Тактика допроса лиц, подозреваемых и особенности производства очной ставки
По уголовным делам о совершенных или планируемых террористических актах, всех задержанных подозреваемых, с позиции тактики допроса, можно дифференцировать на две большие группы:
— подозреваемые, не конфликтующие со следствием;
— подозреваемые, конфликтующие со следствием.
Тактика допроса первой труппы подозреваемых, заключается, в основном, в поддержании доброжелательных отношений с допрашиваемым, детальном ознакомлении его с нормами закона, предусматривающими смягчение наказания (ст.61, 62, 64, 65, 73 УК РФ) или даже освобождающими от уголовной ответственности (ст.75, примечание к ст.205 УК РФ). В бесконфликтной следственной ситуации необходимо использовать позитивные аспекты жизни подозреваемого, выявлять причины, толкнувшие его на преступный путь, постоянно подчеркивать необходимость честного отношения кродителям, детям. При этом необходимо акцентировать внимание допрашиваемо, на реальную возможность возврата к нормальной жизни, возврата к друзьям, семье и работе. Следователь должен не просто повторять «прописные истины», а приводить яркие примеры из жизненных ситуаций запутавшихся, но все-таки вернувшихся в нормальную жизнь, бывших террористов, преодолевших пагубное влияние своих расчетливых, коварных, и трусливых главарей. В тоже время, с учетом возможности изменения показаний подозреваемого, следователь обязан закреплять полученные на допросе данные, иными объективными доказательствами: результатами повторных и дополнительных осмотров, обысков, освидетельствований, допросами лиц на которых ссылался подозреваемый и т.д.
При этом сотрудники органов дознания, осуществляющие оперативное сопровождение, должны путем производства гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий не только проверить полученную доказательственную информацию, помогать следователю в ее процессуальном закреплении, но и всемерно расширять ее, выявляя новые источники данных, новые эпизоды преступной деятельности. Следует подчеркнуть, что главная задача оперативной и следственной деятельности состоит в выявлении сведений, направленных на предотвращение и пресечение планируемых террористами преступлений.
В отношении подозреваемых второй (конфликтной) группы, то сложная следственная ситуация разрешается (хотя и далеко не всегда) путем применения широкого комплекса тактико-психологических приемов и методов.
Рассмотрение этих приемов и методов начнем со специфических аспектов тактики допроса, которые состоят в следующем:
— использование результатов исследований специалистов и экспертов,, анализирующих следы взрывчатых веществ, пороха, оружейного масла, бензина, других горючих жидкостей и легковоспламеняющихся веществ, обнаруженных на одежде, обуви, руках, шее, лице, других частях тела подозреваемого.
При этом необходимо отметить, что осмотр одежды и освидетельствование задержанных, осуществление смывов с рук и тела подозреваемых, надо производить сразу же после их фактического задержания;
— если при задержании подозреваемых было изъято оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, приспособление для дистанционного управления, часовые механизмы и т. п., то следователь должен максимально использовать эти вещественные доказательства.
— определенное тактическое значение имеют результаты медицинского заключения о специфических следах на правом плече от отдачи при стрельбе из огнестрельного оружия, на указательном пальце правой руки от нажатия на спусковой крючок винтовки, автомата или пистолета.
— кроме того, важное доказательственное значение имеют заключения судебно-медицинской экспертизы о ранениях, повреждениях, ожогах и других следах взрывов, поджогов, огнестрельных и осколочных поражениях.
Вещественные доказательства, заключения экспертов и специалистов обладают большой уличающей силой, поскольку имеют не общее, а специфическое значение, буквально «привязывающее» допрашиваемого к совершенному им террористическому акту. Перечисленная специфическая доказательственная информация должна предъявляться, чаще всего, в процессе применения следователем различных тактико-психологических приемов, учитывающих особенности личности допрашиваемого и конфликтной ситуации.
Кратко изложим наиболее эффективные тактико-психологические приемы:
— создание у конфликтующего террориста представления о значительно большей осведомленности следователя. При этом следователь путем постановки как общих, так и конкретных вопросов, умело создает ситуацию безнадежности конфликтной позиции допрашиваемого.
