Раздел III. МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тема № 12. Понятие «массовая информация»
Приступая к рассмотрению роли МИ в развитии общества, следует, прежде всего, уточнить определения понятий информации и МИ.
Информация в самом общем смысле слова есть результат отражения многообразия действительности, сообщения, сведения о ней, т.е. такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель (акад. Афанасьев В.Г., известный специалист по информации). Только взаимодействуя с потребителем, знания приобретают характер сообщения, сведения. Информация – это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, т.е. такие, которые собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются (или могут быть использованы) системой, причем не любой, а только самоуправляемой системой. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления в целях сохранения качественной специфики, ее совершенствования и развития.
Человек научился улавливать сигнальные сообщения окружающей действительности, объединяемые понятием «информация», с помощью различных систем знаков и разных материалов и обогащать за счет «внутренних резервов», перерабатывая их сообразно своим нуждам и возможностям, т.е. научился создавать из исходной информации новые реалии – информационные продукты, при определенных условиях оказывающиеся способными передать заинтересованному лицу некое содержание для ума, души, чувства и в той или иной мере повлиять на него, изменить его состояние. Такие продукты и называют реалиями информационной природы.
Информация – это проявление сигнальной связи управляющего характера, которая объективно существует между всеми предметами реального мира и на уровне живой природы расшифровывается получателем сигнала как сведения, диктующие ему изменение поведения. (Г.В. Лазутина.) У информации нет качества. Она либо есть, либо отсутствует: в случае, когда возникают помехи – «шумы», связь между отправителем и получателем информационных сигналов распадается.
Информационный продукт есть дело мозга и рук человека, результат переработки и обогащения полученной им информации, в котором неизбежно отражается уровень креативности – творческих возможностей его создателя. Отсюда возникает вопрос о качестве. Человек творческий, одаренный способен не только чутко и полно улавливать сообщения из нашего многозвучного, многоцветного, многомерного мира, но и превращать их в нечто новое за счет своих внутренних богатств. Это нечто может быть объективно новым – тем, чего раньше не существовало, чей потенциальный смысл еще никем не был постигнут и развернут. Но может быть новым и субъективно – таким, что уже есть в реальности, однако данным человеком создано впервые, сотворено усилиями его собственного мозга, собственной души.
Можно ли человека научить творчеству? Творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности. Рождается любое творчество как любительское. Область творчества выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Гете по этому поводу заметил: в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.) Творчество профессиональное основывается на закрепленном в профессиональной установке сознательном изучении закономерностей какого-либо вида деятельности и стремлении следовать им.
Опыт показывает, что профессионализма можно достигнуть еще на студенческой скамье. Существует три его ступени: 1) обученность (использование уже известных приемов и средств), 2) умелость (способность решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов, методов, нередко – в новых условиях), 3) мастерство (специалист достигает максимума в развитии своих творческих способностей и оказывается способным к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества – нередко создания Мастера своим смыслом опережают время, и могут пройти десятилетия, пока его идеи поймут и примут).
Каждая, даже самая маленькая заметка, содержащая какую-либо новость, должна стать результатом журналистского творчества, а вовсе не автоматическим отражением происходящего. Убедимся в этом на конкретном примере. Вот короткое сообщение, опубликованное в свое время «Комсомольской правдой»:
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 466;