Власть как глобальный социокультурный феномен

КРАТОЛОГИЯ КАК НАУКА И ОБЩАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ О ВЛАСТИ

 

Власть как глобальный социокультурный феномен

Термин «кратология» происходит от греческих слов «kratos» — власть, сила, могущество, победа и «logos» — учение.

Власть существует издавна во множестве видов, проявлений и модификаций. Властителей было множество в прошлом и есть в настоящем. Претендентов на эти роли всегда было много и будет еще больше. О власти, властях и правителях написана масса книг, статей, драм, комедий, трагедий. Создаются конституции, издаются законы, указы, постановления, принимаются декларации, заключаются договоры, провозглашаются манифесты, программы и т.д.

Однако собственно науки о власти как таковой, самостоятельной современной науки со своей собственной системой представлений, понятий, отраслей знаний, как отмечает В.Ф. Халипов, пока еще все-таки нет. Даже наука о политике – политология, которая вошедшая в нашу жизнь в конце 1980-х годов, не может заменить науку о власти. Политика, будучи производной от власти, являясь ее функцией, характеризуя основные направления деятельности власти, конечно же вправе иметь собственную науку.

В свое время немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) в работе "Политика как призвание и профессия" (1919) писал: "Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем". М. Вебер допускал, что "...политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". "Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным и эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством, которое она дает". Вебер также отмечал, что "главное средство политики – насилие".

Таким образом, признавая важность политики и ее изучения, следует вычленить в отдельную категорию власть, причем ее исследование должно осуществляться с учетом положений политологической, экономической, управленческой, антропологической, социальной и других наук. Это связано с многогранностью власти.

Достаточно лишь представить следующий, вовсе не исчерпывающий перечень:

· власть отца (родителей), общества, государства, церкви;

· власть монархическая или республиканская;

· власть народа;

· единоличная власть (монарха, личности, лидера);

· власть коллегии (дуумвирата, триумвирата);

· власть выборная, наследственная, традиционная, узурпированная, смешанная;

· власть монарха (императора, царя, короля, князя, шаха, эмира, графа, герцога, фараона и т.д.);

· власть президента, парламента, сената, конгресса, правительства;

· власть патриарха, папы римского, примаса, имама;

· власть вождя, фюрера, дуче;

· власть партий;

· власть над народом, над населением, над нацией, над гражданами;

· власть в организации, органе, учреждении, фирме, семье;

· власть общегосударственная, федеральная, центральная, республиканская, губернаторская, региональная, области, штата, местная, городская, районная, окружная, муниципальная, аппарата, номенклатурная;

· власть первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;

· власть международная, планетарная, национальная (государственная), экономическая (хозяйственная), социальная, политическая, духовная, информационная;

· власть государственная, гражданская, материальная, научная, военная, полицейская, карательная;

· власть представительная, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная, избирательная, учредительная;

· власть по формам осуществления: господство, руководство, управление, организация, контроль;

· власть по формам проявления: законная, принудительная, вознаграждающая, коммуникационная, компетентная;

· власть официальная, фактическая, реальная, демократическая, выборная, легитимная, харизматическая, назначаемая, экспертная, номинальная, формальная, культурная, цивилизованная, "третья", "четвертая", "пятая" и т.д., альтернативная, коррумпированная, антинародная, консервативная, бюрократическая, кастовая, элитная, деспотичная, несправедливая, тоталитарная, тираническая, охлократическая, закулисная, тайная, "телефонная", "карманная";

· власть абсолютная, безраздельная, неограниченная, тотальная, ограниченная;

· власть универсальная, высшая, блистательная, высокая, независимая, диктаторская;

· макровласть, мегавласть, мезовласть, микровласть, минивласть;

· власть центральная, местная, первичная;

· власть на постоянной основе, стабильная, традиционная, временная;

· протовласть (провласть, предвласть), примитивная, рождающаяся, обретающая жизнь;

· власть формируемая, становящаяся на ноги, обретающая силу, опирающаяся на закон;

· развивающаяся власть: крепнущая, набирающая силу, формирующая законодательство, приобретающая социальную опору;

· развитая власть: зрелая, справедливая, сильная, уверенная в себе, авторитетная, почитаемая, образцовая, активная, эффективная, инициативная, решительная, твердая, монолитная, крепкая, устойчивая, торжествующая, надежная, созидательная;

· слабеющая власть: полувласть, упущенная, жиреющая, дряхлеющая, беспринципная, ленивая, безнадежная, бесцветная, критикуемая;

· уходящая власть: слабая, безынициативная, хилая, недееспособная, глупая, беспомощная, мнимая, фальшивая, формальная, фиктивная, псевдовласть, призрачная, все более ненавидимая, отвергаемая, утраченная;

· власть по последствиям: перспективная; реакционная, несущая печать прошлого, тормозящая развитие общества; открывающая новые горизонты, устремленная в завтрашний день, в будущее.

