Выразительные средства рисунка

Благодаря рисунку, мысль, наблюдения фиксируются на бумаге с помощью выразительных средств: линии, точки, пятна.Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

В работах от руки точку понимают как «минимальное» прикосновение инструмента (пера, карандаша, кисти) к поверхности бумаги.

В. Кандинский предлагал точки различного начертания (рис. 1), многие из его точек похожи на следы, которые в пунктирной гравюре оставляют на металле пуансоны. Смысл точек различной конфигурации в фактурном разнообразии получаемых поверхностей.

Рис. 1. В. Кандинский. Точки.

 

Граница между точкой и пятном трудноуловима.

Точка перед нами или пятно - определяется по отношению их величины к величине формата. Точка в рисунке и станковой гравюре может использоваться для создания фактурного фона.

Но точка, конечно же, уступает своим производным – линии и штриху. Одна точка относительно неподвижна, по крайней мере, активного движения она не выражает. Линия же –динамичное средство, продвижение от точки к точке и, следовательно, линия есть след, траектория движения точки.

Линия - главное выразительное средство, рисунка. При равноценности для изобразительного языка всех его выразительных средств (в целом линия, штрих и пятно как производные точки одинаково важны), мы можем говорить об исключительном значении линии, она гораздо более мобильна и универсальна в решении задач графического изображения, чем остальные элементы.

Линия - (от лат. Linеа), общая часть двух смежных областей поверхности.

Одна из основных задач линии - это очерчивание, определение границ формы, отделение изображения предмета от окружающего его зрительного пространства. Протяженность линии может быть любой, функции разнообразны - не только контурное очерчивание, в линеарном рисунке мастер может в какой-то степени передать и объем, и пространство, и движение, и цвет.

По характеру начертания мы различаем линии прямые, кривые, ломаные, зигзагообразные, петельные и комбинированные. Также линии можно различать по направлению: горизонтальные, вертикальные и наклонные (частный случай - диагональные).

Мы по-разному воспринимаем прямую вертикальную и прямую горизонтальную, волнистую и ломанную. Разные линии вызывают разные ассоциации, ощущения, т.е. линии, в зависимости от их пластического характера и направления, несут эмоционально-образную нагрузку, по-разному воздействуя на зрителя:

§ прямые горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и вызывают у зрителя чувство устойчивости и покоя;

§ прямые вертикальные линии, как мачты и деревья, стремятся вверх, они динамичны, придают композиции торжественность и стройность;

§ прямые наклонные линии вызывают ощущение скольжения, неустойчивости, движения, с увеличением угла наклона эти ощущения усиливаются;

§ ломаная линия напряжена и агрессивна, а зигзаг - молниеносен.

Роль линейных изображений в истории искусства велика и значительна. Но осознание самоценности линии, понимание ее значения, теоретическое его обоснование произошло лишь на рубеже XIX-XX веков вместе с признанием графики как самостоятельного вида изобразительного искусства. Хотя следует отметить, что уже в 1753 году английский художник У. Хогарт в своей книге «Анализ красоты» делал обзор линий в работах известных художников. Больше всего уделено было внимания волнообразной линии - «линии красоты». С этого момента начинает формироваться теория графики, в которой линия, ее специфика и возможности занимают значительное место.

Мы уже говорили о разнообразных возможностях линии, но линия также способна выполнять несколько функций одновременно: ограничивая форму, линия может определять основные пропорции, выявлять характер формы, передавать движение и пластические качества формы.

В изобразительной практике особого внимания заслуживают линии воображаемые - вспомогательные линии построения изображения: оси и линии обрубовки, структурные линии композиционных схем, линии построения теней и отражений. Их нет в природе, они являются продуктом человеческого мышления, переосмысления определенных закономерностей реального мира. Но когда мы вычерчиваем их на вполне материальном листе бумаги, они являются вспомогательными, т.к. помогают нам строить изображение.

 








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 5635;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.