели дохода израсходуют 6400 (0,8 x 8000) ден.ед., сформировав доход третьих лиц на уровне 6400 ден.ед. и т. д.
Таким образом, исходные 10000 ден. ед. вызвали бесконечную цепь вторичных потребительских расходов, увеличив совокупные доходы в [1 + (0,8) + (0,8)2 + (0,8)3 + ... ] раз.
Данное выражение представляет собой сумму членов убывающей геометрической прогрессии, которая равняется: [1:(1-0,8)] = 1: 0,2 = 5.
Отсюда: первоначальный расход в 10000 ден. ед. превратился в сумму доходов, равную 10000 x 5 = 50000 ден. ед.
Поскольку 0,8 – это предельная склонность к потреблению (МРС), то (1- 0,8) – это предельная склонность к сбережению (МРS).
Коэффициент, характеризующий степень изменения дохода (ВНП) в результате изменения инвестиций, называется инвестиционным мультипликатором.
Инвестиционный мультипликатор (MRI) – отношение изменения величины ВНП к инвестициям, вызвавшим это изменение; равен величине, обратной предельной склонности к сбережению:
В нашем примере инвестиции, равные 10000 ден. ед., привели к увеличению ВНП на 50000 ден. ед.
Таким образом, в силу действия мультипликативного эффекта прирост ВНП в результате увеличения инвестиций будет больше, чем сами инвестиции:
Однако надо иметь в виду, что мультипликатор действует в обоих направлениях, и снижение инвестиций приведет к падению ВНП на величину, большую, чем сокращение инвестиции.
Выводы
1. Потребление и сбережения есть функции дохода. По мере роста доходов доля потребления сокращается, а доля сбережений растет. Автономное потребление – это потребление, независимое от уровня дохода. Уровень потребления и сбережений характеризуется следующими показателями: средняя склонность к потреблению – доля дохода, направляемая на потребление, в общем доходе; средняя склонность к сбережению – доля дохода, направляемая на сбережение, в общем доходе; предельная склонность к потреблению – отношение изменения объема потребления к изменению дохода; предельная склонность к сбережению – отношение изменения в сбережениях к изменению дохода.
2. Кейнсианская модель «доходы–расходы» является дальнейшей конкретизацией кейнсианского варианта базовой макроэкономической модели равновесия национального хозяйства. Она моделирует равновесие в краткосрочном периоде без учёта изменения цен, денег и денежного обращения и поэтому является моделью товарного рынка, где обращаются потребительские и инвестиционные товары.
3. Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве доходов и расходов, сбережений и инвестиций. Равновесный НД не соответствует потенциальному: он может быть выше и ниже потенциального НД. В этом случае возникает инфляционный и рецессионный разрывы, которые могут преодолеваться с помощью инструментов государственного регулирования экономики. Отклонения фактического объёма производства и НД от потенциального обусловлено несовпадением планов инвестиций и сбережений. Основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения, является величина располагаемого дохода.
4. Равновесный уровень производства и НД может изменяться при изменении любого компонента совокупных расходов (потребления домашних хозяйств, инвестиции, государственные расходы, чистый экспорт). Если прирост расходов не связан с динамикой дохода – это автономные расходы, если связан – это производственные расходы. Первые ведут к росту НД с эффектом мультипликатора, вторые – с эффектом акселератора.
5. В условиях неполной занятости ресурсов эти эффекты порождают парадокс бережливости: рост сбережений домохозяйства в перспективе ведёт к уменьшению сбережений всего общества, а, следовательно, и каждого домохозяйства.
[1] В научной литературе выделяются и другие научные школы, с которыми мы встретимся при изучении курса «История экономических учений». В рамках данной темы большинство имеющихся концепций по существу представляют уточнения и дополнения отмеченных двух направлений: классической и кейнсианской.
[2] «Основной психологический закон» Дж.М.Кейнса состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход.
[3] «….принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызвать колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой.» Дж.М.Кейнс
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1085;