В чем же сущность власти?

Утверждение человеческого рода на нашей планете, возникновение человеческого общества, переход людей к совместной жизни и труду привели к появлению такого уникального феномена, как власть во всех ее проявлениях.

Феномен власти присущ человеческому сообществу, как любому развитому сообществу биологических существ. Примечательно, что у древесных обезьян (в первую очередь, шимпанзе) социальная организация носит простой характер. А вот сообщества наземных обезьян (азиатские макаки, африканские павианы и т.д.) отличают жестко иерархиизированные схемы и более строго организованная система властных отношений. Что не удивительно: эти звери, проживая на земле, вынуждены чаще сталкиваться с разного рода опасностями, бороться за выживание (самих себя, своего потомства, вида), нежели их «хорошо устроившиеся» древесные собратья. Так и у людей.

Ключ к организации регулируемой совместной, коллективной жизни и труда людей, величайшее интеллекта — вот что такое власть в руках высшего создания природы – человека.

Интересующий нас феномен власти — это явление исключительное, выдающееся, глобальное, требующее особого внимания к практике сотен веков человеческого рода, создавшего власть как социальный институт вообще и власти самых различных предназначений в частности и настойчиво ищущего у власти ответы на свои жизненные вопросы и помощи в устранении своих бед.

Свыше ста лет назад Владимир Даль писал, что власть — это "право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники". В качестве примеров употребления этого понятия он приводил суждения и поговорки своего времени: "Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая власть Богу ответ дает". А затем следовали десятки слов, широко употреблявшихся в свое время и являвшихся производными от основного слова. В их числе — властитель, властительство, властвование, властодержец, властолюбец и властоненавидец. Содержались пояснения сути власти и властелинства: владычество, господство, полновластное управление.

Обращаясь к проблематике власти, ряд российских и зарубежных исследователей отмечали ее двойственный характер. Так, англичанин, лорд Эктон пустил по миру фразу, ставшую крылатой, - «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное». М.А. Бакунин категорично провозгласил: "Власть всегда аморальна". Английский социолог Р. Мартин писал: "Власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое". В то же время власть — это порядок, сохранение целостности государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедеятельности. Безвластие угрожает любому обществу анархией, развалом, упадком. Как заметил Р. Арон, "Всякая власть кажется предпочтительной в отсутствие власти".

Власть — это всепланетное, глобальное явление. Это — целый мир явлений, по своей неисчерпаемости имеющий мало равных себе феноменов.

Как социальный феномен власть противоположна не естественному состоянию человеческой жизнедеятельности, а безвластию как миру анархии и хаоса, которое существовало в догосударственный период.

Тогда (равно как и сейчас) древрегреческому термину «архэ» (власть), символизирующему организованный порядок в сообществе людей на основе определенного регулируемого комплекса общеобязательных норм и правил, противопоставлялся термин «анархэ», т.е. безвластие, свобода от господства и принуждения.

Древнегреческий философ Ксенофан называл анархией время без Архона, т.е. без высшего правителя государства. Идеал такого общества на рубеже нашей эры изобразил римский поэт Овидий, назвавший его «золотым веком, когда люди без всяких судей сами, по собственной воле соблюдают честность и справедливость».

Однако с древних времен и по настоящее время греческое слово «анархэ», как и прилагательное «анархос», используется с отрицательным оттенком (анархическими считают общину без вождя, команду корабля без капитана, армию без командующего и т.д.). Для подавляющего большинства мыслителей (как античных и современных) является очевидным тот факт, что человеческое общежитие всегда нуждается во властном начале, призванном укротить стихийные импульсы людей и обеспечить порядок в обществе.

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о свободных обществах без принуждения и господства относятся к политическим утопиям, достаточно вспомнить провалившуюся идею коммунизма (от каждого по способностям, каждому по потребностям – принцип, требующий исключительной ответственности от каждого члена общества).

Властное начало коренится в самой природе человека как общественного существа. Само возникновение человеческого сообщества, выход его из стадного состояния обусловлен укрощением отдельных природных задатков. Потребность в подобном укрощении связана с необходимостью подчинения эгоистически-индивидуалистических и агрессивных устремлений отдельно взятого индивида императивам социальной жизни, интересам общины, коллектива – в лице рода, племени, организации.

В качестве доказательства наличия и проявления эгоистических мотивов у человека и необходимости жесткого их пресечения достаточно вспомнить библейский сюжет об изгнании первого человека из рая – что было не так сделано человеком и Богом?

На первоначальных этапах в основе власти лежали скорее отрицательные стимулы. Не случайно табу и по сей день имеют запретительный смысл. И первым властным актом нужно считать именно первое табу, запрет человеку делать что-то. И первого субъекта, произнесшего «Ты не должен…», можно считать основателем власти.

Несмотря на довольно длительную историю развития политической мысли, общепризнанного подхода к проблеме власти так и не выработано.








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1001;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.