Исполнение конституционных обязанностей как показатель правовой культуры гражданина

 

Для современных демократических государств основополагающей идеей является идея правового государства, базовыми принципами которого выступают социальный принцип – наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина и формально-юридический принцип – наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения[124].Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека, и, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека[125]. Через каждую отдельную личность, её права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

Важнейшим ценностным смыслом прав и свобод человека вступает то, что каждый признающий за собой право иметь и осуществлять собственные ценности, должен признавать, что и каждый другой субъект имеет право на осуществление своих ценностей, прав и потребностей, а также признавать обязанности не ущемлять эти права[126]. Правовые системы стран мира построены на основе равных прав и равных для всех членов общества обязанностях. И это естественно, ибо равенство прав и обязанностей означает справедливость как существенный принцип права.

Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции Российской Федерации и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об обязанностях. В Конституции содержатся лишь несколько статей, посвященных обязанностям. Не выполняя обязанности, человек мешает другим гражданам осуществлять свои права. Проблема обязанностей оказалась весьма актуальной в наше время, когда Россия стоит на пути совершенствования рыночных отношений и формирования правового государства и гражданского общества. Пока еще наше государство сталкивается с массовым неисполнением обязанностей граждан (например, уклонение от уплаты налогов и военной службы).

Социальная ценность человека определяется не только тем, что ему предоставлены широкие права. Она измеряется и тем, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности. Наблюдается следующая закономерность: чем выше уровень правовой культуры народа, чем популярней идея правопослушания, тем меньше мелочных бюрократических предписаний издается в стране. Судья Л. Хенд (США) высказал верную мысль, что «конституция может действовать эффективно только тогда, когда она находится в сердцах и умах людей». В этой ситуации можно позволить себе такую роскошь, как наличие пробелов в законодательстве, формулирование правовых предписаний лишь на уровне принципов без их детализации, упрощение судопроизводства.

Такие явления наблюдаются, в частности, в странах Европейского Союза. И наоборот, массовое неисполнение обязанностей влечет издание огромного количества строжайших нормативных актов, целевых программ, которые накапливаются, но вскоре забываются и не исполняются. Вероятно, существует какой-то порог, за которым дальнейшее нормотворчество приказного характера становится бессмысленным.

В период кризисов расширяется сфера юридических обязанностей, вводятся, но вскоре обесцениваются санкции, причем применяются они вслепую, к тем, кто «подвернется под руку», чтобы создать иллюзию эффективности нарастающего государственного принуждения. В такие времена особенно слышны голоса: много говорим о правах, мало – об обязанностях. Например, по мнению Н.И. Матузова, мы «преувеличиваем значение прав и свобод по отношению к обязанностям»[127]. Позже, уже в период перестройки, он утверждал, что необходимо «перемещение центра тяжести в научных исследованиях... с субъективных прав на юридические обязанности»[128].

Этой точки зрения придерживается и венгерский ученый И. Виг, отметивший «чрезмерное внимание к правам и оттеснение на второй план обязанностей человека...»[129]. И. Виг связывает необходимость усиления роли обязанностей с необходимостью борьбы с преступностью. Он пытается опровергнуть тезис «разрешено все, что не запрещено», критикует презумпцию невиновности, ратует за смертную казнь, предлагает вместе с Декларацией прав принять Декларацию обязанностей, возмущается тем, что «под видом прав человека западная индустриальная цивилизация старается навязать всему миру свой образ»[130].

Российское государство наряду с другими современными правовыми государствами стремится к оптимизации механизма пользования основными правами и свободами человека и гражданина и приверженности идеалам демократии и верховенства права. Можно заметить тенденцию развития в современном обществе такого феномена, как злоупотребление человеком и гражданином правами и свободами, напрочь забыв о своих обязанностях, закрепленных в нормативных правовых актах Российской Федерации. Предоставить всем одни только права без обязанностей означало бы устранение всякой свободы и демократии, потому что свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей[131]. Выполнение человеком и гражданином обязанностей автоматически обеспечивает соблюдение прав и свобод, выступает необходимым способом правового регулирования, влияет на развитие и совершенствование правоотношений и общественных интересов.

По справедливому замечанию выдающегося русского ученого
В.О. Ключевского, «права без обязанностей – юридическая нелепость, как следствие без причины – нелепость логическая»[132]. Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности»[133].

Рассматривая вопрос об обязанностях можно сказать, что в настоящее время этому правовому поведению субъектов права отдается небольшое значение, как в теории, так и на практике, что также отмечают виднейшие философы и юристы, такие, как Марк Тулий Цицерон, Л.И. Петражицкий, Л.Д. Воеводин и ряд других.

Так, Л.И. Петражицкий, отмечает: «Что касается постановки учения об обязанностях, то остается только констатировать, что это учение до сих пор, строго говоря, совершенно отсутствует»[134]. Кроме некоторых общих фраз на тему о том, что обязанность есть пассивная сторона правоотношения и связанных с этим споров, что чему предшествует – право ли, обязанности или наоборот, и возможно ли существование обязанностей без корреспондирующих им прав, литература ничего не дает.