— создание ошибочного впечатления о меньшей, чем в действительности, осведомленности следователя, формирует у допрашиваемого уверенность в неуязвимости своей конфликтной позиции, что многократно увеличивает эффект внезапного предъявления доказательства, особенно из числа тех, которые перечислены ранее;
— широкое использование фактора внезапности. Тактическая внезапность в 5—7 раз снижает у конфликтующего субъекта самоконтроль и способность к ориентированию в сложной ситуации, стимулируя «проговор»;
— метод «косвенного» допроса, направленный на обходзащитных линий конфликтующего субъекта и в выборе следователем, казалось бы незначительного промежуточного факта, находящегося за процессуальными рамками предмета доказывания и, на первый взгляд, не имеющего отношения к делу, но в действительности, установив этот факт, следователь имеет возможность выявить информационно-доказательственную связь с виновностьюдопрашиваемого[53]. Главная трудность этого сильнейшего тактического приема — выбор вспомогательного факта, имеющего информационно-доказательственную связь с виновностью или другими обстоятельствами предмета доказывания, составляющего предмет конфликтной ситуации;
— профессиональное использование реально существующих конфликтов среди членов террористического формирования. Эти данные следователь обычно получает от оперативны сотрудников, Этот прием достаточно эмоционален и требует определенной этической тонкости;
— использование противоречий в различных показаниях допрашиваемого, выявления и умелое информационное «маневрирование» ими, которое может полностью разрушить систему защиты конфликтующего субъекта;
—создание достоверной модели поведения его сообщников, пытающихся переложить значительную часть вины на допрашиваемого с целью побудить его первым занять объективную бесконфликтную позицию;
Самостоятельным и наиболее эффективным тактически методом является умелое и внезапное предъявление доказательств:
— предъявление доказательств в комплексе, когда допрашиваемый дает показания под сильнейшим информационным и эмоциональным воздействием совокупности доказательств;
— предъявление доказательств с нарастающей силой. Данный прием рассчитан на последовательное и постепенное расшатывание конфликтной позиции допрашиваемого, возникновение у него впечатления о неотразимости аргументов и побуждает его к смене конфликтной позиции;
— первоочередное предъявление «решающего» доказательства. Это доказательство действительно сильное, которое обычно приводит допрашиваемого в замешательство и растерянность. В этом психологически нестабильном состоянии дальнейшее предъявление даже слабых доказательств кажется конфликтующему субъекту такими же сильными как первое доказательство и он отказывается от проигранной конфликтной ситуации.
Главное правило применения тактико-психологических приемов допроса и предъявления доказательств заключается в их системном использовании. Системное использование усиливает каждый из рассматриваемых выше приемов и методов и обеспечивает надежное преодоление самых острых конфликтных ситуаций.
Второе правило заключается в постоянном оперативном сопровождении деятельности следователя.
Очевидно, что профессиональное использование негласной информации в ходе допросов террористов имеет особо важное значение, поскольку позволяет максимально использовать фактор внезапности, ошеломить конфликтующего субъекта наиболее конфиденциальной информацией, внести растерянность и сомнение в отношении позиции не только рядовых исполнителей, но и главарей преступного формирования.
Тактика очной ставки по уголовным делам террористической направленности имеет ряд особенностей. Для существенного повышения эффективности этого сложного следственного действия необходимо:
Во-первых, проведение не одной, а целой серии очных ставок;
Во-вторых, перерывы между каждой из серии этих процессуальных действий должен быть, по возможности, крайне коротким, не более 2-3 минут;
В-третьих, обязательное предъявление в ходе очной ставки вещественных доказательств и документов. Этот метод позволяет значительно усилить «ударную силу» очной ставки, ее воздействие на конфликтующего субъекта. Для еще более значительного повышения эффективности очной ставки следователь должен профессионально использовать фактор внезапности при предъявлении вещественных доказательств и документов, для чего в процессе предшествующих допросов он может не предъявлять их. Подобная тактическая позиция создаст впечатление о меньшей осведомленности следователя и формирует у допрашиваемого ошибочное убеждение о несокрушимости его позиции. Поэтому внезапное предъявление вещественных доказательств и документов в процессе очной ставки еще больше усилит тактико-психологическое воздействие.
В-четвертых, само проведение очной ставки должно быть неожиданным, поскольку фактор внезапности еще больше оптимизирует ее действие. Особенно значителен эффект неожиданности, если конфликтующего субъекта уличает его сообщник. В этом случае у подозреваемого, чаще всего, наступает психологический срыв, и он начинает давать правдивые показания.
В-пятых.После успеха достигнутого при производстве очной ставки надо немедленно допросить подозреваемого (обвиняемого) и подробно, в деталях выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В-шестых. Темп производства очной ставки должен быть различен: более медленный, когда дает показания, уличающий участника следственного действия и более быстрый при постановке вопросов конфликтующему субъекту.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 327;