Направления развития творческого мышления инженернов

В словаре русского языка инженер толкуется как «творец», в переводе с греческого – это «человек думающий», в переводе с латинского – «способный, изобретательный». Близким по смыслу является трактовка слов «созидатель», «созидающий» - создающий что-то новое, творческий. Представляется важным уточнить, в каком контексте будут использовать понятия «творческий труд», творческий потенциал», «творчество», «созидание» при разработке общих принципов обновления инженерной подготовки. В самом общем виде под творчеством подразумевается качественная характеристика индивидуальной или коллективной деятельности, содержащей элементы новизны (новаторства) ее содержания, применяемых методов или полученных результатов. Следовательно, если Новизну рассматривать как критерий творчества, можно согласиться с представлением, что творчество есть интеллектуальная трудовая деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей[17].

Результатом творчества инженерного труда в сфере производства могут быть новые технологии, новые материалы, новые изделия и услуги, оригинальные решения и изобретения. Если этот набор новшеств внедряется в производственную практику и востребован на рынке товаров и услуг, то есть находит потребителя, то в современной терминологии этот набор новаций именуют инновацией.

В процессе трудовой деятельности творчество проявляется как стиль работы, отношение человека к решению задач, которые решаются в процессе трудовой деятельности. В этом смысле понятия труд и творчество характеризуют две стороны трудовой активности человека, в которой есть элементы и репродуктивные, нетворческие, и элементы творческие, изменяющие, созидательные. Несмотря на то, что творческая составляющая в инженерно-технической сфере инженерного труда составляет сравнительно небольшую долю (5-10%), именно она является условием инновационного развития и прогресса.

Проблема развития творческого начала в инженерном труде (как, собственно, и в любом другом) всегда была краеугольным камнем профессиональной подготовки. Педагоги обращают внимание на то, что склонность к творчеству и академическая успеваемость не всегда совпадают друг с другом. То есть «отличники» могут выполнять хорошо выученные действия, не выходя за рамки предписанного, не проявляя своеобразия в выполнении задания. То есть возможность правильно повторять то, что кем-то уже открыто, не всегда является свидетельством готовности к открытию нового. С другой стороны, учащиеся с низкой академической успеваемостью имеют весьма ограниченные интеллектуальные возможности для творчества. Вероятно, поэтому длительное время существовало представление, что творческие способности являются особым, самостоятельным видом способностей, противоположным репродуктивным (способностям к воспроизведению, повторению).

Современные исследователи[18] полагают, что творчество должно рассматриваться не только как дискретный акт или процесс, но, прежде всего, как позиция субъекта деятельности к тому, что он делает. Это означает, что творчество характерно для любого вида труда. Оно является способностью к преобразованию и развитию деятельности, а не только способностью к наивысшему уровню выполнения этой деятельности.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы всегда оказывают влияние на результат деятельности. Если цели человека лежат вне выполняемой деятельности, а мотивом является гонорар или сохранение престижа, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно, но никогда не выходит за рамки нормативно заданного. В этом случае нельзя говорить о творчестве. Творчество предполагает совпадение мотива и цели деятельности, то есть увлеченность предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не останавливается даже тогда, когда исходная задача выполнена и первоначальная цель реализована. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя новые замыслы, возникшие в процессе работы. В результате новый продукт значительно превышает первоначальный замысел. Происходит саморазвитие человеком его деятельности по его же инициативе согласно его свободному выбору. В этом смысле творчество – это выход личности за пределы себя, за пределы своих первоначальных возможностей.

Д.Б. Богоявленская[19] предлагает выделить следующие типы творческой деятельности.

1. Стимульно-продуктивный тип имеет продуктивный характер, способствует проявлению высокого уровня умственных способностей, но определяется только воздействием внешнего стимула.

2. Эвристический тип. Человек, имея достаточно надежный способ выполнения деятельности, продолжает анализировать структуру и состав действий, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к новым, более остроумным способам решения. Каждая найденная закономерность воспринимается как открытие, творческая находка, имеющая инструментальное значение – позволяющая решить поставленные перед человеком задачи.

3. Креативный тип. Самостоятельно найденный ответ перестает быть только ответом, он выступает в качестве новой проблемы, обретая форму настоящего самостоятельного целеполагания, выходящего за рамки первоначальной задачи. То есть результат деятельности остается решением, ответом, но в нем появляется нечто «сверх того», что и определяет его качественный статус творчества.

В обобщенном виде можно следующим образом представить модель личности креативного инженера (табл. 1).

