Вопрос. Личностные характеристики ведущего тренинг
Ведущий группы тренинга в большинстве программ должен выступать для участников реальной моделью желательного поведения. Эффективность тренинга, который проводит тренер, не способный вести себя в соответствии с тем, к чему он призывает группу, маловероятна. В силу своего специфического положения в группе, когда ведущий приобретает высокий авторитет в глазах участников тренинга, вполне возможно их возникновение зависимости от тренера, что противоречит принципиальным требованиям к методу. Тренер не может быть свободен от моральных тенденций, он должен распознавать и блокировать аморальные проявления у участников тренинга, так как у последних, особенно при первом знакомстве с тренингом, нередко возникает стремление к приобретению психологической информации с манипулятивными целями [24].
Ведущий тренинга ориентируется на наиболее перспективную позицию, не направленную на жесткую модификацию личности профессионала, проходящего тренинг по созданному им образцу, путем искоренения нежелательных черт и свойств. Ведущий тренинга, прежде всего, ориентируется на (Приложение 4.1.1., стр. 342):
Ä достижения осознания нежелательных черт и свойств,
Ä создания условий для повышения мотивации участников тренинга к конструктивным изменениям через адекватную обратную связь,
Ä показ продуктивных личностных и профессиональных проявлений,
Ä апробирования новых вариантов поведения и способов профессиональной деятельности,
Ä формирование и развитие необходимых специалистам навыков и умений.
Наиболее общей характеристикой, отражающей сущность тренерской позиции в системе внутригрупповых отношений, является отказ ведущего от «апостольской позиции», акцента на собственные директивные высказывания и интерпретации. Основу такой модели тренерского поведения составляет предположение, что в среде групповой формы тренинга интеллектуальный, эмоциональный и творческий потенциал группы, активизирующийся под влиянием механизмов тренинга, богаче возможностей ведущего, даже весьма подготовленного и опытного.
Кроме того, порожденные в процессе взаимодействия собственные выводы и обобщения участников группы легче воспринимаются ими, усваиваются и в последствии переносятся в практическую деятельность [42].
Тренер несет ответственность за групповой климат и использует широкий диапазон средств для предотвращения неконструктивных внутригрупповых антагонизмов и их позитивной трансформации. Однако в практике ведущих встречаются различные ошибки, в конечном счете, отражающиеся на совокупном эффекте для группы в целом и для каждого участника. К наиболее нежелательным из них относятся (Приложение 4.1.2., стр. 343):
Ø стремление ведущего использовать группу в собственных интересах;
Ø тенденции к манипулированию группой;
Ø ориентация на драматичность группового процесса как критерий эффективности работы;
Ø избыток интерпретаций происходящего в группе со стороны ведущего;
Ø неконструктивные ограничения проявлений активности членов группы, постановка их в жесткие рамки;
Ø личностная невовлеченность, отстраненность тренера от группового процесса;
Ø жесткое следование одной стратегии;
Ø наличие у тренера интенсивных неразрешенных им личностных проблем.
К приведенному перечню ошибок тренера, полученному на основе обобщения опыта группового консультирования К. Роджерсом, С.И. Макшанов добавляет дефициты ведущих групп профессионально ориентированного тренинга, выделенные на основе впечатлений участников, супервизирования, оценки результатов профессионально ориентированных программ тренинга (Приложение 4.1.3., стр. 344):
ü абсолютизация собственного профессионального опыта и неоправданный его перенос на работу с представителями других профессиональных групп;
ü пренебрежение или непридание должного значения организационной культуре, в которой действуют проходящие тренинг специалисты;
ü тенденция к сохранению позитивных отношений участников к тренингу и ведущему в ущерб поставленным целям;
ü тенденция к преимущественному акценту на осознание в ущерб работе, направленной на формирование профессионально важных навыков и умений;
ü невмешательство в групповой процесс при возникновении ситуаций, явно непереносимых конкретными участниками вследствие диагностических ошибок или регулятивных дефицитов ведущего [42].
Столь высокие требования, предъявляемые к тренеру, побуждают практиков в области профессионального тренинга к поиску психодиагностических критериев их отбора. Эти критерии могут быть отнесены к интеллектуальным, регулятивным и коммуникативным сферам претендента на подобный вид психологической практики, а также к морально-этическим особенностям его личности, опыту в различных областях его деятельности.
В настоящее время известны многообразные подходы, определяющие перечни качеств и требований к ведущему. Систематизация этих требований затруднена и предполагает экспериментальную проверку. Так, В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева предлагают 14 характеристик, отобранных по критериям необходимости и достаточности, которыми должен обладать эффективный тренер [25]. Предложенный перечень включает ряд личностных и профессиональных характеристик различной степени определенности (Приложение 4.1.4., стр. 345). В частности, это порядочность, предполагающая нравственность, человечность, духовность, исключающая манипуляторский, формальный подход, а также ответственность и социальная зрелость как следствие жизненного опыта. Кроме того, эффективный тренер должен обладать развитым регулятивным потенциалом, определяющим его возможности к изменению и целенаправленной активности в тренинге. Значительная доля неопределенности и высокая эмоциональная насыщенность процесса тренинга требуют большого самообладания, выдержки, развитого самоконтроля. Эти качества позволяют ведущему противостоять агрессии, направленной на него или на других, невротическим и депрессивным реакциям участников группы. Желательными для ведущего являются такие качества, как терпение, устойчивость к неопределенности, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей в сочетании с гибкостью и креативностью. Ведущий должен быть готов к неустойчивости и даже временному исчезновению первоначальных результатов тренинга, к необходимости неоднократного повторения целесообразного воздействия, но уже другими средствами, для чего он нуждается в избыточном количестве средств. Также, для ведущего необходимым является превышающие популяционные стандарты показатели общего интеллекта, воли, коммуникативных возможностей, что подтверждено проведенными психодиагностическими измерениями наиболее успешных ведущих [42].
По мнению В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой [25], фундаментальным личностным качеством ведущего является адекватная самооценка, обеспечивающая, в частности, адекватность оценивания других людей. С.И. Макшанов [42] дополняет эту характеристику. По его мнению, адекватной может быть и негативная самооценка, то есть, ведущий может обладать зафиксированной неудовлетворенностью собой, восприятия себя как недостаточно успешного специалиста, неудачника, что может спровоцировать развитие неуверенности в себе как устойчивого личностного свойства. Поэтому С.И. Макшанов более корректно предлагает необходимость адекватности именно высокой самооценки. Перечень необходимых качеств тренера завершают Сенситивность,гибкость и подвижность реакций. Этот перечень может быть дополнен приведенными в работе Г. Миккин критериями, нежелательными для претендента на тренерскую практику:
▪ аутичность, самодостаточность, проявление психического пресыщения общением и падение мотивации к тренерской работе;
▪ неадекватная самооценка в сочетании с эмоциональной незрелостью, что может привести к росту конфликтности, потребности в подтверждении собственной значимости;
▪ сниженная креативность, независимость, самостоятельность и стрессоустойчивость, приводящие к неадекватному росту энергетических затрат, утомляемости тренера [45].
Для ведущих профессионально ориентированных тренинговых программ необходимо обладание разнообразным жизненным опытом, специальной подготовкой в области, относящихся к труду специалистов, проходящих тренинг, устойчивость к конфронтации, развитое позитивное мышление.
Ряд свойств ведущего поддается коррекции и может достигать своего оптимума в результате направленного обучения и практики. К ним могут быть отнесены естественность поведения и умение решать психодиагностические задачи.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 3893;