Специфика массового поведения в политике
В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрацию, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической передачи. Находясь в подобном состоянии, они приобретают специфические черты массы:
— статистичностъ — люди, собранные в массу не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;
— стохастичностъ, вероятность — здесь случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, состав неустойчив;
— ситуативностъ — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;
— разнородность состава, его межгрупповая природа;
— аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры;
— анонимность — члены массы не открываются друг перед [Другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами[2].
Эти черты предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, — то что очень часто обозначается термином «массовидность», выражающуюся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом. При оценке и прогнозировании характера потенциального поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух основных типов:
— публики, формирующейся на основе интеллектуального взаимодействия, — ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели передачи, люди, увлеченные одним занятием, видом досуга; тип связи, складывающийся здесь в достаточной степени случаен, но он и постоянен, более или менее устойчив;
— толпы, возникающей вследствие физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг, ожидают поезда, задерживаются на одном месте какими-либо внешними обстоятельствами.
У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, которой, как правило, является или общая информация, или общий интерес. Они служат опорой формирования рациональности, предсказуемости поведения.
Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что фактически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и наоборот открывает возможность быстрого ответа на эмоциональное воздействие. Поэтому классик политической и социальной психологии Г. Ле Бон подчеркивал, что «толпой нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее»[3].
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 292;