 

Табл. 1 Составляющие креативности личности инженера

Наименование характеристики Превалирующие качества личности, социокультурные компетенции
Познавательный потенциал Высокий уровень теоретических знаний. Интеллектуальные способности, потребность в информации. Способность самостоятельно осваивать технические новшества. Способность критически осмысливать производственные ситуации и формулировать проблемы. Стратегическая гибкость. Конструкторский ум. Умение кодировать и декодировать в символах и чертежах технические идеи.
Эмоциональный потенциал Способность искренне удивляться. Вдохновение.  
Преобразовательно-предметный потенциал Способности неординарно, изобретательно решать производственные задачи.
Аксиологический потенциал Способность с учетом ценностных ориентаций оценивать совокупность внутренних и внешних факторов социально-производственной системы.
Коммуникативный потенциал Нравственно-психологические качества, детерминирующие способности к творческому общению в профессиональной и производственной среде.
Художественный потенциал Эстетические способности соединять инженерный труд и художественные начала.
Мотивационный потенциал Высокий уровень интереса. Стремление выйти за рамки поставленной задачи.

 

Среди характеристик творческого человека называют[20] стремление к развитию, информационную ненасыщаемость, стратегическую гибкость, восприимчивость к новому опыту, эмоциональный отклик на проблемную ситуацию, способность к тяжелому упорному труду, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки, способность к составлению сложных структур из отдельных элементов, готовность услышать и понять другого и др. При этом считается важным отметить, что творчество является целостным процессом целостной личности творческого человека. Поэтому развитие творческого начала (в отличие от фантазирования) требует определенной личностной зрелости и цельности.

Техническое творчество как один из видов творчества имеет ряд характерных особенностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. В структуру склонности к техническому творчеству входят следующие элементы[21].

1. Интерес к технике. Для творческого человека характерен активно-познающий стиль мышления, умение задавать вопросы там, где всем уже все ясно. Имеется в виду не созерцательный интерес, а активный конструкторско-познавательный, предполагающий ознакомление с принципиальными схемами, устройством, особенностями функционирования, определенными параметрами приборов, устройств, механизмов. Этот интерес мотивирует человека на «выход за пределы», на модернизацию несовершенной имеющейся техники и проектирование принципиально новых конструкций.

2. Творческий конструкторский ум. Анализ качественных характеристик инженерного творчества позволяет сделать вывод, что оно предполагает значительную теоретическую подготовку, владение стратегиями решения технических проблем, их классификацией. Активная познавательная позиция не существует как неорганизованное спонтанное проявление сознания. Инженеру созидающему свойственно стратегическое мышление, проявляющееся в способности анализа ситуации, оперативной оценки новой информации, выбора объектов исследования, планирования творческого поведения, прогнозирования развития гипотез, возможности гибкой коррекции выбранной тактики решения проблемной задачи в меняющихся условиях деятельности. Выраженные тенденции использования комбинаторики, аналогов, реконструирования не всегда в полной мере и вообще в какой-либо мере осознаются, вызывая интуитивные догадки, частичные или полные решения, выборы, основания которых человеку бывает трудно объяснить. Но интуиция инженера основана на глубоких знаниях.

Важной составляющей конструкторского творчества является способность к пространственному оперированию образами и символами, имеющими отношение к миру техники и технологии, склонность к переходу от одного типа механизмов к другому, от одного технологического процесса к другому, от одного элемента к системе и, наоборот, на основании задаваемых или самостоятельно находимых данных.

3. Умение использовать логические принципы, характеризующие основные требования к технике и технологии. Это противоположное буйному фантазированию свойство называется здравым смыслом, трезвым расчетом. Оно позволяет оценивать достоинства и недостатки технологии и технических устройств по их наиболее важных показателям.

4. Умение кодировать технические идеи при помощи чертежей, схем, эскизов и обратный процесс декодирования графических изображений в образы деталей и устройств. Это становится возможным при развитии моторных навыков, зрительной памяти, глазомера.

ГОТОВНОСТЬ К ИНЖЕНЕРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

СПОСОБНОСТЬ   ЖЕЛАНИЕ   ВОЗМОЖНОСТЬ
теоретические знания по профилирующим дисциплинам   мотивация к инженерному творчеству   оборудованная технико-технологическая среда
практический опыт работы с техникой и технологиями   компетентность в самопрезентации   обширная информационная база
методологическое мастерство   пользование системой поддержки талантливой молодежи   сформированная социальная среда единомышленников

Рис. 12. Технологии формирования готовности студентов технического вуза к инженерному творчеству

Анализ особенностей инженерного творчества позволяет сделать вывод, что для формирования готовности к творческой деятельности у студентов технического вуза важны следующие факторы социально-технической среды и внутренних ресурсов субъекта (рис. 12):

· создание условий для развития способности к инженерному творчеству (через накопление теоретических знаний, практического опыта и развитие методологического мастерства);

· формирование желания заниматься инженерным творчеством (благодаря повышению мотивации к инженерному творчеству, развитию компетентности в самопрезентации и умения пользоваться системой поддержки талантливой молодежи);

· организация возможности для осуществления инженерного творчества (путем оборудования технико-технологической среды, пополнения информационной базы и создания социальной среды единомышленников).

Технологии формирования готовности студентов технического вуза к инженерному творчеству носят системный характер, взаимосвязаны друг с другом и могут применяться как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1304;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.