Классический и вероятностный детерминизм
Наиболее точная формулировка сущности классического детерминизма принадлежит П. Лапласу, вследствие чего такой детерминизм часто называют также лапласовским детерминизмом. Действительно, лапласовский детерминизм основывается на представлении, согласно которому весь окружающий нас мир − это огромная механическая система, начальное состояние которой является точно заданным и в которой не делается никакого различия между движениями "величайших тел Вселенной и легчайших атомов".
Лаплас отдавал себе отчет в том, что такая ситуация в реальном мире невозможна и поэтому она представляет собой идеализацию. Главный недостаток лапласовского механистического детерминизма, состоит в том, что он представляет мир, Вселенную как систему, полностью детерминированную законами механики. В таком мире не было бы ничего неопределенного и случайного. Сама случайность исключается из природы и общества. Начиная с Демокрита и английского философа Томаса Гоббса (1588-1679), случайное материалисты определяли как "необходимую причину, чего нельзя разглядеть".
Такой взгляд на случайность был продиктован механицизмом старого метафизического материализма, получившего наиболее яркое выражение во французском материализме XVIII в. Подобных же воззрений на случайность придерживались многие ученые той эпохи. Доминирующая в настоящее время частотная, или статистическая, интерпретация вероятности, напротив, подчеркивает объективное содержание понятия вероятности, ибо рассматривает ее как количественную характеристику устойчивости частоты массовых случайных событий. Таким образом, сторонники механистического материализма абсолютизируют категорию необходимости, признавая подлинными лишь универсальные законы, и исключают случайности из мира. Если последовательно придерживаться такой точки зрения, то придется признать и предопределенность всех событий в мире и связанный с ним − фатализм.
Ошибочность таких взглядов − в непонимании диалектической взаимосвязи между случайным и необходимым, когда они рассматриваются обособленно друг от друга и противопоставляются друг другу. В действительности же необходимость возникает как результат взаимодействия многих случайностей, о чем свидетельствуют статистические законы. В свою очередь случайности выступают в форме проявления и дополнения необходимости, поскольку универсальные или строго детерминистские законы в чистом виде не существуют.
Итак, детерминизм исторически выступает в двух формах: лапласовского, или механистического, детерминизма, в основе которого лежат универсальные законы классической физики; вероятностного детерминизма, опирающегося на статистические законы. Поэтому вряд ли целесообразно называть такой детерминизм индетерминизмом.
Когда сравнивают эти формы выражения регулярностей в мире, обращают внимание на степень достоверности их предсказаний. Строго детерминистские законы дают точные предсказания там, где можно абстрагироваться от сложного характера взаимодействия между телами, отвлекаться от случайностей, упрощать действительность. Однако такое упрощение и схематизация возможны лишь при изучении простейших форм движения. Когда же переходят к исследованию сложных систем, состоящих из большого числа элементов, индивидуальное поведение которых трудно описать, тогда обращаются к статистическим законам, опирающимся на вероятностные предсказания.
Таким образом, в современной концепции детерминизма органически сочетаются необходимость и случайность. Поэтому мир и события в нем не оказываются ни фаталистически предопределенными, ни чисто случайными. Классический детерминизм лапласовского типа чрезмерно подчеркивал роль необходимости за счет отрицания случайности в природе и поэтому давал искаженное представление о картине мира. Признание самостоятельности статистических, или вероятностных, законов, отображающих существование случайных событий в мире, дополняет прежнюю картину строго детерминистского мира. В результате этого в новой картине мира необходимость и случайность выступают как взаимосвязанные и дополняющие аспекты.
Очень часто детерминизм отождествляют с причинностью, но такой взгляд нельзя считать правильным хотя бы потому, что причинность выступает как одна из форм проявления детерминизма. Действительно, когда говорят о причине и следствии, то указывают на связь двух явлений или процессов во времени, изолируя их от других явлений. Явление, которое вызывает или порождает другое явление, называют причиной, а второе явление, представляющее собой результат действия причины, − следствием. Такие определения возникли из практики человека и подчеркивают причинно-следственный характер его деятельности. В современном научном познании преобладает тенденция к определению причинной зависимости с помощью законов, которые в отличие от других законов называют каузальными, или причинными законами.
Соответственно, причинность выступает как одна из форм выражения детерминизма, который с философской точки зрения можно определить как учение о всеобщей закономерной связи явлений и процессов в объективном мире.
Основные понятия и термины | |
Вероятность | Возможность |
Детерминизм | Достоверность |
Закон | Индетерминизм |
Предсказание | Лапласовский детерминизм |
Случайность | Причина |
− | Статистика |
Вопросы для контроля и семинара 7.
1. Как определяется частота массовых случайных событий?
2. Какая существует связь между относительной частотой и вероятностью?
3. Чем отличаются универсальные законы от статистических?
4. Почему лапласовский детерминизм оказался несостоятельным?
5. Какая связь есть между лапласовским детерминизмом и фатализмом?
6. Почему причинность не совпадает с детерминизмом в целом?
7. Как можно определить современный детерминизм?
Литература
1. Карнап Р. Философские основания физики. − М., 1971. − С. 363-369.
2. Рузавин Г. Вероятность, причинность, детерминизм //Философ. науки, 1972, № 5.
3. Мякишев Г. Динамические и статистические закономерности в физике. − М. 1973.
4. Философские вопросы естествознания. − М.,1985, − С. 233-253.
5. Философский энциклопедический словарь. − М.: Советская Энциклопедия, 1985.
6. Лаплас П. Опыт философии теории вероятностей. − М., 1908.
Лекция 8.
«Концепция необратимости и термодинамика»
Введение
В классической и квантовой механике, время выступало как особый параметр, знак которого можно менять на обратный. Такое представление о времени противоречит повседневной практике и теоретическим воззрениям в естественных науках, изучающих конкретные изменения явлений во времени (история, геология, палеонтология, биология и др.). Если классическая физика и механика изучали обратимые процессы, то биологические, социальные и гуманитарные науки ясно показывали, что предметом их исследования служат процессы необратимые, изменяющиеся во времени и имеющие свою историю.
Наиболее резкое противоречие в XIX веке возникло между прежней физикой и эволюционной теорией Дарвина. В механике все процессы представляются обратимыми, лишенными своей истории и развития, то теория Дарвина доказывала, что новые виды растений и животных возникают в ходе эволюции в результате борьбы за существование. В этой борьбе выживают те организмы, которые оказываются лучше приспособленными к изменившимся условиям окружающей среды. Следовательно, в живой природе все процессы являются необратимыми. То же самое можно сказать в принципе и о социально-экономических, культурно-исторических и гуманитарных системах, хотя эволюция в природе происходит значительно медленнее, чем в обществе.
Физика приближалась к разрешению указанного выше противоречия через пересмотр и создание ряда промежуточных концепций, одной из которых является идея об эволюции систем, но не в сторону усиления их организации и сложности, а напротив, − в сторону дезорганизации и разрушения систем.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 4715;