Философия Древней Индии.

Индийская философия отличается большим разнообразием взглядов. Фи­лософская мудрость выступает не только как теория, но еще и образ жизни. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину вселенной, определяет смысл жизни. Большинство философских систем древней Индии пессимистичны.

В индийской философии можно выделить 3 периода:

- ведический - XV-V вв. до н.э.

- классический - V в. до н.э. - X в. н.э.

- индуистский - с X в. н.э.

Древнейшие тексты индийской философии (она в течении всего времени развивалась почти без изменений) содержатся в Ведах (veda - знание, ведение), написанных до XV в. до н.э.

По традиции вся ведическая литература делится на 4 группы:

1. Самхиты.

2. Брахманы.

3. Араньяки.

4. Упанишады.

 

1. Самхиты - это четыре сборника гимнов:

- Ригведа - самая древняя и авторитетная.

- Самаведа - Веда напевов.

- Яджурведа - Веда жертвоприношений.

- Атхарваведа - веда заклинаний.

Считалось, что у знания визуальная природа - узнать значит увидеть. Боги такой способностью знать-видеть истину наделяли поэтов – риши. Веды относят к традиции шрути - откровению, которым наделяло человека божест­во. Традиции шрути противостояла другая - смрити (запоминание).

Самой ранней Ведой по времени возникновения является Ригведа, кото­рая делится на 10 книг. Это хвалебные гимны, приносимые богам, попытка по­стичь тайны бытия. Модель мира ориентирована на Космос. Рита - закон кру­говращения, порядок вещей (букв. г1а - двигаться). В соответствии с законом Риты восходит Солнце, чередуются дни и ночи. Солнце представляют ряд бо­гов: Сурья - основной бог; Митра - бог дружбы, договора, солнца, света; Пу­тан - бог солнечной энергии; Ушас - богиня утренней зари; Агни - бог огня.

В индийском пантеоне нет раз и навсегда господствующего бога.

Одним из самых интересных является 129 гимн десятой книги Ригведа – гимн Насадив (nasad - не было). Авторы отвечают на вопрос «как сотворен мир и из чего?». Первое состояние аморфное, но всегда существовало нечто. Тад-Экам - единое, что лежит в основе всех предметов и явлений, от него родится всё.

В гимне Пуруше возникновение мира уподобляется жертвоприношению.

Изучение гимнов Ригведы необходимо для правильной оценки индийской мысли. Они служат основанием для более поздних философских систем.

2. Брахманы являются продолжением Вед.

3. Араньяки.

4. Упанишадысобственно философская часть Вед. Дословно это название
обозначает «сидение у ног учителя». В тексте подчеркивается, что это тайное
учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей.

Тексты упанишад имеют разных авторов, неоднородны по содержанию. В них можно выделить 3 ряда проблем:

- адхияджня (относится к жертвоприношению);

- адхьятма (относится к микрокосму - к человеку);

- адхидайвата (относится к обожествленному макрокосму).
Микрокосм обозначается термином «атман», макрокосм термином «брахман».

Понятие «Брахма» многозначно, брахман - жрец, брахманы - часть книги Вед. В большинстве текстов Упанишад Брахман - это абсолютная первооснова, первопричина всего сущего.

Атман - обозначение психического начала - души. Это и вечная и неиз­менная, деятельная сущность мира. Излагается учение об оболочках атмана. Согласно этому учению в структуре человека выделяются пять слоев:

- телесный (анамайя);

- жизненный (пранамайя);

- слой, состоящий из ума (маномайя);

- слой развернутого сознания (виджнянамайя);

- слой блаженства (анандамайя).

Согласно Упанишадам весь мир и человек вышли из Атмана-Брахмана и всему в этом мире уготован возврат в лоно Атмана-Брахмана. Этот круговорот называется сансара - переселение душ. Регулирует перевоплощение закон кармы, в котором учитывается количество совершенных добрых и злых дел. У каждого человека своя дхарма, установленная свыше. Уклоняться от нее нельзя. При неуклонном выполнении дхармы душа может возродиться в человеке бо­лее высокого общественного положения.

Понятие мокши - освобождение от цепи перевоплощений. Жизнь полна невзгод и страданий и после неё необходимо достичь состояния, в котором «Я» достигло «абсолютного совершенства».

В Ведах и Упанишадах берут начало многие категории современной ин­дийской философии.

Еще одним направлением религиозной философии Индии является буд­дизм. Сведения о буддизме содержаться в книге «Типитака» (или «Трипитака») - три корзины. Учение Буддизма - учение о «четырех благородных истинах».

- Первая — «жизнь есть страдание»;

- вторая - причина всех страданий - желания;

- третья - страдания можно прекратить путем избавления от желаний;

- четвертая - для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».

«Правильное поведение» - не убий, не причиняй никому вреда, не укра­ди, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. «Правильное знание» - самоуглубление и внутреннее созерцание - медитация.

В Индии существует шесть классических школ: Вайшешика, Санкья, Йога, Миманса, Веданта, Ньяя.

Вайшешика признает наличие 9 видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Верховная душа или Бог - творец всего сущего. Человек имеет волю и может идти или к несчастью или к счастью (освобождение от цепи перерождений). Достичь блаженного состояния, можно став на правильный путь познания.

Санкья дуалистическая система. Есть два источника мира и две незави­симые первичные реальности. Пуруша - разумное начало. Пракрити - первич­ная материя, вечное бессознательное начало. Эволюция начинается с соедине­ния двух первоначал, в результате возникает великий зародыш вселенной - «малат». Освободиться от страданий можно при жизни в этом мире или после смерти в другом.

Йога. Основатель мудрец Патанджали. Она создала восемь ступеней практического совершенствования: 1. Обуздание. 2. Культура этики. 3. Поло­жения. 4. Контроль над дыханием. 5. Контроль над чувствами. 6. «Внимание». 7. «Созерцание». 8. «Сосредоточенность».

Миманса. Основатель Джайми (ок. 200 гг. до н.э.). Её основная задача продолжить традиции Вед, особенно ритуальной стороны. Авторитет Вед не­пререкаем, абсолютен.

Веданта вырастает из последней части Вед - «Упанишады». Всё есть Бог. Такая концепция называется монистичной. Бог сотворил мир посредством магической силы - «Майя». Мир - это только видимость и не существует ниче­го, кроме Бога. Установив контроль над чувствами человек должен достичь ос­вобождения. Для этого надо Веданту и становиться Брахманом - человеком, познавшим истину.

Ньяя похожа на Вайшешику в учении о судьбе, человеке, отношению к божеству. Основатель школы Готама выдвинул несколько доказательств бытия Бога. Всё на свете имеет причину - Бога, следовательно и мир имеет причину - Бога. Все вещи состоят из частей, следовательно, целое этих частей - Бог.

 

 








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 544;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.