Другие нейроактивные пептиды
Остальные семейства нейроактивных пептидов представляют тахикинины (субстанция Р, служащая медиатором при проведении болевой чувствительности, а также бомбезин, физалемин, кассинин, уперолеин, эледоизин, вещество К), пептиды нейрогипофиза (вазопрессин, окситоцин, нейрофизин), секретины (секретин, глюкагон, вазоактивный интестинальный пептид, соматолиберин), инсулины (инсулин, инсулиноподобные ростковые факторы 1 и 2), семейство панкреатического полипептида (нейропептид РР, нейропептид Y, пептид YY, участвующие в формировании пищевого поведения, смене биологических ритмов и возникновении эмоций), соматостатины (соматостатин, полипептид поджелудочной железы), гастрины (гастрин, холецистокинин) и эндозепины, предположительно причастные к организации социального поведения.
Небольшие фрагменты холецистокинина (в частности, тетрапептид) и пентагастрин оказались специфическими агонистами В-рецепторов серотонина: их внутривенное введение добровольцам вызывало субъективное состояние страха. Семейство эндозепинов представлено продуктами преобразования исходной молекулы общего для них белка-предшественника. Эндозепины связываются с некоторыми разновидностями ГАМКА-рецепторов, препятствуя ряду тормозных процессов, которые осуществляют ГАМК-эргические нейроны. В связи с особенностями распределения ГАМКА-рецепторов в структурах мозга действие эндозепинов проявляется в первую очередь в лимбических структурах, гипоталамусе и коре. Введение эндозепинов в желудочки мозга грызунам вызывает у животных проявления тревожности, страха и склонность к конфликтному поведению. Интерес к исследованию эндозепинов подкрепляется сведениями о том, что они действуют на те же рецепторы, что и бензодиазепины (диазепам, элениум и т.д.), достаточно давно применяемые для подавления тревоги, страха и агрессивности у человека. Если бензодиазепины повышают чувствительность рецепторов для ГАМК, то эндозепины этому препятствуют.
Пищевая мотивация
Пища служит человеку единственным источником энергетических и пластических, т.е. строительных ресурсов для организма, которые ему приходится восполнять на протяжении всей жизни. Уровни глюкозы, аминокислот и жирныхкислот в крови являются гомеостатическими параметрами, снижение которых ощущается субъективно как голод и мотивирует поведение на поиск и потребление пищи. Мотивационный центр голода представлен нейронами латерального гипоталамуса, разрушение которых у экспериментальных животных вызывает афагию – отказ от любой пищи и последующую гибель, предупредить которую можно лишь принудительным кормлением. Регуляцию количества съедаемой пищи осуществляет мотивационный центр насыщения, расположенный в вентромедиальном гипоталамусе. Разрушение этого центра у экспериментальных животных резко повышает количество съедаемой пищи, что приводит к быстрому увеличению массы тела. Центр насыщения играет роль физиологического ограничителя, предупреждающего увеличение массы тела сверх оптимального значения, которое тоже является гомеостатическим параметром.
Схема гомеостатической регуляции пищевого поведения с помощью центров голода и насыщения создана более полувека назад. Она была основана на результатах объективных исследований, открывших действительно существующие физиологические механизмы гомеостатического регулирования. Смущает, однако, сама возможность возникновения подобного механизма в процессе эволюции, если учесть, что предки человека, да и млекопитающие в целом никогда не имели регулярного доступа к пище. Когда же такой доступ предоставлялся, съедались очень большие порции, что и позволяло выжить во время долгих периодов голодания. Совершенно в иных условиях формируется пищевое поведение современного человека, всегда имеющего доступ к пище и возможность широкого выбора желаемых пищевых продуктов. И едва ли кто-нибудь станет утверждать, что побуждением к приёму пищи у него всегда является голод и только голод.
Традиции питания, сложившиеся у современных людей связывают потребление пищи с получением удовольствия: желание его получать сделалось основным мотивом, тогда как настоящий голод современный человек переживает крайне редко. Стремление получить удовольствие от каждого приёма пищи стимулирует кулинарную изощрённость и способствует развитию пищевой индустрии. Получение удовольствия от пищи подавляет физиологический механизм самоограничения у большинства людей, в итоге примерно треть населения в развитых странах имеет избыточный вес.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 313;