Социальный смысл и назначение власти
Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так определил социальное назначение власти "Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения ее социальной сущности власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы.
Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти.
Структура власти
Власть многолика: она предстает в различных проявлениях в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона, поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов - каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.
Сторонники первого подхода(поведенческого) характеризуют ее как особенную сущность, носителем которой высылает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание.
С позиций второго подхода(социологического) трактуется власть в терминах социального взаимодействия. Наиболее, распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти М Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли и объектом властного воздействия.
Теологическая концепция власти -согласно которой всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.
Определения и концепции влacmu
Биологическая концепция власти - представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа Так, французский политолог М. Марсель(1889 - 1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными».
Бихевиористская концепция власти – поведенческое понимание власти, разрабатывалось в 30-х годах Х!Х века, было связано
с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874 - 1953),
Лассуэла (1902- 1978) английского исследователя
Дж. Кетлина (1896-1975). Они выводили властные отношения из природы человека, отказываясь от моральных оценок политики. Стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти в котором побеждает самый сильный.
Психоаналитическая концепция власти - власть рассматривалась как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка.
Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 835;