Л.Д. Воеводин также отмечает, что отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом – в кажущейся простоте[135].

Профессор С. Капица говорит: «Обязанности, как и права, носят многоуровневый характер: перед другим человеком, социальной общностью, обществом и международным сообществом в целом. Обязанности человека также естественны и неотъемлемы для человека, как и права. Без них не может быть упорядоченных социальных связей и отношений, ответственности человека за свои поступки. Интересно подчеркнуть, что представители Востока, в первую очередь китайцы, индусы, японцы, все подчеркивали примат долга и обязанностей человека, из чего уже следуют его права»[136].

Все сферы действия правового статуса личности в единстве прав и обязанностей – это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и других людей.

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут»[137].

Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод с целью защитить интересы общества, государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей человека и гражданина раскрывается в акте в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека. Кроме того, в любой области жизни и деятельности существуют определенные обязанности. Что и подтверждает Цицерон в своем трактате «Об обязанностях» говоря – «хотя в философии многие важные и полезные вопросы были тщательно и подробно рассмотрены философами, широчайшее распространение, мне кажется, находит то, что они завещали и преподали нам насчет обязанностей. Ведь ни одна сторона нашей жизни ни дела государственные, ни частные, ни судебные, ни домашние, ни случай, когда ты ставишь вопрос перед самим собой, ни случай, когда ты заключаешь соглашение с ближним, не может быть свободна от обязанности. И в служении ей вся нравственная красота жизни; в пренебрежении к ней позор. И именно эти вопросы общи всем философам»[138].

В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Юридическая обязанность не является формой выражения интересов, но представляет собой определенный способ их реализации посредством воздействия на поведение других субъектов правоотношения[139].

Стоит отметить, что увеличение субъективных прав граждан влечет за собой увеличение юридических обязанностей. Субъект правоотношений не может одновременно осуществлять все принадлежащие ему права. Поэтому и определенные обязанности у контрсубъектов будут возникать лишь тогда, когда оба участника правоотношений «войдут в сферу действия» права, и у них сложатся определенные отношения по поводу обладания конкретным социальным благом. Однако понятно, что чем активнее субъект пользуется своими правами, тем больше обязанностей «он порождает» у противостоящих ему участников отношений[140].

В любом случае юридическая обязанность применительно к субъективным правам является своеобразной «зацепкой» для защиты права (ведь защищая его от нарушений, можно воздействовать на контрсубъектов только исходя из того, что они нарушили определенное предписание, обязывающее их к определенному варианту поведения), эффективным элементом воздействия на правоотношения и общественные процессы. Если правом можно поощрить человека (речь идет не о праве вообще, а о его «регулятивном аспекте»), то юридической обязанностью – сдерживать от определенных действий и прямо на него воздействовать[141].

Юридические обязанности непосредственно выражают важнейшую основу правового регулирования – необходимость обеспечения в обществе определенной организованности, четкого правопорядка. В плоскости юридических обязанностей право функционирует преимущественно в качестве мощного организующего, дисциплинирующего фактора. Именно с этой стороны юридические обязанности и являются выражением определенной социальной ответственности, общественного долга, соответствующего данным правоотношениям.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина, включая его основные права, свободы и обязанности, влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия как людей друг с другом, так и на формирование гармоничных отношений человека, общества и государства[142].

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства.

Необходимо отметить также, что юридические обязанности – тот участок механизма юридического воздействия, через который юридический инструментарий связывается с государственным принуждением, с юридическими санкциями. Реально государственное принуждение в области права применяется за неисполнение той или иной правовой обязанности.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей. Если юридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Ответственность – социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой – стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности. То, что в юридической литературе именуется позитивной (проспективной) ответственностью, как раз и представляет собой наряду с соответствующим элементом правосознания и законности аспект безусловной категоричности юридических и иных социальных обязанностей, требование строжайшего их исполнения и соблюдения.

В заключении следует отметить, что государство должно создать такие условия, чтобы люди и граждане выполняли свои социально-правовые обязанности не по принуждению, а добровольно, ибо государство сильно сознательностью масс. Граждане должны обладать возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению обязанностей, которыми обладает властвующий в отношении гражданина. Ценность современного государства определяется его обязанностью служить людям как суверенным институтам: делать то, что нужно всему обществу, не ограничивая права, свободы и волеизъявления человека и гражданина.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Разъясните суть понятия конституционных обязанностей.

2. Раскройте содержание системы конституционных обязанностей.

3. Разъясните механизмы реализации конституционных обязанностей.

4. Поясните, в чём состоят гарантии обеспечения исполнения гражданами конституционных обязанностей.

5. Перечислите конституционные обязанности граждан РФ.

6. Рассмотрите исполнение конституционных обязанностей, как показатель правомерного поведения.

7. Поясните, почему правовая культура – залог правомерного поведения.

 








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 708;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.