Медицина Древней Индии

Написанные на санскрите Веды («Совершенное знание») причис­ляются к наиболее древним свидетельствам индийской культуры и уче­ниям о врачевании. История Аюрведы — это история восточной и, прежде всего, ин­дийской медицины. С течением времени многие медицинские систе­мы растворились в океане Аюрведы. Аю - означает жизнь, а веда - знание, поэтому буквальный перевод с санскрита слова «Аюрведа» означает «наука о жизни». Аюрведа — это бесценное наследие Индии, которое является древнейшей медицинской системой на Земле.

Веды являются наиболее древним источником медицинских знаний на Земле, и Аюрведа считается ветвью Атхарва веды, где описывается анатомия, физиология и хирургия. Ригведа также содержит 10 572 гим­на, описывающих тип конституции (вата питта кафа). Ригведа дает описание лечения, связанного с пересадкой органов, применением искусственных конечностей и использованием трав. Атхарва веда, в свою очередь, включает 5977 гимнов, характеризующих анатомию, физиологию и хирургию своего времени.

Образ врача в аюрведической медицине — это, прежде всего, образ святого мудреца, который не только лечит тело, но, прежде всего, душу. Чарак самхита говорит о том, что обязанность врача — пробудить сознание Бога в сердце паци­ента, а затем использовать травы и другие методы для лечения. Аюрведа считает причиной всех болезней забвение Бога, и, естественно, чтобы выздороветь, нужно вспомнить о Нем.

Чтобы давать науку о Боге другим, врач Аюрведы должен быть сам самореализованной личностью. Чарак самхита говорит в этой связи, что если даже доктор имеет полное знание Аюрведы, но не достиг са­мореализации или больше заинтересован в славе или деньгах, а не в духовном развитии, то он никогда не будет хорошим практикую­щим врачом, ибо он не сможет указывать своим пациентам на цель жизни - познание Бога.

Что касается диагностики и лечения, то философский подход в древневосточной и западной медицине во многом тождественны. Предлагается лечить и диагностировать человека в целом, а не отдель­но взятую болезнь.

Восточная система врачевания начи­нается с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учи­тываются многочисленные наблюдения, делаются заключения и по аналогии подбираются практические методы лечебного характера. За­падный же врач начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые, он надеется понять явления в целом. То есть исполь­зуется противоположный путь от частного к целому. В восточных шко­лах медицины начинают с рассмотрения человеческого организма как единого целого, а диагностика проводится в соответствии с синдро­мами и учетом этой целостности.Принято считать, что диагностичес­кие результаты западной медицины более точные.

Аюрведа рассматривает человека как единство тела, души, поведения и окружающего мира. Целью его существования яв­ляется долгая и здоровая жизнь, которой сопутствует его внутреннее развитие и успех. Поэтому аюрведическая медицина направлена на оказание благотворного влияния ее методов на всю жизнь человека, она должна в первую очередь поддерживать здоровье человека, а в слу­чае заболевания врачевать его естественными методами. Главным источником для ознакомления с медициной Древней Ин­дии является «Аюр-Веда» («знание жизни») Сушруты (написана в VI в. до н.э.). Медицинская система Сушруты тесно связана с философской системой Чарвак и основными ее положениями являются следующие:

1. Все знания люди получают не из откровения богов, как учат жре­цы, а посредством органов чувств.

2. В основе окружающего мира лежат четыре элемента (огонь, воз­дух, вода и земля).

3. Болезнь или здоровье зависят от правильного или неправильно­го их соотношения.

Таким образом, натурфилософия, в рамках которой существовали в то время все науки, являлась и мировоззренческой основой медицины.

Философия Древнего Китая.

История философия Китая восходит к началу 1-го тысячелетия до н.э. В этот период утверждается династия Хань, сложилась специфическая государст­венная структура, при которой сохранялись кровнородственные общины - па­тронимии. Философские воззрения оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.

Многие китайские божества похожи на животных, птиц, рыб. Верховным божеством являлся Шан-ди- первопредок, покровитель китайского государства. Единственным представителем Неба на земле был китайский император - Сын Неба.

В мире противодействуют два начала - женское и мужское - инь и ян. В глубокой древности не было ни неба ни земли, а был хаос. В этом мраке роди­лись два духа: ян стал править небом, а инь - землей.

Китайская философия имеет свою специфику, обусловленную экономи­ческими, политическими и культурными условиями.

Китайское мышление («мир правополушарной культуры») имеет свои особенности.

Холизм- мир и каждый индивид рассмотрен как «единая целостность». Центральной является идея о гармоническом единстве человека и мира. Чтобы понять «единую целостность» - необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

Мир для китайцев - безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются. Истинное знание - в достижении однобытия с миром.

Китайская модель мира - инь и ян нераздельны, замкнуты в пределах од­ного круга, они существуют как возможности друг друга. Если они разойдутся, то наступит всеобщий Упадок (так сказано в «Книге перемен» - «И-цзин»). Раз­витие мира - чередование инь-ян.

Одной из основных философских школ Древнего Китая является конфу­цианство.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) в своем учении исходил из неразделимо­сти физических и нравственных законов. От поведения человека зависит весь миропорядок. В центре общества у Конфуция стоит цзюнь-цзы - «благородный муж». Он должен, по мнению Конфуция, обладать 5 качествами:

  1. Гуманностью, все помыслы и силы отдавать на благо других.
  2. Следование долгу (моральное обязательство, которое человек сам на себя накладывает).
  3. «Сыновья почтительность и почитание старшего брата» (соблюдение
    ритуала).
  4. Разумность, мудрость, интеллект.
  5. Благопристойность, абсолютное послушание.

Конфуций утверждает «Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». В управлении народом конфуцианство отдавало первенство морали перед правом. Нравственное совершенствование воплощено в стремле­нии жить во взаимном соглашении с людьми и собой, соблюдать «золотую се­редину» в поведении. Главный принцип морали Конфуция - «не делай другим того, чего не желаешь себе».

В управлении государством должны участвовать только благородные лю­ди.

Достичь идеала можно путём «исправления имен». Например, можно быть сыном по имени, а на деле им не быть. Поэтому реальность общественной жизни надо привести в соответствие традиционным нормам и выразить взаимо­отношения людей и вещей в правильных понятиях.

Последователями Конфуция были Мэн-Цзы, Сюнь-Цзи и другие.

Старшим современником Конфуция считается Лао-Цзи (полулегендарная личность). Он основал философскую школу - даосизм. Главный труд даосизма «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). В этой книге поставлены проблемы сущест­вования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности человека. Существует закон всего сущего - это Дао. Дао невидимо и само по себе не су­ществует, а постоянно находиться в глубине вещей.

Даосизм не столько был распространен как философская система, сколь­ко как образ жизни. Мудрость приверженца «Дао» - некое умение жить, жиз­ненная мудрость. Человек должен обрести полноту своего бытия через само­устранение от всего временного. Главная цель даосизма - указать путь к средо­точию жизненного опыта.








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1090;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.