Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.
Психология личности – самый противоречивый раздел общей психологии: очень размыт предмет, а к личности обращаются представители многих наук. Человек как объект изучения становится предметом медицины, философии, истории, психологии, социологии т.д. При этом сам человек не меняется, просто предстаёт в разных ракурсах. При обращении к психологии личности важно понять, что существует несколько уровней методологии науки, на которых по-разному анализируются человеческая личность:
1. Общефилософский уровень – попытка анализа явления "человек" с точки зрения общефилософских воззрений. Психология долгое время развивалась в рамках философии. Практически каждый философ обращался к проблеме "самости" (некоей неповторимой сущности, присущей конкретному индивиду; самоидентификация, неповторимость человека), мыслительных процессов, взгляда на мир, взаимоотношений с богом и т.д. Психология личности как и любая другая психология, делится на много школ и направлений, которые уходят корнями в философскими направлениями. Существование направления психологии личности, которые исследуют понятия "этики", "нравственности", "морали", невозможные без знаний философии.
2. Уровень собственно науки психологии. Длительное время отельные научные психологические школы изучали различные аспекты личности, но единой картины сформировать не получалось. Сравнительно недавно появилась отечественная школа, которая попыталась дать сквозное объяснение личности – школа теории деятельности (А.Н. Леонтьев (Московская школа), Л. С. Выготский – культурно-историческая теория, С.Л. Рубинштейн, Ананьев (Питерская школа), Узнадзе (Тбилиси)).
3. Уровень, связанный с вычленением элементов. Вычленение отдельного аспекта (явления) в изучаемом предмете – разложение сложного явления на элементы.
Это отраслевые направления в общей психологии.
4. Уровень научного эксперимента – когда мы вычленяем частную проблему, выстраиваем вокруг неё эксперимент, выдвигаем гипотезу и пытаемся эту гипотезу либо подтвердить, либо опровергнуть.
Четыре уровня методологии науки дают нам разные взгляды на явление личности. При этом само явление не меняется, меняются только ракурсы рассмотрения личности человека. Очень важно при этом иметь сквозную идею, на которую можно "нанизать" теории и в последствии получить общую картину.
Системный подход как средство познания разнообразия явлений природы и общества зарекомендовал себя во многих науках. К нему обращаются исследователи, когда возникает задача синтеза различных знаний, выражающих общее стремление исследователей к созданию целостной картины явления или процесса. По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук.
Важным этапом в развитии системного подхода стала общая теория систем известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи. Отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа прежде всего являются развивающиеся системы (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин).
Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство (В.Н.Садовский).
В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие:
1. Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого;
2. Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом;
3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер;
4. Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;
5. Множественность описания – каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществования множества ее отображений.
Наряду с этими общими характеристиками любой системы выделяется и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть способность менять свою собственную структуру, и т.п.
С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концепциях личности. Начиная с 20-х гг. термин «система» прочно обосновался в психологии личности и с тех пор не покидал ее никогда. Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Трудно также отыскать таких представителей психологии личности, которые были бы полностью равнодушны к изучению вопроса о взаимодействии индивида с внешней средой.
Исходным положением, на которое опирается системная историко-эволюционная методология, является идея о том, что ключ к пониманию природы человека лежит не в нем самом как некотором телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь.
Системная методология анализа развития человека включает следующие положения о человеке:
· Человек выступает как «элемент» различных систем, в которых он приобретает и выражает присущие этим системам различные качества.
· Человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем.
· Необходимым моментом понимания человека является анализ целевой детерминации различных систем, в том числе исследования зарождения, развития и функционирования целеустремленных систем (так называемый объективный телеологический подход).
· Системная методология как задачу исследования выделяет вопрос о необходимости возникновения феномена личности, о том, «для чего нужна личность» в процессе развития природы и общества.
· Системный анализ неизбежно обращается к поиску тех «оснований» систем, посредством которых происходит взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой.
· Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества. Изучение «человека в системе» с самого начала исходит из представления о неразрывной жизни человека в этой системе, которое радикально отличается от исследования человека в разных противопоставленных диадах, самая распространенная из которых «человек — окружающая его среда».
Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям. «Вторая природа» приобретается естественными объектами тогда, когда они производятся человеческим трудом и включаются в пространство социальных отношений. В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: деревянный брусок может превратиться в «стул»; заостренная на одном конце прямая палка стать «копьем»; шкура леопарда — мягким «ковром» или теплой «одеждой».
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1628;