Фельдман Г.А.: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства
Если Николай Дмитриевич Кондратьев вошел в мировую экономическую мысль еще при жизни, и сталинские репрессии не помешали существованию и развитию его теории больших циклов, то судьба Григория Александровича Фельдмана(1884-1958гг.) оказалась несколько иной. Его работы навеки потонули бы в недрах спецхрана, если бы не случай.
В 50-е годы 20 века одной из самых обсуждаемых проблем среди западных экономистов-ученых была теория экономического роста. Она была призвана выяснить условия сбалансированного темпа роста, при котором не возникает отклонений ни в сторону спада, ни в сторону чрезмерного подъема, чреватого инфляцией. От нее ждали также определения условий естественного роста, способного в течение длительного времени обеспечить полную занятость и полную загрузку производственных мощностей .
Первыми разработчиками такой теории были английский экономист Р. Харрод и американец Е. Домар. Их модели стали классикой своего времени, дали импульс многочисленному потомству подобного же рода моделей. Фамилию русского экономиста Г. А. Фельдмана и его работу "О теории темпов роста национального дохода" "открыл" американец Е. Домар; будучи выходцем из России, он прекрасно знал русский язык и понимал, что в советских журналах 20-х годов можно найти на эту тему что-нибудь стоящее. И нашел: в двух номерах журнала "Плановое хозяйство" за 1928 год он обнаружил статью под этим названием, крайне созвучную тем проблемам, которыми занимались теоретики роста, и в то же время достаточно оригинальную. Статью немедленно перевели на английский язык и напечатали в книге Е. Домара "Очерки теории экономического роста".
О Григории Александровиче Фельдмане стали писать всюду, его имя ставили в один ряд с отцами-основателями теории роста Р. Харродом и Е. Домаром, о его модели роста национального дохода можно было прочитать даже в журналах Польши и Чехословакии ( у них можно было познакомиться с работой неизвестного тогда экономиста, т.к. в СССР журналы 20-х годов находились в спецфонде).
Г. А. Фельдман (1884-1958 гг.) по профессии инженер-электрик, с 1923 по 1931 год работал в Госплане (это был период, когда к работе в Госплане привлекли множество крупных специалистов с достаточно широким кругозором). В 1927 году он публикует свое первое исследование, посвященное сопоставлению структуры и динамики экономики России и США за 1850-1925 годы и перспективам развития экономики Советской России с 1926-1927 годов до 1940-1941. Вслед за этим и появляется его главная работа, а точнее, доклад "О теории темпов роста национального дохода". В нем автор попытался сформулировать теоретические предпосылки и разработать модель для определения сбалансированных долгосрочных темпов развития советской экономики.
Теоретическая модель Г.А. Фельдмана предвосхитила многие положения теории Харрода -Домара. Но в ней просматривались и своеобразные черты. Модель, отталкиваясь от схемы воспроизводства Маркса, была двухсекторной, то есть в ней выделялись два подразделения общественного производства - средств производства и предметов потребления. Это первое. И второе: она была направлена на решение практических задач долгосрочного прогнозирования и планирования экономики на этой основе. В своем исследовании автор широко использовал аппарат математического анализа для изучения условий оптимального соотношения роста этих двух подразделений общественного производства. Нарушение таких условий, по мнению автора, неизбежно должно привести к тому, что производство средств производства зациклится на самом себе (начнется производство ради производства, что собственно и вытекало из марксова закона "преимущественного роста первого подразделения", считавшегося непреложной истиной).
Но кому в то время были нужны выкладки об оптимальном соотношении отраслей или теоретически возможных темпах роста! Все, кто об этом писал или говорил (а в Госплане таких оказалось много), объявлялись врагами индустриализации и советской власти. В 1931 году Госплан подвергся серьезной "чистке", уволили и Г. А. Фельдмана. С 1931 по 1935 год он преподавал в Плановой академии. Но в 1937 году о нем еще раз вспомнили - только затем, чтобы репрессировать. Последовали годы тюрьмы, лагерей. Реабилитирован он был лишь незадолго до своей смерти в 1958 году. Вряд ли ученый подозревал, какую посмертную известность готовит ему судьба.
Итак, на Западе во всю писали о работе Фельдмана. Но познакомить с этим открытием нашего читателя оказалось не просто. (Правда, в 1968 году, когда хрущевская "оттепель" еще не совсем была заморожена, о нем появилась небольшая статья в журнале "Экономико-математические методы" - тогда еще малоизвестном широкому читателю.) Статья Осадчей названная весьма невинно - "О сравнении марксистской и буржуазной теории экономического роста", в которую был вмонтирован параграф о модели Г.А. Фельдмана, так и не увидела света. В начале 70-х годов неудачей закончилась и попытка вставить этот материал в Осадчей книгу ("Современное кейнсианство". - М.: Мысль, 1971), в которой имелся большой раздел, посвященный теории экономического роста. И только в 1974 году, когда готовился перевод этой работы на английский язык, ей удалось убедить руководство экономической редакции издательства "Прогресс" выпустить книгу с соответствующей главой. В ней фигурировала и двухсекторная модель Г. А. Фельдмана. Это был прорыв, но не для русского читателя! И только спустя много лет о Г.А. Фельдмане стали писать у нас, в том числе и в учебной литературе, в частности в "Истории экономических учений" (М.: ИНФРА-М, 2000) - учебном пособии, подготовленном в рамках Государственного университета - Высшей школы экономики.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 2005;